За первый квартал 2009 года международные резервы России сократились с 427,08 млрд долларов до 383,889 млрд долларов. Об этом во вторник сообщил Центральный банк РФ. Таким образом, за первые три месяца запасы уменьшились на 43 млрд долларов.
В январе дневной объем средств, который ЦБ направлял на поддержание рубля, мог достигать 10 млрд долларов
Резервные активы в иностранной валюте за январь – март 2009 года сократились с 406,205 млрд долларов до 333,558 млрд долларов. СДР (специальные права заимствования) увеличились с 1 млн долларов до 2 млн долларов. Резервная позиция в МВФ выросла с 1,051 млрд долларов до 1,187 млрд долларов.
Выросли резервы золота – с 14,533 млрд до 15,743 млрд долларов. Другие резервные активы увеличились с 5,289 млрд долларов до 33,398 млрд долларов.
Тем не менее в целом резервы заметно упали. Львиная доля потерь пришлась на январь. Тогда резервы сократились на 40 млрд долларов. В феврале резервы потеряли 2,8 млрд долларов, а марте и того меньше – всего лишь 185 млн долларов. Впрочем, это стало ожидаемым. Эксперты ранее прогнозировали, что в марте ситуация выправится.
Причина в стабилизации курса рубля, которая позволила Банку России не тратить огромные средства на поддержку национальной валюты. Необходимостью выдержать курс «мягкой девальвации» объяснялось январское падение.
«Все сокращение резервов пришлось на январь, когда был проведен заключительный этап девальвации. Если брать еженедельные значения, то можно увидеть, что к 23 января резервы оказались на уровне 386,5 млрд долларов и с тех пор находились примерно на постоянном уровне», – сказал ВЗГЛЯДу главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко.
В январе дневной объем средств, который ЦБ направлял на внутренний валютный рынок для поддержания курса рубля, мог достигать 10 млрд долларов, отмечает аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган.
Справедливости ради стоит заметить, что большая часть потраченных резервов «осела» на балансах российских организаций, которые аккумулировали валютные активы, в том числе для предстоящих погашений внешних обязательств. «Таким образом, произошло некоторое перераспределение валютных резервов между ЦБ и коммерческими структурами», – пояснил Ганган газете ВЗГЛЯД.
После смены тактики Центробанка (когда границы бивалютной корзины были строго зафиксированы) на величину резервов влияли переоценка валют, покупки ЦБ, продолжающиеся до настоящего времени, а также скрытые от непосредственного наблюдения движения по валютным счетам коммерческих банков в ЦБ.
В ближайшее время, по мнению Левченко, стабильности резервов ничего не угрожает. «В целом по году можно ожидать определенного снижения объемов запасов, хотя оно не будет, естественно, носить лавинообразный характер, как минувшей осенью или в первой половине зимы», – резюмировал экономист.
Сокращение резервов будет связано, в первую очередь, с использованием средств Резервного фонда для покрытия текущего дефицита федерального бюджета, считает Ганган. А вот на валютные интервенции значительных расходов не потребуется.
«Банку России удалось на некоторое время сбить девальвационные ожидания. Поэтому выходить на рынок регулятор будет крайне редко, используя для сдерживания возможных спекулятивных атак другие инструменты денежно-кредитной политики», – добавил аналитик.