Культура

13 февраля 2006, 10:10

Драма абсурда

Фото: vkrugepervom.ru

Телеверсия Глеба Панфилова предъявила нам не просто новый образ сталинской эпохи. Фильм переключил наши размышления в тот регистр, который ранее оказывался неактуален для телесериального формата. Панфилов и Солженицын увели от исторической мелодрамы в сторону драмы мировоззрений и гражданских позиций. От уже привычной оценочности в восприятии эпохи – к осознанию жизненных дилемм, которые остаются неразрешимыми и за пределами тоталитаризма.

За последние полтора-два десятилетия в нашем обществе уже сложился определенный миф о сталинизме. Он расставляет в исторических реалиях те акценты, которые более приемлемы для современного сознания. Фильм «В круге первом» привычные акценты смещает, что тут же вызывает у одних восторг, у других недоумение, у третьих панику или возмущение.

Концепция репрессивности

Инна Чурикова (Наталья Герасимович) и Игорь Скляр (Герасимович)

Пока шел фильм, неоднократно приходилось слышать сомнения о достоверности обрисованного «благоденствия» шарашек. И даже обвинения в том, что такой образ тюрьмы содержит апологетику режима. Однако Панфилов привык анализировать социальную реальность художественными методами. А потому каждая линия и каждый образ в фильме прочитываются полностью лишь в сочетании друг с другом, в общей композиции.

Режиссер рассказывает не о том, насколько приемлемо содержание в тюрьме специфического типа. Режиссер показывает, сколь неприемлемой – и разнообразной в своей неприемлемости – была жизнь в целом, в рутинной обыденности.

Параллелью для линии шарашки служат в фильме лица «свободных» и картины «свободного» бытия. Отчаявшаяся жена Герасимовича (Инна Чурикова), в словах которой о женах декабристов слышится почти ненависть к этим «псевдогероиням», не хлебнувшим и сотой доли ненависти и изгойства, уготованной советским женам заключенных. Проклинающая непосильные тяготы быта и почти мечтающая о смерти жена Потапова (Ксения Качалина). Бессильно укладывающаяся на подушку прямо в шубе жена Нержина (Галина Тюнина), вынужденная претерпевать веселое хамство и сочувствие без понимания от соседок по общаге. У тех, кто не посажен, – свой круг ада. Кругов хватает на все народонаселение.

Для темы репрессивности очень существенны сцены, где насилие применяется своими по отношению к своим. Именно с такого насилия начинается действие. Абакумов (Роман Мадянов) устраивает разнос подчиненным и бьет Яконова (Александр Тютин) так, что у того начинает идти кровь из носа.

И это в порядке вещей. Мужики насилуют девушку посреди морозного леса. А появившейся в отдалении бабе молча показывают топор, и баба тоже молча ретируется, даже не рискнув никого позвать на помощь. И это тоже в порядке вещей.

В данном контексте рукоприкладство мелкого функционера государственной репрессивной машины Шишкина-Мышкина (Сергей Баталов) или удар надзирательницы кулаком в лицо Володина – не более чем будничное отправление должностных обязанностей.

В фильме Панфилова сильнее, чем во многих других, подчеркнуто, что критическая масса народонаселения принимала репрессивный уклад как должное. Находилось достаточно рядовых, готовых обслуживать государство подавления по отлаженным схемам.

Эти рядовые выглядят тем активнее, чем статичнее образ Сталина. По мере развития действия он превращается из персонажа в символ паралича времени. Вождь медленно открывает том из собрания собственных сочинений и созерцает свой парадный фотопортрет. То почивает лежа на диване.

Он выглядит так, словно уже вступил в вечность. И это тем парадоксальнее и страшнее, что перед нами Сталин последних лет правления и жизни. А кажется, что он никогда не умрет.

И никогда не иссякнет энергия запущенных механизмов подавления, поддерживаемая силами местных активистов, добросовестных служак, безымянных профессионалов. Которые работают так много, что у них даже «наручники кончились».

Альтернативные люди

Игорь Кваша (Сталин)

В нашем кинематографе и телефильмах последнего времени утверждалась идея о том, что отдельно взятый человек не несет ответственности за общественный уклад – он его лишь претерпевает на своей шкуре. И сопротивление укладу носит либо неосознанный и непоследовательный, либо вынужденный, так сказать, вторичный характер.

