Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевХолодная книжная война
Россия объяснила, почему не отдаст в США коллекцию Шнеерсона
Трудности с доступом к российским культурным ценностям пообещал американцам замминистра культуры Григорий Ивлиев. Так он прокомментировал решение вашингтонского суда оштрафовать Россию за отказ выдать библиотеку Шнеерсона. Эксперты уверены, что тяжба не сможет испортить отношения Кремля и Белого дома, которые и так «в низшей точке».
Вердикт американского суда по библиотеке Шнеерсона в четверг прокомментировал замминистра культуры России Григорий Ивлиев. По его словам, произошедшее негативно скажется на доступе американцев к российским культурным ценностям. Что касается самого вердикта суда, Ивлиев напомнил: «Мы предлагаем исходить из того, что в отношении России полномочия имеются только у российских судов».
Если бы это был внутренний вопрос США, тогда да, все было бы понятно. Но ведь эта коллекция является частью культурного наследия нашей страны
Он назвал эту коллекцию составной частью библиотечного фонда России. «Никаких юридических оснований для передачи коллекции Шнеерсона частным лицам не существует. Все документы отреставрированы и находятся в хорошем состоянии. Всем гражданам России и иностранным гражданам, желающим работать с этими документами, обеспечены идеальные условия для работы в Российской государственной библиотеке (РГБ)», – цитирует РИА «Новости» Ивлиева.
По его словам, часть материалов из коллекции Шнеерсона находится также в Российском государственном военном архиве, где созданы надлежащие условия для их хранения и работы с ними российских и иностранных граждан. Ивлиев отметил, что сейчас никакого культурно-интеллектуального имущества России, которому могли бы грозить санкции с американской стороны, на территории США нет. А вот различные программы сотрудничества, которые уже были предусмотрены, к примеру, обмены выставками между музеями, это решение суда, по словам Ивлиева, приостановит.
«Эта ситуация длится уже не один год, и мы всегда предпринимаем все, чтобы наши культурные ценности не находились на территории США без должных юридических гарантий их возврата. Определенные гарантии создавало наше соглашение с американскими властями по взаимным гарантиям, но мы видим, что в данной ситуации американские власти не способны гарантировать возвращение наших культурных ценностей», – пояснил замминистра культуры.
Как сообщила газета ВЗГЛЯД, в среду суд округа Колумбия (Вашингтон) обязал российское правительство выплачивать по 50 тыс. долларов ежедневно до возврата американским хасидам этой коллекции.
Напомним, Шнеерсон был выслан из Советского Союза в 1927 году. Он частично перевез свою коллекцию сначала в Латвию, где получил гражданство, а потом в Польшу, где оставил ее после вторжения войск фашистской Германии. Коллекция была перевезена в Германию, откуда ее в 1945 году забрала Красная армия. Другая часть коллекции была национализирована большевиками еще раньше – в 1918 году и в итоге оказалась в фондах Российской государственной библиотеки.
- США наложили на Россию штраф из-за библиотеки Шнеерсона
- СМИ: Клинтон пообещала защиту российской интеллектуальной собственности в США
- Парусник «Седов» могут арестовать из-за библиотеки Шнеерсона
- Швыдкой: Проблемы из-за «библиотеки Шнеерсона» преодолеют спецсоглашением
- Решение по возврату Россией библиотеки Шнеерсона вступило в силу в США
Любавичские хасиды добиваются возвращения коллекции Шнеерсона с конца 1980-х годов. По некоторым данным, первый президент России Борис Ельцин успел пообещать госсекретарю в администрации Джорджа Буша-старшего Джеймсу Бейкеру вернуть коллекцию.
