Экономика

2 апреля 2022, 09:40

Рубль спасет российскую авиацию

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Россия продолжает находить способы обхода санкций, которые серьезно ударили по авиационным перевозкам. С помощью законной хитрости России уже удалось оставить у себя арендованные иностранные самолеты, которые Европа требовала вернуть. Теперь пришло время решить вопрос о лизинговых платежах – зарубежным владельцам лайнеров придется получать их в рублях. Согласятся ли они на это?

Российские авиакомпании временно смогут платить за покупку, аренду и лизинг самолетов, а также двигателей компаниям из недружественных государств в рублях. Такой документ опубликован на портале правовой информации с подписью президента России Владимира Путина.

Теперь авиакомпания может внести платеж на рублевый счет компании-лизингодателя в российском банке, чтобы выполнить свои обязательства. Сумма в рублях будет рассчитываться по официальному курсу ЦБ на день исполнения обязательств. Как и в случае с расчетами в рублях за газ, правительство дало право разрешать иной порядок исполнения контрактов по лизингу самолетов Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Это еще один способ России обойти введенные Западом санкции, причем не только авиационные, но и финансовые.

Ранее Европа не только запретила покупать европейские самолеты, но и потребовала вернуть те лайнеры, который находятся в аренде у лизинговых компаний. Сделать это надо было до 28 марта. Срок прошел, но иностранные лайнеры остаются в парке российских перевозчиков. Причина проста: закрытое Европой небо для российских авиакомпаний и ответное закрытие неба Россией для европейских перевозчиков делают это технически невозможным. Ни Россия не может отправить самолеты европейцам, ни сами европейцы не могут прилететь в Россию, чтобы забрать свои лайнеры. А так как речь идет об аренде, то она автоматически продлевается, и за нее надо платить.

Однако с оплатой возникли проблемы. Во-первых, с переводом денег за рубеж – из-за финансовых санкций и отключений от системы SWIFT. Во-вторых, из-за заморозки валютных резервов Россия ввела ограничения по выводу валюты за рубеж (это возможно только по специальному разрешению). Наконец, сами авиакомпании летают сейчас в основном внутри России, а не за границу, поэтому они перестали получать средства в валюте, отмечает глава отраслевого портала Авиа.ру Роман Гусаров.

«Правительство России создало механизм, который позволит нашим авиакомпаниям оплачивать лизинговые платежи, а владельцам самолетов (лизингодателям) – получать свои деньги. Россияне никому не выкручивают руки, а наоборот, облегчают решение этого вопроса»,

– объясняет Гусаров.

Дело в том, что лизинговые компании изначально были не в восторге от решения европейских властей по разрыву лизинговых контрактов. Ведь они лишаются не только ежемесячных доходов на российском направлении, но и вынуждены заплатить штраф за разрыв контрактов. По словам министра транспорта Виталия Савельева, иностранные лизингодатели потребовали у российских компаний вернуть 500 самолетов остаточной стоимостью 20 млрд долларов.

Реальный возврат такого большого количества лайнеров грозит для многих из иностранных компаний банкротством. Они сами говорили об этом своим властям, когда просили не вводить санкции ради сохранения их бизнеса, но не были услышаны. Перепродать поддержанные самолеты за их реальную цену будет невозможно. Даже с большим дисконтом сделать это будет непросто. Пандемия сильно ударила по мировым авиаперевозкам, спрос на них упал, и до сих пор так и не восстановился. А это значит одно: в авиационных парках по всему миру переизбыток самолетов. Дополнительные самолеты сейчас мало кому нужны. Теперь, когда иностранные самолеты были перерегистрированы в российский реестр по указу президента, это может еще сильнее отпугнуть западных покупателей, которые не захотят «токсичный» самолет, считает Гусаров.

Возврат сотен самолетов лизингодателям обвалит рынок как вторичных самолетов, цены на которые резко упадут на фоне низкого спроса, так и в будущем рынок новых лайнеров. Мало кто захочет покупать более дорогие новые самолеты, когда на вторичном рынке их можно купить за бесценок.

Решение в ускоренном порядке перерегистрировать самолеты российских авиакомпаний в российской юрисдикции, которое было принято ранее – это еще один способ Москвы обойти санкционные риски. Исторически так сложилось, что иностранцы из-за недоверия к нашей правовой системе регистрировали самолеты в Ирландии и на Бермудах, где действует более понятное для них англосаксонское право. Но после введения ЕС санкций Ирландия и Бермуды стали «играть против нас». По их запросам самолеты российских авиакомпаний начали арестовывать в зарубежных аэропортах. По данным Савельева, российские авиакомпании «потеряли» за рубежом 78 самолетов из-за санкций.

