«Вопрос профессионального статуса блогера, формирования профессионального стандарта, определенной отдельной профессии, очень дискуссионный, он обсуждался и обсуждается на многих площадках. Чтобы это было все-таки не просто обсуждение, мы подумаем над тем, чтобы провести социологическое исследование, провести опрос экспертов индустрии, узнать, что они думают о формировании нового профессионального стандарта. Мы обязательно это сделаем», – заявил заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Антон Горелкин в ходе круглого стола «Подкаст-индустрия: в поисках баланса между ростом и регулированием». Участники дискуссии отметили, что для журналистов и редакций уже есть законодательство, которое возлагает на них ответственность за публикуемый контент, фактчекинг, соблюдение журналистской этики. Однако для блогеров подобные правила не установлены, говорится в пресс-релизе, поступившем в газету ВЗГЛЯД
О том, что блогерство можно считать отдельной профессией, который нужны свои стандарты и своя этика заявил в рамках данного круглого стола заместитель генерального директора АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) по правовым вопросам Борис Едидин: «Отрицать значение блогеров в современной жизни просто невозможно. Это по сути дела самостоятельная отрасль экономики. Было бы интересно исследование, которое определило бы долю индустрии блогеров в цифровой экономике и экономике России и других стран. Уверен, что доля существует и она безусловно растет как минимум в арифметической прогрессии».
Он полагает, что блогеры и данная индустрия должны приобрести определенный статус: «Очень часто мы говорим о блогере, но надо понимать, что за ним часто кто-то стоит, и это часто не один человек. Естественно, нужно вырабатывать определенные правила и формировать ответственность у инфлюенсеров за тот продукт, который распространяется от их имени на разного рода площадках».
Единин отметил и роль площадок, на которых размещаются подкасты и иной блогерский контент. Он считает, что платформы должны уделять внимание модерации: «Очевидно, основная ответственность лежит на профессиональных участниках этих отношений, а наиболее профессиональными и компетентными являются сами площадки, которые распространяют подкасты. Они лучше подготовлены к взаимодействию с государством, рассмотрению различных обращений, жалоб, модерации контента в хорошем смысле этого слова».
Директор по работе с госорганами «Яндекс» Игорь Алексеев отметил, что действующее законодательство значительно покрывает перечень вопросов, которые возникают в этой сфере: «Мы считаем, что наиболее эффективным способом и подходом к определению регулирования на данном этапе мог бы быть подход, основанный на принципах саморегулирования».
По данным ВЦИОМ, в 2020 году каждый пятый россиянин (19%) слушал подкасты, а 66% не знали о таком формате. Однако российский рынок подкастов стремительно растет: по прогнозам PwC к 2023 году он достигнет 133 миллионов долларов США и покажет рост в 5 раз по сравнению с 2018 годом (25 млн долларов США). За спросом растет и предложение: в каталог Яндекс.Музыки каждый месяц добавляется по 400 новых шоу, их общее количество перевалило за 11,5 тысяч.
Вместе с тем, правовой статус подкастов остается неопределенным. Эксперты отмечают, что в мировом опыте пока нет специального регулирования для этого типа распространения информации: чаще всего они подпадают только под нормы, касающиеся защиты авторских прав (такое есть, например, в США).