Пока неясно, каким образом собираются адвокаты движения «Хабад Любавич» взыскивать с Российской Федерации и ряда ее ведомств штраф в сумме 50 тыс. долларов в день, наложенный Вашингтонским судом в наказание за отказ российских властей вернуть движению так называемую библиотеку Шнеерсона и вообще участвовать в судебном разбирательстве.
Адвокат истцов Сет Гербер сначала заявил Los Angeles Times, что взыскать эти деньги не представляется возможным. Но чуть позже поправился, что дело обстоит не так и что штраф можно будет взыскать в соответствии с американским законом об иностранных суверенных иммунитетах.
Последний позволяет в определенных обстоятельствах захватывать имущество иностранных государств, находящееся на территории США и «используемое для коммерческой деятельности», передает BBC.
Сам Гербер не прокомментировал инициативу, а лишь отослал к своему пресс-релизу, в котором среди прочего заявил, что американские суды обладают юрисдикцией в данном деле, и в доказательство сослался на вышеуказанный американский закон об иммунитетах.
Как отмечает в своем блоге Art Law Report бостонский адвокат Николас О'Доннел, в 2010 году Вашингтонский апелляционный суд заключил, что ответчики-россияне не обладают в данном случае иммунитетом, поскольку хасидские книги и рукописи были изъяты российскими властями «в нарушение международного права».
Пока юристы обсуждают дальнейшие шаги, движение «Хабад Любавич», чья штаб-квартира находится в бруклинском районе Краун-Хайтс, намерено продолжать бой за книги и документы, которые оно считает своими общими святынями.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в среду суд округа Колумбия (Вашингтон) обязал российское правительство выплачивать по 50 тыс. долларов ежедневно до возврата американским хасидам этой коллекции. Между тем администрация президента США Барака Обамы не согласилась с решением суда.
Напомним, Шнеерсон был выслан из Советского Союза в 1927 году. Он частично перевез свою коллекцию сначала в Латвию, где получил гражданство, а потом в Польшу, где оставил ее после вторжения войск фашистской Германии. Коллекция была перевезена в Германию, откуда ее в 1945 году забрала Красная армия. Другая часть коллекции была национализирована большевиками еще раньше – в 1918 году – и в итоге оказалась в фондах Российской государственной библиотеки.
В конце июля 2011 года суд США постановил вернуть иудейскому религиозному движению «Хабад Любавич» приблизительно 12 тыс. книг и 50 тыс. редких документов из коллекции любавичского раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона, принадлежащих сейчас библиотечному фонду России.
После этого МИД России заявил о том, что библиотека Шнеерсона никогда не принадлежала движению «Хабад», «ни разу не покидала территорию России и была национализирована, поскольку в семье Шнеерсонов не осталось законных наследников».
МИД России назвал решение суда «неправомерным» и «провокационным», пригрозив жестко ответить в случае ареста США российского госимущества.
«В МИД России рассматривают как абсолютно неправомерное и провокационное решение федерального суда в Вашингтоне о наложении на Российскую Федерацию штрафа за неисполнение вынесенного в 2010 году одиозного вердикта о передаче американской религиозной общине «Хабад» собрания книг и манускриптов, известных как коллекция Шнеерсона, – сообщили в пресс-службе ведомства. – Вызывает возмущение, что Вашингтонский суд пошел на такой беспрецедентный и чреватый самыми серьезными последствиями шаг, как введение штрафных санкций против суверенного государства. Американские власти, как мы надеемся, отдают себе отчет, что если российское государственное имущество, не защищенное дипломатическим иммунитетом, подвергнется аресту в США, как того требует «Хабад» в качестве «обеспечительной меры», то мы будем вынуждены предпринять жесткие ответные действия».
Вердикт американского суда по библиотеке Шнеерсона прокомментировал и замминистра культуры России Григорий Ивлиев. По его словам, произошедшее негативно скажется на доступе американцев к российским культурным ценностям. Что касается самого вердикта суда, Ивлиев напомнил: «Мы предлагаем исходить из того, что в отношении России полномочия имеются только у российских судов».
Он назвал эту коллекцию составной частью библиотечного фонда России. «Никаких юридических оснований для передачи коллекции Шнеерсона частным лицам не существует. Все документы отреставрированы и находятся в хорошем состоянии. Всем гражданам России и иностранным гражданам, желающим работать с этими документами, обеспечены идеальные условия для работы в Российской государственной библиотеке (РГБ)», – сказал Ивлиев.
По его словам, часть материалов из коллекции Шнеерсона находится также в Российском государственном военном архиве, где созданы надлежащие условия для их хранения и работы с ними российских и иностранных граждан.