Подготовленный Еврокомиссией крупномасштабный пятилетний план по кардинальной реформе еврозоны направлен сегодня главам государств и правительств Евросоюза. «Речь идет о новой фазе интеграции, которая должна завершиться созданием единого экономического правительства еврозоны, с единым бюджетом, налоговой политикой и суверенными облигациями», – отметил дипломатический источник, передает БИЗНЕС-ТАСС.
План является своеобразной дорожной картой для выживания как единой европейской валюты, так и еврозоны в целом
План предусматривает две интеграционные стадии. Во время первой, рассчитанной на период 6–18 месяцев, в зоне евро должен быть создан единый орган по наблюдению за работой банков, разработана и утверждена процедура банкротства нежизнеспособных банков, установлена система по оказанию помощи нуждающимся финансовым институтам.
Все эти меры не требуют внесения изменений в уставные документы Евросоюза и могут быть быстро приняты.
Однако второй этап реформы, рассчитанный на период с середины 2014-го до 2019 года, предполагает фундаментальные изменения основ ЕС. Он включает создание единого министерства финансов еврозоны, выпуск единых облигаций зоны евро, образование единого фонда стран еврозоны, гарантирующего выплаты по ее единым ценным бумагам.
Еврокомиссия в своем документе обозначила и третий, заключительный этап реформы, результатом которого должно стать создание на основе еврозоны бюджетного и экономического союза. Но она воздержалась от указания временных рамок в достижении данной цели.
«Нынешний план является своеобразной дорожной картой для выживания как единой европейской валюты, так и еврозоны в целом», – пишет газета FT.
Первые шаги
На саммите ЕС в октябре странам еврозоны удалось достичь предварительной договоренности по созданию банковского союза. Правда, против создания единого банковского надзора выступала Германия, которая считает, что у ЕЦБ должно быть право накладывать вето на бюджетные планы стран – участниц ЕС. Кроме того, Берлин настаивает на том, чтобы у него был централизованный контроль над национальными финансами. Великобритания же обеспокоена, что план банковского союза поставит под угрозу суверенитет государства.
Однако страны еврозоны все-таки согласились создать систему единого банковского надзора в течение 2013 года, чтобы к началу 2014 года Европейский центральный банк смог полностью осуществлять надзор за банками и при необходимости провести рекапитализацию. Предлагалось также создать фонд по закрытию проблемных банков. Однако в пятилетнем плане ничего не говорится о защите вкладов, против чего выступала Германия.
С помощью нового органа ЕС сможет довольно быстро рекапитализировать финансовые объемы при экстренной необходимости, что будет более эффективным и снизит риски в банковской сфере. Региональные банки смогут получать помощь от ESM напрямую, а не через посредничество правительств собственных стран. Впрочем, формально это никак не повлияет на уровень долговой нагрузки стран, которые так беспокоят инвесторов. В любом случае, создание банковского союза поможет если не спасти от новых волн финансового кризиса, то по крайней мере смягчить их последствия для еврозоны. А вот касательно идеи общего бюджета для всех стран еврозоны, который должен облегчить последствия экономических потрясений для некоторых стран валютного блока, то лидеры ЕС не совсем уверены в необходимости такой инициативы.
Прекрасный, но нереальный
Экономисты уверены, что этот план как раз то, что нужно еврозоне. Однако далеко не все считают, что он может быть реализован до конца, как из-за внутренних разногласий, так и по внешним причинам.
«Этот план отражает путь, который еврозона должна пройти, чтобы стать действительно монолитным экономическим блоком. С точки зрения конечной цели этот план может благоприятно сказаться на относительно слабых экономически государствах Европы, у которых на сегодняшний день возникли или еще только возникают проблемы с платежеспособностью бюджета, устойчивостью финансовой системы и конкурентоспособностью различных отраслей экономики», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.
«В случае принятия плана в стратегической перспективе выиграют все страны еврозоны, хотя для некоторых процесс выигрыша будет крайне болезненным. В ближайшей же перспективе выиграют «страны-доноры», а проиграют страны, охваченные «пожаром социализма», – считает вице-президент Спартак-Банка Павел Геннель.
Первая стадия плана, по словам Сороко, должна привести к выравниванию перекосов в банковском секторе еврозоны, которые возникают из-за неполноценности блока с точки зрения денежно-кредитной политики. Главной в этом плане, по его мнению, является вторая стадия, к моменту реализации которой должна появиться некоторая стабильность в экономическом развитии государств внутри валютного блока.
«Главной проблемой здесь видится сильная социальная дифференциация населения по различным странам, которая препятствует взаимопониманию внутри союза», – указывает Сороко. Однако принятие плана он считает вполне реальным.
«Сдерживающим фактором начала реализации плана может стать нынешняя сложная ситуация в еврозоне, локальное решение которой будет мешать достижению глобальной цели по интеграции союза, – говорит аналитик «Финама». – Среди рисков, которые могут помешать реализации плана, стоит отметить риск «фискального обрыва» в США. Если политики не смогут найти эффективного решения, то мировая экономика может войти в зону турбулентности, и реализация этого плана может не состояться».
Однако Павел Геннель считает, что пятилетний план прекрасен, но малореалистичен. «Если первая часть плана, по сути, никого ни к чему не обязывает, то вторая предполагает, что все страны ЕС в значительной мере поступятся собственным финансовым суверенитетом. При этом Еврокомиссия в течение двух лет не может заставить даже небольшую Грецию соблюдать план борьбы с национальным бюджетным дефицитом, а собирается всего через семь лет взять под тотальный контроль рынок государственных заимствований», – аргументирует Геннель свою точку зрения.
«Проблема единой финансово-экономической политики еврозоны состоит в глубокой пропасти между позициями и целями стран-доноров и стран-акцепторов. При этом «великое чудо евросоциализма» состоит в том, что страны-доноры, которым и нужен этот план, имеют крайне малое, по сравнению со своими расходами, влияние на политику «получателей помощи». Для того чтобы эта ситуация изменилась, требуется либо длительное время, либо серьезные потрясения, позволяющие пересмотреть основные принципы евросолидарности», – резюмирует вице-президент Спартак-Банка.