«Зачастую иностранные лекарства применяются при онкологии и на карту поставлена жизнь. Но дело даже не в том, зарубежный препарат или российский. Важно, чтобы у лекарства была доказанная эффективность», – рассказал заведующий отделением трансплантации гемопоэтических стволовых клеток № 2 НМИЦ ДГОИ им. Д. Рогачева Дмитрий Балашов.
По его словам, любой препарат выпускается на рынок только после многолетних всесторонних исследований. «Это касается не только оригинальных препаратов, но и их генерических копий, дженериков. При этом копия препарата не всегда является точной копией оригинального лекарства. Их делают разные лаборатории из разных ингредиентов. Токсичность и побочные эффекты дженериков часто отличаются от оригинала», – заметил эксперт.
«Собственно поэтому врачи-онкологи, обеспокоенные ограничением на госзакупки лекарств иностранного производства и говорили: дайте нам использовать те препараты, эффективность и токсичность которых точно мы знаем.
Эти препараты проверены, они работают. Это особенно важно еще и потому, что многие препараты в онкологии используются на грани переносимости пациентом. Поэтому в наш век доказательной медицины врачи назначают пациентам только те препараты, эффект от применения которых является научно доказанным», – подчеркнул медик.
Есть и еще один важный момент, продолжил собеседник. За рубежом результаты исследований, предшествующих выпуску препарата, всегда выложены в открытом доступе, а в России зачастую они защищены коммерческой тайной. Производитель уверяет, что его продукт прошел все необходимые исследования и тесты, но убедиться в этом у врачей возможности нет.
«Что касается упреков со стороны лоббистов отечественной фармакологии в том, что врачам якобы экономически выгоднее назначать иностранные препараты, и они якобы имеют процент с продаж – этой практики уже давно нет и быть не может. Очень обидно это слышать. Врач – это человек гуманной профессии. Он о пациенте гораздо больше думает, чем о своей зарплате, иначе он бы врачом не работал», – заключил Балашов.
Его точку зрения поддержал главный внештатный онколог Минздрава, генеральный директор ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России Андрей Каприн. По его словам, решение о снятии ограничений на госзакупки лекарств иностранного производства говорит о том, что Россия движется в сторону поддержки качества лечения онкопациентов, и о том, что государство прислушивается к мнению экспертного сообщества.
По словам онколога, многие развитые страны мира не могут себе позволить покупать оригинальные препараты, «а даже если препарат произведен в другой стране – чаще всего это дженерики».
«Потому решение правительства – это очень смелый шаг, свидетельствующий о заботе страны о судьбах пациентов. Мы, как экспертное сообщество, относимся к этому с большим уважением и понимаем. И мы готовы приложить все усилия, чтобы при лечении пациентов нормально комбинировать те препараты, которые им необходимы», – подчеркнул Каприн.
Ранее глава российского правительства Михаил Мишустин поручил Минздраву до 14 марта сформировать проект перечня медикаментов для лечения онкологии, закупка которых идет по торгам.
До 12 марта профильные министерства и ведомства должны представить предложения по отмене ограничений, на приобретение иностранных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарств в государственные и муниципальные больницы. Согласно этим правилам, госзаказчик должен отклонять все заявки поставить иностранные препараты, если в конкурсе есть заявки от поставщиков из государств – членов ЕАЭС.
Кроме того, Мишустин поручил до 1 марта представить идеи о возможности лечения онкобольных на дому теми же лекарствами, которые они получали в стационаре. Премьер-министр также заявил, что кабинет министров сделает все необходимое для обеспечения онкологических больных в России необходимыми медикаментами.