Экономика

8 декабря 2005, 23:51

Россия через 2-3 года может отказаться от бензина

Фото: GettyImages

На фоне роста цен на бензин, как правило, становится актуальной тема замены данного топлива в баке машины на какое-то альтернативное. Наиболее реальный кандидат для этого – газомоторное топливо (ГМТ). По мнению Евроазиатской ассоциации газозаправочного бизнеса, при некоторой помощи государства развить этот рынок можно за 2-3 года. Однако аналитиков дешевизна газа явно смущает.

Два главных преимущества газомоторного топлива (ГМТ) перед бензином – экологичность и более низкая цена. Выбросы в атмосферу транспортных средств, работающих на газе, значительно ниже, чем у машин, использующих бензин или дизельное топливо. Кроме того, оно на 40%-50% дешевле. Например, проезд 100 км на 95-м бензине обходится в 160-180 руб., тогда как на газе – около 75 руб.

Бензин отлить проще

Потребление природного газа автомобильным транспортом в России стабильно растет на 14-20% в год

Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, насчитывает примерно 36 тыс. единиц. Для сравнения, всего парк автомобилей в России составляет 25 млн. машин. Основным потребителем данного топлива на российском рынке является общественный транспорт – маршрутные такси, а также автопарки различных госорганизаций, например, машины коммунальных служб. Помимо вышеперечисленных достоинств ГМС, здесь также сыграла роль необходимость борьбы с хищениями топлива: бензин отлить проще, чем газ.

В целом за последние годы потребление природного газа автомобильным транспортом в России стабильно растет на 14-20% в год. В Центральном федеральном округе по сравнению с 2000 годом лидером в использовании газомоторного топлива стала Тульская область, в которой объем его потребления увеличился с 1,2 до 8,2 млн. куб. м в год, или более чем в шесть раз.

Следует упомянуть, что для государства экологический фактор играет значительно большую роль по сравнению с простым автолюбителем. Поэтому количество госпроектов по переводу транспорта на ГМТ постоянно растет. В частности, комиссия по газомоторному топливу при правительстве РФ одобрила проект концепции газификации автотранспорта и сельскохозяйственной техники России до 2020 года.

Реализация этого этапа позволит в 2006-2010 годах увеличить количество транспорта, работающего на природном газе на 120-140 тыс. единиц. К 2011 году планируется довести этот показатель до 190-210 тыс. единиц. На заключительном этапе в 2011-2020 годах парк автомобилей, работающих на природном газе, должен быть увеличен до 1 млн. штук, а число заправочных станций должно составить более 1 тыс. АЗС.

В четыре раза вырос объем реализации природного газа для транспорта в Рязанской и Ярославской областях, примерно два раза – в Московской и Владимирской, в полтора раза – в Смоленской, Курской и Белгородской областях. По мнению большинства экспертов, рынок ГМТ продолжит свое развитие в ближайшем будущем. Но говорить о серьезной конкуренции «газа» и бензина в качестве автомобильного топлива пока не стоит, считают эксперты.

Технические недостатки

Комиссия по газомоторному топливу при правительстве РФ одобрила проект концепции газификации автотранспорта

Газомоторное топливо бывает нескольких видов – компримированный природный газ (КПГ), сжиженный природный газ (СПГ), сжиженный нефтяной газ (СНГ). Реализуется газомоторное топливо на специальных автозаправках, для КПГ это автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), для СПГ – автомобильные газозаправочные станции (АЗГС).

Необходимость создания двух разных газовых колонок в том, что газотопливная аппаратура автомобиля, работающего на СПГ, отличается от такой же для КПГ системой хранения природного газа. К тому же в автомобиле, работающем на СПГ, есть дополнительное оборудование для испарения СПГ и подогрева паров.

Основной недостаток КПГ как топлива – сравнительно небольшая длина пробега на полном баке по сравнению с длиной пробега бензиновых или дизельных автомобилей. Длина пробега СПГ выше, и она сравнима с длиной пробега автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе.

