На этой неделе Всемирная федерация международных музыкальных конкурсов официально оповестила об исключении из своих рядов международного конкурса имени П.И. Чайковского. В распространенном по этому поводу пресс-релизе говорится, что решение было принято большинством голосов, а исключение стало «немедленным». Руководство Всемирной федерации признает, что среди лауреатов конкурса, который проходит каждые четыре года в Москве и Петербурге, немало ведущих современных исполнителей. Но при этом объявлено, что международная организация «не может поддерживать состязание, финансируемое российским режимом».
Международный конкурс академических музыкантов имени Чайковского непрерывно проводится с 1958 года и имеет статус молодежного (предельный возраст участников – 32 года). Первым исполнителем, получившим главную премию конкурса, был знаменитый американский пианист Ван Клиберн. Среди победителей – такие известные музыканты, как скрипачи Валерий Климов и Гидон Кремер, пианисты Люка Дебарг, Денис Мацуев, Борис Березовский, оперный певец Владимир Атлантов и многие другие.
О том, не прервет ли историю конкурса «обструкция» со стороны Всемирной федерации, газета ВЗГЛЯД поговорила с ректором Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (где традиционно проходят финальные прослушивания участников конкурса) Александром Соколовым.
ВЗГЛЯД: Александр Сергеевич, конкурс имени Чайковского был своего рода трамплином для множества советских и российских исполнителей. Что означает для мировой культуры его исключение из Всемирной федерации международных конкурсов?
Александр Соколов: Речь идет о достоянии мировой музыкальной культуры. Международный конкурс имени Петра Чайковского – это не просто какое-то состязание, которое привлекает к себе внимание время от времени. Это часть истории – которая наполнена событиями, выходящими далеко за пределы и самого конкурса, и самой России. Это общемировая ценность.
Александр Соколов (фото: Владимир Гердо/ТАСС)
|
Поэтому ставить существование конкурса под сомнение и тем более подвергать его дискриминации – это иначе, чем глупостью не назовешь. Увы, эта глупость находится в ряду других подобных ей проявлений.
Буквально десятью днями ранее из финского музыкального конкурса имени Сибелиуса были выведены два скрипача из Московской консерватории. И это при том, что они уже прошли по предварительному отбору. Это лишь часть общей картины – неприятие российской культуры становится системой.
ВЗГЛЯД: Станет ли позиция Всемирной федерации препятствием для проведения очередного конкурса имени Чайковского?
А. С.: Всемирная федерация музыкальных конкурсов, чья штаб-квартира находится в Швейцарии, регистрирует проведение национальных конкурсов – это обстоятельство обычно подразумевается при их организации. Но независимо от того, есть или нет эта регистрация, конечно, конкурс Чайковского пройдет – и пройдет достойно. Правда, под давлением международной структуры может измениться состав участников и состав жюри. Но повторяю – мы проведем это мероприятие.
К слову напомню, что именно Московская консерватория изначально была родоначальницей этого конкурса. Он родился в наших залах... В этот раз также запланировано проведение и в Большом, и в Малом залах консерватории. Конкурс пройдет в любом случае.
Если к этому моменту здравая мысль придет в голову тем, кто принимает решения во Всемирной федерации музыкальных конкурсов – то значит, будет устранено и такое формальное обстоятельство, как исключение конкурса имени Чайковского из федерации.
ВЗГЛЯД: Если «обструкция» продлится достаточно долго, как изменится состав участников и жюри?
А. С.: Состав участников изменится незначительно. Это мое личное предположение. Для молодых музыкантов этот конкурс – трамплин, возможность заявить о себе. Такая возможность слишком важна, чтобы этим поступиться ради других, важных, но сиюминутных трудностей.
Что касается состава жюри конкурса Чайковского, то, наверное, известные музыканты будут делать свой выбор – участвовать или не участвовать – в зависимости от своей политической позиции.
Однако такой член жюри, как всемирно известный британский пианист Фредерик Кемпф, который сам был много раз лауреатом конкурса Чайковского, когда «разразились» эти санкции и политические демарши, подтвердил свою готовность участвовать в жюри. Думаю, он будет не одинок в таком волеизъявлении.
ВЗГЛЯД: Как нам реагировать на попытки «отменить русскую культуру»? Ведь международный обмен очень важен для любого музыканта, в том числе и для наших.
А. С.: В области экономики и политики симметричный ответ вполне естественен и понятен. В области культуры более ценной реакцией было бы не опускаться в своем мышлении на уровень плинтуса, оставаться на высоте подлинной культуры.
Неслучайно возник такой термин, как культурная дипломатия, мягкая сила. Это будет действительно сильный ответ – ответ языком настоящей культуры. Мы могли бы продемонстрировать высоту собственного мировоззрения на фоне того, что, к сожалению, так низко упало.