В конце июля 2011 года суд США постановил вернуть иудейскому религиозному движению «Хабад Любавич» приблизительно 12 тыс. книг и 50 тыс. редких документов из коллекции любавичского раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона, принадлежащих сейчас библиотечному фонду России. После этого МИД России заявил о том, что библиотека Шнеерсона никогда не принадлежала движению «Хабад» и «ни разу не покидала территорию России и была национализирована, поскольку в семье Шнеерсонов не осталось законных наследников». «Ни о каком «возврате» в США этих книг речь идти в принципе не может», – говорилось в комментарии.
«Штрафные санкции против суверенного государства»
В среду МИД России назвал решение суда «неправомерным» и «провокационным», пригрозив жестко ответить в случае ареста США российского госимущества.
«В МИД России рассматривают как абсолютно неправомерное и провокационное решение федерального суда в Вашингтоне о наложении на Российскую Федерацию штрафа за неисполнение вынесенного в 2010 году одиозного вердикта о передаче американской религиозной общине «Хабад» собрания книг и манускриптов, известных как коллекция Шнеерсона, – сообщается на сайте ведомства. – Вызывает возмущение, что вашингтонский суд пошел на такой беспрецедентный и чреватый самыми серьезными последствиями шаг, как введение штрафных санкций против суверенного государства. Американские власти, как мы надеемся, отдают себе отчет, что если российское государственное имущество, не защищенное дипломатическим иммунитетом, подвергнется аресту в США, как того требует «Хабад» в качестве «обеспечительной меры», то мы будем вынуждены предпринять жесткие ответные действия».
В свою очередь гендиректор РГБ Александр Вислов рассказал ИТАР-ТАСС, что хранимая часть «коллекции Шнеерсона» находится в открытом доступе. По его словам, с этой целью в Центре восточной литературы РГБ выделена отдельная специальная комната.
«Каждый гражданин мира может приехать в Москву, записаться читателем Российской государственной библиотеки и прочитать все, что ему нужно. Никаких ограничений на доступ к этой коллекции, к любой книге из этой коллекции не существует», – подчеркнул гендиректор, уточнив, что в РГБ входит около 4–5 тыс. книг и рукописей.
Вислов добавил, что не знает, «каким образом решение американского суда должно исполняться Россией». «Если бы это был внутренний вопрос США, если бы все это находилось там, тогда да, все было бы понятно. Но ведь эта коллекция является частью культурного наследия нашей страны...» – подчеркнул гендиректор РГБ.
«Тут только начни аресты накладывать»
В свою очередь глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин заявил, что вердикт больше похож на «пиар-акцию», нежели на реальный суд». Он пояснил порталу «Интерфакс-Религия», что такое решение «так же исполнимо, как и предыдущее: как американский суд «смог» взыскать библиотеку, так он «сможет» взыскать и деньги».
«Любому наблюдателю очевидно, что Россия не спешит выполнять решение американского суда и никогда не будет этого делать. Каждое такое очередное решение лишь дает России возможность вновь подтвердить решимость не выполнять решение американского суда», – сказал Горин.
Гендиректор центра политической информации Алексей Мухин уверен, что конфликт из-за «коллекции Шнеерсона» не сможет ухудшить российско-американские отношения, которые и так уже находятся «в низшей точке».
«Прежде всего это связано с тем, что разорван механизм взаимодействия между президентами. Бараку Обаме не удалось наладить личных контактов с Владимиром Путиным. Большинство подобного рода проблем, как «акт Магнитского», например, решаются звонком президента», – сказал Мухин газете ВЗГЛЯД. В то же время, напомнил эксперт, на экономических отношениях России и США новый спор вряд ли отразится, «хотя бы потому, что американские компании чувствуют себя на российском рынке уверенно».
В случае попыток наложить на российскую собственность в США арест Москва, указал политолог, сможет наложить арест на американскую собственность в России.
«Тут только начни аресты накладывать. В конце концов, российской собственности в Америке не так много, а американской собственности в России очень много. Поэтому я не знаю, кто выиграет. Очень сомневаюсь, что США будут накладывать какие-то аресты. Это не мы добивались выхода на российский шельф американской компании Exxon Mobil», – отметил Мухин.