Однако в глазах большинства автолюбителей «газ» бензину явно проигрывает. И дело тут не только в небольшом количестве специализированных заправочных станций. Хотя, например, в Московском регионе всего 30 АГЗС по сравнению с несколькими сотнями АЗС.

Основная проблема в том, что использование этого вида топлива вызывает ряд технических недостатков. Пробег на полном баке уменьшается примерно на 30%, а масса автомобиля возрастает в зависимости от устанавливаемого оборудования на 30 – 50 кг. Динамика и максимальная мощность машины тоже падают, причем последний показатель уменьшается в среднем на 10-15%.

Спирт потеснит бензин

Президент ОАО «АК «Сибур» Конов Дмитрий (фото: sibur.ru)

Что касается экономии, то тут тоже не все так просто. Специальное устройство, приобретенное вами для перевода авто на «питание газом», окупится не очень уж и быстро, где-то за год-полтора. Причем, как отмечают аналитики, низкая стоимость газомоторного топлива сегодня есть не что иное, как результат соответствующего спроса.

Сейчас основной потребитель газа в России – лишь нефтехимическая промышленность. Как изменится стоимость данного вида топлива в случае перевода на газ большинства автомобилей страны, сказать сложно. Например, в тех же зажигалках курильщики приобретают газ по очень высокой цене – более 1 тыс. долларов за тонну.

При этом следует отметить, что сегодня в 60 регионах РФ действует всего 212 АГНКС. Их суммарная ежегодная проектная производительность составляет около 2 млрд. кубометров. Причем 87% этих АГНКС (185) находятся в собственности ОАО «Газпром». Через АГНКС Газпрома в 2004 году реализовано более 150 млн. кубометров газа, что на 32 млн. кубометров больше, чем в 2003 году. АГЗС в России около 400, их развивает в основном СИБУР (дочерняя структура Газпрома).

Однако, по мнению аналитика инвестиционной компании «Финам» Анастасии Сарапольцевой, у России как страны с развитой системой газопроводов хорошие перспективы в использовании газомоторного топлива.

«Тем более что газомоторное топливо может производиться в любом месте, где имеются источники природного газа, – рассказала она газете ВЗГЛЯД. – Это и магистральный газопровод высокого давления, и газопроводы низкого и среднего давления, и городская газораспределительная сеть, и газовое месторождение. Газомоторное топливо может быть получено также из других источников. Например, нефтяной попутный газ, свалочный газ и биогаз», – отметила она.

Хотя есть кандидат и получше газа с точки зрения экологической чистоты. Этим альтернативным видом топлива является спирт. По словам генерального директора «ИнфоТЭК-Терминал» Рустама Танкаева, выхлоп от такого вида топлива значительно чище бензинового.

«Да и себестоимость его производства не выше, чем у бензина, – подчеркнул он в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД. – Проблема здесь следующая: спирт можно пить. При налогообложении используемый для производства алкогольных напитков спирт становится слишком дорог для применения его в качестве автомобильного топлива. Сделать разные системы налоговых сборов в этих случаях довольно сложно», – сетует он.

Однако различные виды топлива, в состав которых помимо бензина входит довольна большая доля спирта, уже активно используются в ряде стран, рассказал Танкаев. Уже к 2040 году спирт должен сильно потеснить бензин на мировом рынке автомобильного топлива. Однако для России он все-таки непригоден, подытожил глава «ИнфоТЭК-Терминал».

Но представители Евроазиатской ассоциации газозаправочного бизнеса и рабочей группы «Демонополизированный газ – 2004» настроены все-таки оптимистично. По их мнению, на формирование рынка ГМТ потребуется всего 2-3 года, а при участии государства – и того меньше. Насколько оправданы надежды последних, покажет время.

Текст: Сергей Левкин

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?