Российско-китайские деловые связи находятся на подъеме, однако в них есть еще немало точек роста, заявил председатель Китая Си Цзиньпин накануне своего визита в Москву, который состоится 3–4 июля.
Иностранный бизнес начинает охотно рассматривать Россию как достойного партнера, благодаря которому он может расширить производственные мощности и рынки сбыта
По его словам, Китай уже семь лет является крупнейшим торговым партнером России. В прошлом году товарооборот между странами составил 69,53 млрд долларов, увеличившись на 2,2% по отношению к 2015 году. В этом году ситуация выглядит еще лучше: только за первые пять месяцев 2017 года двусторонняя торговля выросла на 26% – до 32,39 млрд долларов. Экспорт из Китая увеличится на 22%, а импорт из России – на 30%. По мнению замминистра коммерции Китая Ван Шоувэнь, к концу года товарооборот может превысить 80 млрд долларов.
Правда, ранее Москва и Пекин хотели нарастить торговлю до 100 млрд долларов в год еще к 2015-му, однако помешали санкции и резкое падение цен на нефть. Такого объема торговли партнеры, судя по всему, могут достигнуть в 2018–2019 годах. Если Россия и Китай смогут сохранить рост товарооборота хотя бы на 15% в год, то уже к 2020 году он составит 122 млрд долларов, а планку в 200 млрд долларов партнеры пройдут в 2024–2025 годах.
Китай продолжает видеть потенциал для развития экономических связей с Россией. По словам Си Цзиньпина, Китай «уже стал самым крупным торговым партнером для дальневосточного региона России». Он особо отметил успешную реализацию крупных стратегических проектов в области энергетики, ядерной энергии, авиации, космоса, трансграничной инфраструктуры.
Внешнеполитическая дружба с Китаем выгодна России и с точки зрения роста китайских инвестиций в российскую экономику. КНР занимает третье место в мире по объемам инвестиций в мировую экономику (116 млрд долларов), уступая лишь США и Гонконгу. В 2020 году объем китайских инвестиций может составить около 500 млрд долларов, по данным IPT Croup. И Москва рассчитывает, что восточный партнер значительную часть этих средств вложит в Россию.
Так, Россия и Китай активно сотрудничают в рамках создания международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», придающих новое значение Транссибу и российским портам в транзите грузов между Европой и Азией. Коридоры проходят через территорию Свободного порта Владивосток и соединяют китайские провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с морскими портами Приморского края.
Пока развитие транзитных коридоров ведется на российские бюджетные средства. Однако профинансировать работы по развитию коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» хочет, например, Экспортно-импортный банк Китая (China Exim Bank). Предполагается, что китайские компании и банки профинансируют на 80% строительство инфраструктуры этих двух коридоров, остальное обеспечит российская сторона.
Эти коридоры в перспективе должны стать крупными транспортными узлами. По расчетным оценкам, к 2030 году коридор «Приморье-2» будет принимать 7 млн тонн контейнерных грузов и 5 млн тонн зерна, а «Приморье-2» – до 15 млн тонн контейнеров и 23 млн тонн зерна.
«Мы не задействовали в полной мере такой ресурс внешнеторговых связей, как приграничная торговля. Доля приграничной торговли от общего объема составляет только 20%. Это мало, учитывая, что на Дальнем Востоке и в Сибири имеется огромная граница с Китаем, протяженностью более 4000 км», – говорит доктор экономических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский.
Китайцам интересен также Северный морской путь. Это кратчайший путь по морю, связывающий Азию и Европу, Атлантический океан с Тихим (расстояние сокращается на 3860 морских миль, т. е. на 34%). Китайцы могут помочь России сделать Севморпуть реальным конкурентом южных маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы. Потому что они уже сами активно его используют. К 2020 году Китай планировал переместить на Северный морской путь 15% всего своего внешнего грузопотока.
Китайцы интересуются также строительством железнодорожной магистрали «Северный широтный ход», которая свяжет полуостров Ямал с большой землей и соединит Северную и Свердловскую железную дороги (западную и восточную части округа). Эта железнодорожная магистраль откроет выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам.
И, конечно, работы ведутся в энергетической сфере. Пекин активно готовит инфраструктуру для увеличения приема нефти из России с 1 января 2018 года по нефтепроводу Сковородино – Мохэ – Дацин. На пике они вырастут до 30 млн тонн в год. Плюс ожидается рост поставок российской нефти через территорию Казахстана – дополнительно на 70 млн тонн в год с 2017 по 2023 гг.
В перспективе будут расти и поставки газа в Китай, которые пока идут только в виде СПГ. Но в 2019 году должны будут начаться поставки трубопроводного газа по строящемуся газопроводу «Сила Сибири – 1» (восточный маршрут).
Наконец, Россия может стать частью транспортного коридора Шелкового пути «Один пояс, один путь». Его цель – создание торговой и инфраструктурной сети, которая соединит Азию с остальным миром. И Россия в этом плане является идеальным партнером для КНР.#{smallinfographicleft=741102}
В рамках этого проекта Россия и Китай планируют создать экономический коридор Китай – Монголия – Россия, российскую скоростную дорогу Москва – Казань, а также исследовать арктические морские пути. Россия, Монголия и Китай недавно уже открыли движение грузового транзитного автотранспорта из портового китайского города Тяньцзиня через монгольскую столицу Улан-Батор в главный город российской Республики Бурятия Улан-Удэ. В перспективе автомагистраль должна пройти далее в Иркутск и Новосибирск. Новый путь из Китая – это альтернативный маршрут ныне существующему из Пекина через Забайкальск в Иркутск. Он на 1500 км короче. В ближайшее время он будет иметь только региональное значение (прежде всего для сибирских регионов России), но в перспективе может стать еще одной веткой глобального пути между Китаем и Европой.