Санкции также лишили самолеты российских авиакомпаний возможностей страховаться в западных компаниях. Главная статья страхования – риски причинения ущерба или утраты самолета. Этот вопрос также был решен. По словам вице-премьера Юрия Борисова, абсолютное большинство самолетов Boeing и Airbus останется в России: они внесены в российский реестр и перестрахованы российскими страховыми компаниями.

Раз самолеты остаются, то пришло время решить проблему с лизинговыми платежами. «Россия говорит о том, что готова выполнять условия договора, в отличие от Запада, который пошел на нарушение всех законов и конвенций. Речи не идет ни о какой национализации иностранных самолетов. Но мы можем платить в условиях санкционного давления только в рублях. Изменение законодательства можно расценивать как форс-мажор», – говорит Гусаров. У лизингодателей выбор небольшой – либо получать рубли, либо ничего.

Европа запретила также поставлять в Россию авиационные запчасти и осуществлять техническое обслуживание. С техническим обслуживанием прекрасно справятся собственные технические центры на базе российских авиакомпаний, считает Гусаров. Такие имеются у «Аэрофлота», S7, Utair и других, и они обслуживают не только собственный авиапарк, но и самолеты других авиакомпаний.

Авиакомпаниям предстоит найти пути решения с доставкой запчастей. Государство со своей стороны разрешает параллельный импорт. Это значит, что запчасти можно покупать не только у самого производителя и его официальных дилеров, но и у посредников. Это расширяет предложение.

Таким образом, государство со своей стороны ищет обходные пути, как сохранить авиапарк, бизнес российских авиакомпаний и рабочие места в столь сложных условиях, а авиационный бизнес должен заботиться о ремонте и техническом обслуживании, говорит Гусаров.

Ситуация в отрасли еще далека от совершенства, однако уже виден просвет. В «Известиях» подсчитали, что в марте российские авиакомпании «приземлили» 246 самолетов Airbus и Boeing в 30 крупнейших аэропортах РФ (анализ на основе данных сервиса отслеживания полетов Flightradar). Из них 76 лайнеров не летало 20-30 дней, еще 170 бортов – 7-20 дней. В целом 246 самолетов – это треть от всего авиапарка, который насчитывает 980 лайнеров. Однако Гусаров объясняет это, во-первых, низким сезоном, во-вторых, снижением спроса на полеты со стороны россиян из-за происходящих событий и роста курса валют. С началом туристического сезона и улучшением геополитического фронта ситуация и с авиаперевозками может улучшиться.

Ранее Савельев говорил о том, что пока за рубеж российские авиакомпании летают только на самолетах, которые являются отечественными или были зарегистрированы как российские до введения последних санкций – это 193 машины. Из них 148 машин приходится на лайнеры Sukhoi Superjet, 44 машины – Boeing и Airbus, плюс один Ту-204. Кроме того, в Россию продолжают летать 32 авиакомпании из 22 стран.

Остается решить вопрос по поводу задержания самолетов наших авиакомпаний за границей.

«Остаются западные лизингодатели, на которых давит политическое руководство, чтобы они забрали самолеты. Эти компании могут отправлять запросы, чтобы арестовать наше имущество»,

– говорит Гусаров.

В число таких иностранцев входит ирландская компания AerCap, которая предоставила на условиях лизинга 135 самолетов и 14 авиадвигателей российским авиакомпаниям. Вернула она только 22 самолета и три двигателя. Компания предъявила страховые претензии за самолеты, оставшиеся в России после расторжения договоров лизинга. «На прошлой неделе мы подали страховой иск примерно на 3,5 млрд долларов в отношении наших самолетов и двигателей, оставшихся в России», – сообщил инвесторам финансовый директор Питер Юхас, передает Financial Times.

По словам Гусарова, эту проблему будут решать так: Россия будет восстанавливать полеты только в те страны, которые дадут гарантии, что они не задержат наши самолеты ни при каких условиях.

«России, на самом деле, не надо летать везде, мы и не летали везде. Наши авиакомпании не летали в Австралию, практически не летали в Южную Америку и совсем мало летали в Северную Америку. У нас была большая маршрутная сеть по Европе, но она серьезно сузилась во время пандемии. В прошлом году она занимала маленький процент от всего пассажиропотока. Мы уже привыкли туда не летать. Главное, чтобы была возможность летать в страны массовых туристических направлений. Турция, Египет, Таиланд, Китай – все это будет. Плюс надо иметь транзитные хабы, например, в Стамбуле, откуда удобно летать в Европу, и в Дубай, откуда можно улететь вообще в любую точку земного шара», – рассуждает Гусаров.

