«Рынок рекламы в интернете давно перегнал телевидение и составляет больше 200 млрд рублей. Примерно половину этой суммы, по оценкам экспертов, забирают себе большие иностранные интернет-платформы. И это только рекламные бюджеты. Наш сегмент рынка превратился в наиболее привлекательный в Европе. Но при этом возникает большая проблема – целая россыпь западных компаний зарабатывает у нас деньги, но при этом они остаются вне российской юрисдикции», – говорит член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
«Российские компании поставлены в неравное положение. Для иностранных платформ налоговая отчетность – добровольная, поэтому они платят в несколько раз меньше, чем должны бы. Иностранцы используют различные схемы с участием наших рекламных агентств и в результате показывают минимальный объем прибыли», – сказал депутат.
«Кроме того, российские компании вынуждены содержать за свой счет службы модерации, они работают с пользователями, то есть тратят деньги, чтобы соответствовать всем требованиям нашего законодательства. Иностранные IT-гиганты избавлены от таких расходов, они по сути ведут себя на российском рынке, как колонизаторы XVII-XVIII века, – и отсюда их соответствующее отношение к нашей стране», – пояснил политик.
«С учетом перспективности нашего рынка, мы заслуживаем открытия в России полноценных представительств зарубежных IT-платформ. Недопустимо ущемление прав наших пользователей, как и пренебрежительное отношение к нашим законам, когда годами, иностранцы неохотно и подолгу не удаляют противоправный контент. Это видно на примере Twitter», – напомнил политик.
«Пока диалог с иностранными платформами носит крайне хаотичный характер. Взаимодействие удается выстраивать только с отдельными представителями. Мы же хотим создать понятный и прозрачный механизм работы. Для этого и был недавно внесен законопроект о «приземлении» иностранных платформ», – сказал Горелкин, один из авторов этого закона.
«Механизм таков: иностранная платформа создает на сайте регулятора – Роскомнадзора личный кабинет. Через этот сервис и происходит обмен юридически значимыми сообщениями. Это оперативно, понятно и позволит регулятору и компаниям выстроить единые правила, а также избежать негативных последствий, которые недавно испытал на себе Twitter», – сказал Горелкин.
В марте власти были вынуждены прибегнуть к крайней мере – к замедлению трафика, напомнил депутат. «У Twitter не было управленческой ориентации на наш рынок, ей было не с кем взаимодействовать. А теперь мы все эти вопросы решаем с помощью законопроекта», – утверждает депутат.
Одним из критериев включения интернет-компании в реестр регулятора, упоминаемый в новом законе, станет наличие 500 тыс. уникальных пользователей в сутки. «Как посчитать этих пользователей? Очевидно, что счетчики самих компаний могут не быть объективны. Нужен единый измеритель, единый отраслевой стандарт. Мой законопроект о едином измерителе и проект о «приземлении» ментально связаны между собой», – заверил депутат.
Горелкин уверен, что крупные иностранные интернет-платформы, которые хотят работать в России, «примут новые условия».
Как сообщил в четверг сайт Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), отечественные госкомпании наращивают затраты на свое продвижение в социальных сетях. За прошлый год доля затрат государственных компаний на социальные сети увеличилась на 3% и составила 3,32 млрд рублей. Больше всего потратили Сбербанк, Банк ВТБ и Ростелеком. Самыми популярными платформами являются Instagram*, Facebook* и ВКонтакте. На них приходится 80% бюджетов, выделяемых госкомпаниями на продвижение в социальных медиа. 36% опрошенных компаний рассматривают TikTok и YouTube в качестве новых рекламных каналов.
В свою очередь, глава того же комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн подчеркивает, что «обеспечить исполнение требования по «приземлению», без предоставления государству инструментов понуждения международных IT-компаний к исполнению законодательства, было бы несколько проблематично».
По мнению главы комитета, если государственным органам и госкомпаниям запретить продвижение в иностранных соцсетях, то вреда от этой меры не будет. «Роскомнадзор на днях, на заседании собственной коллегии, назвал четыре самых популярных в России соцсети, и лишь две из них – отечественные: «ВКонтакте» и «Одноклассники». Ограничения для иностранных компаний, очевидно, приведут к перераспределению бюджетов в пользу российских, что само по себе хорошо. Если Twitter, YouTube, Facebook захотят потерять доходы с российского рынка – это их право. Пусть и дальше не исполняют российское законодательство», – пояснил глава комитета.
Хинштейн уверен, что российский рынок важен для международных интернет-игроков, потому что это огромная аудитория и существенная прибыль. «Facebook и Google со своих сервисов получают не менее 100 млрд рублей совокупно с российского только рекламного рынка. Очевидно, что они могут себе позволить содержать постоянные, полноценные и компетентные офисы», – подытожил депутат.
Как сообщала на прошлой неделе газета ВЗГЛЯД, группа депутатов, в том числе Александр Хинштейн, Антон Горелкин и другие, подготовили проект закона, обязывающий владельцев крупных иностранных интернет-ресурсов открывать официальные представительства в России. «В Государственную думу внесен один из самых важных законопроектов этой сессии – о «приземлении» иностранных IT-компаний в России. Проще говоря, мы хотим обязать крупные зарубежные интернет-компании открывать у нас официальные представительства или филиалы», – пояснял тогда Горелкин.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