Сопротивление возникает тогда, когда личность уже почувствовала действие машины подавления. Тогда сопротивление не есть дело жизни. И потому, что жизнь слишком тяжелая. И потому, что жизнь все-таки прекрасна и жалко тратить ее на борьбу с заведомо непобедимыми явлениями. Такая концепция ощущается и в телесериалах («Московская сага», «Дети Арбата»), и в ряде кинофильмов («Водитель для Веры»).

В центре «В круге первом» – личности, последовательно и осознанно

сопротивляющиеся тоталитарному режиму. Они обрисованы с некоторой идеализацией, даже долей социального абстракционизма. Внешние биографические обстоятельства формирования этих человеческих типов либо не даны совсем, либо даны бегло.

Что по-своему закономерно. В последнее время мы больше думали о природе тоталитаризма, нежели пытались постичь природу сопротивления оному. Словно эта природа понятна и очевидна сама по себе.

Но, видимо, она таит в себе немало вопросов. Нам проще понять ее не как социально-историческое явление, а как психологический и общечеловеческий феномен. Отсюда и режиссерская эстетика.

В образах Нержина, Володина и его дяди (Альберт Филозов) есть оттенок собирательности. Временами они похожи на «альтернативных людей», словно отслаивающихся от советской реальности. В каком-то смысле они происходят не из советской почвы, но из российской, из общеевропейской, из общечеловеческой.

Дело на столе

Самой ясной фигурой здесь является alter ego Солженицына, Нержин (Евгений Миронов). Его ведет из круга в круг – и сохраняет там – свобода внутренняя, самая существенная и необходимая свобода. За наличие которой человек всегда отвечает сам в интерпретации русской ментальности.

Все сцены в деревенском доме дяди Володина выдержаны в стиле «диссидентской пасторали». Дядя высокопоставленного дипломата словно выпал из времени, которое он не приемлет, и пребывает в оазисе природного бытия как в нише душевной свободы. С точки зрения элементарной реалистичности вызывает большое сомнение возможность такого дистанцирования от общественных отношений своей эпохи.

С другой стороны, такая постановка вопроса не вполне правомерна. В художественном мире картины дядя Иннокентия Володина – полюс, противоположный Сталину. И у этого персонажа своя вечность – светлая, праведная, где обитают неуничтожимые гуманистические ценности.

Наконец, самая сложная фигура – Володин (Дмитрий Певцов). Неслучайно участники «Постскриптума» на РТР гораздо больше обсуждали именно его, чем Нержина. Построение его образа далеко от метафоричности. Но и прозаический вопрос, откуда взялся такой человек, остается без простых и прямых ответов. Или хотя бы подводок к ним.

И это тоже объяснимо лучше всего в рамках именно эстетики – не только Солженицына, но и Глеба Панфилова. В «Матери» Певцов уже играл у Панфилова персонажа, чем-то похожего на Володина, – это был Яков Сомов, кстати, в финале появлявшийся в широкополой шляпе, похожей на ту, в какой Володин возникает в первой серии «В круге первом».

Это шляпа частной персоны. Шляпа отнюдь не государственника. При всем несходстве их идеологических позиций оба героя Дмитрия Певцова в кинематографе Панфилова – спонтанные индивидуалисты, без рода и без племени. Не дружи он со своим дядей, все равно сделал бы звонок в американское посольство. Таким, как Володин, всегда важнее, с кем размежеваться, а не объединиться.

Володин – одиночка и не интеллигент, а скорее «благородный дикарь», которому необходимо дойти до всех своих идеалов самому. Поэтому его внутренние монологи о космополитизме и едином мире полны наивности и утопизма.

В Володине присутствует какой-то первобытный хаос сознания – из этого хаоса и рождается человек новой формации

А готовность бросить вызов всей мировой политике сочетается с абсолютной неготовностью нести за это ответ, терпеть лишения, терять все то, что имеешь на службе у государства, которое только что предал.

В Володине присутствует какой-то первобытный хаос сознания – из этого хаоса и рождается человек новой формации. С безграничным ощущением личной свободы действия.

Володин никогда всерьез не признает над собой никакой власти, никакого долга, кроме долга перед своим «я». Такого человека не может выдержать ни одно государство. Даже самое демократическое и толерантное. Ни в ХХ веке, ни в XXI столетии, ни до нашей эры, ни в эпоху Ренессанса.

Однако самое любопытное и парадоксальное заключается в том, что в последней серии Володин и Нержин становятся похожи в своем поведении. Взятый под арест Володин задает вопросы, требует объяснений, указывает на непоследовательность действий, входящих в обязанности тюремщиков. Как будто он иностранец. Как будто не знает, где живет.