На зарубежные направления в 2021 году пришлось всего 21% пассажиров из 111 млн перевезенных. На внутрироссийских маршрутах установлен исторический рекорд – перевезено 87,5 млн пассажиров. «Львиная доля, 90% – это курорты: Турция, Египет, Греция, Кипр и Юго-Восточная Азия. А на Европу приходилось несколько процентов», – заключает директор «Авиа.ру».

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

ВСУ потеряли за сутки более 260 военных на Курском направлении
Темы дня

Запад неадекватно воспринял сигнал от «Орешника»

Уходящая неделя войдет в историю, как один из решающих этапов эскалации конфликта между Западом и Россией. Какие боевые характеристики комплекса «Орешник» являются самыми впечатляющими, почему его испытания являются сигналом далеко не только киевскому режиму и почему реакция Запада на эту ракету является неадекватной?

Китай забирает одну из важнейших французских легенд

Китай сделал новый шаг на пути глобальной торговой экспансии – и на этот раз очередь дошла до поистине легендарных продуктов. Возможно, уже в ближайшие годы один из символов западной алкогольной культуры – коньяк – будет разливаться вовсе не в строго определенном регионе Франции, а в Китае. Как такое произошло?

Киев не поверил в существование гиперзвуковой ракеты «Орешник»

США пригрозили союзникам за помощь в аресте Нетаньяху

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Новости

Рар: Выборы в Румынии подтверждают кризис либеральной модели в Европе

В Восточной Европе отсутствует долгая традиция либеральной политики, поэтому рост влияния правых сил ощущается здесь особенно ярко. Тем не менее данная тенденция характерна для всех государств ЕС, поскольку нынешняя политика объединения не способна справиться с последствиями глобального кризиса, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Александр Рар. Ранее в Румынии стартовали президентские выборы.

Суд арестовал имущество замглавы транспортной полиции Махачкалы

Московский суд наложил арест на имущество родственников Казбека Мурзаева, обвиняемого в получении взятки, включая земельные участки и автомобили, оформленные на его отца и родственников.

Группа бойцов ЧВК «Вагнер» погибла в Мали, попав в засаду

В Мали шесть бойцов частной военной компании «Вагнер» погибли во время атаки террористов. Нападение произошло в регионе Мопти, где российская колонна попала в засаду.

Жительница Курской области сообщила о мародерстве ВСУ

Эвакуированная жительница Курской области рассказала, что военнослужащие ВСУ похищали у мирных жителей деревни Никипеловка телевизоры и холодильники, оставляя дома с выбитыми окнами и полностью разграбленными.

Банкоматы в Китае перестали выдавать наличные с карт Газпромбанка

Банкоматы Bank of China и ICBC прекратили выдачу наличных с карт Газпромбанка Union Pay, информируя о сбое транзакции.

FT: Россия привлекла йеменских наемников для войны на Украине

Российские вооруженные силы завербовали сотни йеменских мужчин для участия в боевых действиях на Украине, используя сеть контрабанды, связанной с группировкой хуситов, пишет Financial Times.

Россиянин отсудил у BMW 300 млн рублей за неисправность вентилятора

Бизнесмен из Подмосковья выиграл дело против компании BMW из-за неработающего вентилятора в автомобиле, что привело к неустойке в размере 300 млн рублей, сообщили СМИ.

В Кремле заявили о секретности разработки ракеты «Орешник»

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал о секретном процессе разработки ракеты «Орешник», в который вовлечены только избранные лица.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

ВСУ заминировали дамбы и мосты на границе с Белоруссией

ВСУ заминировали все мосты и дамбы на границе с Белоруссией для их подрыва в случае движения техники, сообщил военнопленный Александр Залесский.

Российские войска продвинулись в Запорожской области

Российские войска продвинулись более чем на два километра на Ореховском направлении в Запорожской области, начав бои за село Белогорье, которое является последним перед пока контролируемой ВСУ Малой Токмачкой, сообщил председатель комиссии по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов Общественной палаты РФ Владимир Рогов.

Москва предостерегла Южную Корею от поставок оружия Украине

Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко предупредил о последствиях поставок южнокорейского оружия Украине, которые могут окончательно разрушить отношения между Сеулом и Москвой.
Мнения

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?