В апреле был запущен новый железнодорожный коридор из промышленного центра Дунгуань до станции Ворсино в России. Этот поезд доставляет груз в три раза быстрее, чем морем, что к тому же обходится в два раза дешевле, чем воздушная перевозка. Теперь компьютеры, автомобильные запчасти, обувь и любую другую азиатскую продукцию могут возить по этому маршруту.
Важно, что Россия и Китай в последние годы расширяют границы своего сотрудничества. Например, они договорились создать СП по производству широкофюзеляжного пассажирского самолета, который может составить конкуренцию Boeing и Airbus. Есть проекты также для цифровой экономики, биотехнологии, медицины и т. д.
«Дружба с Китаем положительно повлияет на экономику России при одном условии – если все эти проекты заработают. Проектов много, но пока больше разговоров, чем реального дела, – говорит доктор экономических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. – Когда Китай в 2013 году провозгласил проект «Один пояс, один путь», для нас открылась хорошая возможность поучаствовать в нем и получить китайские инвестиции. Я надеюсь, что во время переговоров Путина и Си Цзиньпина будут достигнуты результаты».
Впрочем, некоторые проекты уже реализуются. Например, Россия и Китай в декабре 2016 года начали строить мост через реку Амур между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ. «Чтобы реализовать проект «Приморье-1» до Владивостока и использовать нашу территорию как транзит для китайских грузов, нужны мосты через реки Амур и Уссури», – объясняет Островский. Еще в 1995 году было подписано соглашение по этому мосту, однако реально стройка началась лишь сейчас. «Я был недавно на строительстве этого моста, на китайской стороне. Обещают к 2018 году открыть по нему движение. Но проблема в российской стороне. Китайцы построили свои 16 пролетов, а мы до сих пор обсуждаем, кто будет вкладывать деньги в наши три пролета – Российский фонд прямых инвестиций или местные власти», – удивляется Островский.
Еще один пример сотрудничества России и Китая – это строительство моста Нижнеленинское – Тунцзян, который объединит сеть железных дорог Северо-Восточного Китая с российской Транссибирской магистралью. Его начали строить летом прошлого года.
Китайцы также строят заводы в России, и, как правило, выбирают площадку на территории ОЭЗ. «Особая экономическая зона – это как раз та бизнес-модель, которая удовлетворяет всем требованиям китайского инвестора: тесная связь с государством, гарантии и поддержка на всех уровнях, освобождение от налогов», – говорит заместитель гендиректора по стратегическому развитию сети индустриальных парков Dega Development Анна Букринская. Например, на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане китайская компания Amur Sirius инвестировала 5,67 млрд рублей в производство солнечных батарей. Это помогло создать новые рабочие места, а бюджет получил ежегодные налоговые поступления на уровне 430 млн рублей. В планах компании – построить солнечные электростанции в ряде регионов России.
В ОЭЗ Липецкой области китайская компания Lifan намерена открыть в этом году новый автомобильный завод, в который инвестировала 300 млн долларов. В первый год здесь произведут 60 тыс. автомобилей. Работу получили 1,5 тыс. человек, в основном жители Липецкой области.
Также китайцы активно инвестируют в создание логистических узлов. Один из них находится в Забайкальском крае, в Чите (Chita Logistics Hub) и имеет все возможности для удобной транспортировки и хранения товаров, направляемых в Китай. «За такими проектами будущее, так как в наше время очень важно быстро, надежно, с минимальными затратами на логистику доставить продукцию из пункта А в пункт Б», – говорит Букринская.
«Если говорить не о России, то ярким примером работы китайских инвесторов на территории ОЭЗ является Great Stone – китайско-белорусский проект по локализации китайских производителей. Что-то очень похожее мы сейчас развиваем в Ульяновской области, у которой уже есть успешный опыт работы с китайскими производителями. Ведь для того, чтобы начать сотрудничество, сначала необходимо познакомиться поближе и стать городами-побратимами, что уже есть между Ульяновской областью и некоторыми провинциями Китая», – рассказывает Букринская. По ее словам, они хотят реализовать в Ульяновской области индустриальный парк со всеми льготами ОЭЗ для китайских производителей, причем не только для работы, но и для жизни. «Мы планируем совместно с крупным партнером построить городок со всей необходимой инфраструктурой неподалеку от индустриального парка», – говорит она. Именно в таком формате, кстати, строят промышленные парки у себя сами китайцы.
По словам Букринской, укрепление внешнеполитических позиций России сигнализирует внешним инвесторам о том, что условия для инвестиций, локализации производственных мощностей, реализации совместных проектов становятся более благоприятными. «Иностранный бизнес начинает рассматривать Россию как достойного партнера, благодаря которому он может расширить свои производственные мощности и рынки сбыта. Это, в свою очередь, способствует притоку иностранного капитала в российскую экономику, увеличению налоговых отчислений, созданию рабочих мест. А там, где есть работающие предприятия, растет и благосостояние населения», – заключает Букринская.