Но дело в том, что Володин действительно не желает знать правил общественно узаконенных игр. Тех правил, которые подавляющим большинством приняты как объективное стихийное явление. Как непреложная данность.

Тем временем Нержин дотошно требует у Шишкина-Мышкина возвращения томика Есенина – явно не ради самой книги. Это нечто вроде декларации права личности обладать хоть какими-то мизерными правами. Нечто вроде демарша даже не против репрессивности в целом, а против алогизма и абсурдности этой рефлекторной репрессивности.

Оба героя, каждый по-своему, вменяют в вину нашему тоталитаризму его иррациональность, его абсурдизм, то есть его внутреннюю философию. Таких героев ни в современном отечественном кино, ни тем более на телеэкране у нас еще не было.

Текст: Екатерина Сальникова

Вам может быть интересно

США ужесточили экспорт оружия в Казахстан, Киргизию и Таджикистан
Темы дня

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

Небензя разоблачил западный спектакль в Совбезе ООН

США в очередной раз обвинили Россию в разработке вооружений, способных уничтожать спутники в космосе. «Доказательством» Вашингтон считает тот факт, что Москва заблокировала резолюцию Совбеза ООН о запрете размещать ядерное оружие в космосе. На самом деле в Совбезе разыграли спектакль. И наши смотрелись достойно.

Эксперты объяснили, как хуситы сбивают американские беспилотники MQ-9 Reaper

Перечислены самые популярные города у туристов для майских выходных

Тело умершего на Кубе канадца по ошибке отправили в Россию

Новости

Минобороны показало подбитую под Авдеевкой трофейную американскую бронетехнику

Американская гусеничная ремонтно-эвакуационная машина М88 и машина разграждения М1150 на базе танка M1 Abrams были выявлены и обезврежены российскими военнослужащими группировки «Центр» в районе Бердычей на Авдеевском направлении, сообщили в Минобороны.

ВСУ обстреляли Куйбышевский район Донецка

При обстреле украинскими военными Донецка в субботу пострадала местная жительница, сообщил источник в оперативных службах Донецкой народной республики.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Украинский дрон атаковал священников под Волновахой

Украинский беспилотник атаковал доставлявших гуманитарную помощь священников в окрестностях Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в Волновахском районе ДНР, сообщили в пресс-службе обители.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Стала известна роль 12-го фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

Новый подозреваемый по делу о теракте в подмосковном «Крокус Сити Холле», гражданин Таджикистана Джумахон Курбонов, снабжал соучастников средствами связи, сообщили в Московском городском суде.

Вода из Тобола затопила пойму в Упоровском районе Тюменской области

В Упоровском районе Тюменской области из-за разлива реки Тобол вода вышла на пойму по всей территории, затоплены 14 приусадебных участков, мост и участок дороги между населенными пунктами. Об этом сообщил глава района Леонид Сауков.

В США студенты колледжа выступили против участия Байдена в выпускном

Некоторые преподаватели и студенты американского колледжа Морхауз в штате Джорджия призвали руководство учебного заведения отказаться от приглашения президента США Джо Байдена для традиционного выступления на выпускной церемонии, сообщили местные СМИ.

Главком ВСУ признал обострение ситуации в зоне боев

Обстановка в зоне боевых действий для ВСУ стала сложной и появилась тенденция к обострению, сообщил главнокомандующий ВСУ Александр Сырский в ходе встречи в формате «Рамштайн».

Авиаэксперт перечислил выгоду от передачи России в управление аэропорта на Шри-Ланке

Соглашение о передаче управления аэропортом Маттала Раджапакса российской компании «Аэропорты Регионов» выгодно как для России, так и для Шри-Ланки. Договор показывает другим отечественным фирмам благоприятный инвестиционный климат острова, сказал газете ВЗГЛЯД авиаэксперт Роман Гусаров. Ранее Шри-Ланка передала управление аэропортом Маттала Раджапакса российской компании.

Россиянам напомнили о двух длинных выходных в мае

Российские граждане в начале мая отдохнут на двух длинных выходных по четыре дня подряд, напомнили в Федеральной службе по труду и занятости (Роструд).

Экс-пилот США предсказала F-16 проблемы на Украине

Истребители F-16, которые страны Запада планируют предоставить Киеву, столкнутся в зоне спецоперации с высококлассной российской техникой, заявила бывшая летчица ВМС США Бринн Таннехилл.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?