КС в четверг рассматривает жалобу жительницы Челябинской области Алены Лымарь, обвиняемой в убийстве собственной полугодовалой дочери. Заявительница оспаривает конституционность пункта 1 части 3 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса России. В соответствии с оспариваемой нормой, обвиняемые женщины лишены права на суд присяжных, передает РИА «Новости».
Такое положение сложилось после того, как из подсудности районных судов вывели дела, по которым может быть назначено пожизненное лишение свободы. А поскольку такая мера наказания не применяется к женщинам, то они оказались лишенными права на суд присяжных, поскольку он в районных судах не проводится.
Полномочный представитель президента России в Конституционном суде (КС) Михаил Кротов в ходе своего выступления заявил, что согласиться с доводами заявительницы о неконституционности нормы «не представляется возможным». «Президент поручил расширить спектр применения суда присяжных. Федеральный законодатель вправе его расширять, но это не означает, что из-за того, что законодатель не расширил этот спектр, это не соответствует Конституции», – сказал Кротов в ходе своего выступления.
Право на суд присяжных, отметил Кротов, не относится к числу основных прав, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения. Конституционность оспариваемой нормы ранее подтверждал КС. «Общепризнанные принципы и нормы международного права также не включают право на суд присяжных в число обязательных составных элементов права на справедливое правосудие», – сказал Кротов.
Данное дело, по его мнению, КС вообще не следовало принимать к рассмотрению, поскольку оно еще не прошло все необходимые судебные инстанции. К тому же заявительница не воспользовалась доступной ей дополнительной процессуальной гарантией – рассмотрением дела коллегией из трех профессиональных судей. Кротов также отметил, что суд первой инстанции по статье «убийство малолетнего» назначил Лымарь минимально возможное наказание – восемь лет лишения свободы. Тогда как в случае обвинительного вердикта присяжных заявительница могла бы получить более строгое наказание.
Тем не менее, Кротов напомнил, что президент России Владимир Путин в своем послании к Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года предложил укрепить роль присяжных заседателей и расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать. Так, в настоящее время готовится предложение, согласно которому обвиняемые в особо тяжких преступлениях против личности, чьи дела рассматривают суды районного уровня, смогут получить право на суд присяжных.
При этом, по словам полномочного представителя правительства России в Конституционном суде Михаила Барщевского, в данном деле речь идет не о неких «важных частностях», а о «базовых человеческих принципах» – о равенстве, справедливости и человеческом достоинстве. Барщевский признался, что не поверил своим глазам, когда получил документы из КС по этому делу.
«Я прочитал заявление два раза и не мог поверить, что у нас в стране у женщин нет права на суд присяжных. Суд присяжных часто называют судом справедливости. Выходит, что у нас женщины не имеют права на суд справедливости», – сказал Барщевский в ходе заседания.
Как отметил адвокат, правительство России не давало отзыва на эту норму, она возникла только в поправках ко второму чтению соответствующего законопроекта. По его мнению, это случайность. Кроме того, Барщевский напомнил, что ни для кого не секрет, что в судах областного уровня, по сравнению с районными, работают более опытные судьи. «Эта норма означает, что женщины не имеют права на то, чтобы быть судимыми опытными судьями, а только судьями начинающими. Это нормально?» – сказал Барщевский в ходе выступления.
По его словам, статистика показывает, что суды присяжных в 15 раз чаще выносят оправдательные приговоры: «Шансов быть оправданными у женщин в 15 раз меньше, чем у мужчин. Это разве не дискриминация по половому признаку?».
Также, по мнению Барщевского, дискриминацией является и нынешнее лишение права на суд присяжных для несовершеннолетних и мужчин старше 65 лет, которым также не назначается пожизненное заключение.
Полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном суде России Алексей Александров в ходе открытого заседания поддержал право обвиняемых женщин на суд присяжных. Александров также заявил, что соответствующая поправка «не выглядит безупречной» и требует доработки законодателем.
По его словам, в данном случае речь идет о двух автономных правовых гарантиях: первая из них – уголовно-процессуальная, право на суд присяжных, а вторая – запрет назначать обвиняемым-женщинам пожизненное лишение свободы, это уголовно-процессуальная гарантия.
«Данные гарантии по изначальному замыслу являются взаимодополняющими, а не взаимоисключающими», – сказал Александров.
Как заявил полпред Совета Федерации, оправдательный приговор по статистике в 20 раз чаще выносится судом присяжных, чем обычным судом.
По его словам, ведущие юристы страны в настоящее время обсуждают расширение роли суда присяжных, а само внимание к этой проблеме «является чрезвычайно важным особенно в период совершенствования и повышенного внимания к уголовной политике в нашем государстве».
Суд присяжных, отметил Александров, связан со «светлыми страницами» в истории российского права и представляет собой полную противоположность «инквизиционному сращиванию судопроизводства с обвинением».
В понедельник в пресс-службе суда сообщили, что Конституционный суд России 4 февраля рассмотрит жалобу на запрет для женщин суда присяжных.