Заявление президента Чехии Милоша Земана о том, что Россия и Украина могли бы договориться о компенсации за Крым, категорически не понравилось политикам обеих стран. Давайте без каких-либо комментариев сравним высказывания российских и украинских граждан.
«Сама формулировка о том, что подобные действия могут урегулироваться каким-то выкупом, с нашей точки зрения, не совсем правильная, точнее говоря – совсем не правильная», – это пресс–секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Все международные правовые процедуры были соблюдены, поэтому к этому вопросу не нужно возвращаться», – это спикер Госдумы Вячеслав Володин.
«Заявление Милоша Земана – это такой пробный шар, рассчитанный на европейское общество, которому президент Чехии пытается вбить мысль, что плохой мир всегда лучше войны», – это депутат Госдумы Руслан Бальбек.
«Здоровый человек никогда такого не заявит, а психически больной – возможно», – это спикер Верховной рады Владимир Гройсман.
Платон словно лично был свидетелем того, как украинская национальная мысль выглянула из своей уютной пещеры в современную Европу (фото: Mary Evans Picture Library/Global Look Press)
|
«Феерический мерзавец! Врачи недавно рекомендовали Земану меньше употреблять алкоголь. Но он заявил, что не будет пить меньше. После подобного заявления я вижу, что он тогда не соврал», – депутат Верховной рады Борислав Береза.
«Вот падлюка, говорит, что возвращение Крыма Украине приведет к войне в Европе!» – другой депутат Верховной рады, Леонид Емец.
Sapienti sat, как говорится.
Неудивительно, что пресс-секретарь президента Чехии Йиржи Овчачек позволил себе в ответ также не очень парламентские заявления.
«Грубые нападки некоторых украинских политиков на президента (Милоша Земана – прим. ВЗГЛЯД) считаю криками из пещеры неандертальцев, которым не место в современной Европе», – написал он в своем Twitter.
Это заявление Овчачека ценно тем, что на давно очевидный всем независимым наблюдателям факт – абсолютную дикость современного украинского политикума – указал человек, которого при всем желании не назовешь «российской пропагандой».
Кроме того, пресс-секретарь чешского президента нашел верные слова, которые очень точно характеризуют состояние дел на Украине.
«Неандертальцы» в данном случае не оскорбление, а прозрачный намек на многочисленные теории украинских псевдоисториков о древности Украины, которые можно кратко назвать «человек произошел от украинца».
Спектр этих «открытий» чрезвычайно широк – от анекдотических древних укров, выкопавших Черное море, и заявлений о том, что Будда и Христос говорили по-украински, до объявления трипольской культуры предтечей украинской.
Современный человек, или кроманьонец, появился сильно позже неандертальца, поэтому теория о том, что современные украинцы – это по сути неандертальцы, по степени научности мало отличается от теории о выкопанном украми Черном море.
Что же касается упоминания пещеры – то тут нельзя не вспомнить Платона. Позволю себе довольно пространную цитату, поскольку лучше все равно не сформулируешь:
«…ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет.
С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков.
…представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат…
Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше.
И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд?
Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
Если же кто станет насильно тащить его по крутизне вверх, в гору, и не отпустит, пока не извлечет его на солнечный свет, разве он не будет страдать и не возмутится таким насилием?»
Платон словно лично был свидетелем того, как украинская национальная мысль выглянула из своей уютной пещеры в современную Европу, оказалась не в силах осознать, что раньше видела «пустяки», после чего вернулась бегом к «демократии» и «европеизации» в своем неандертальском понимании.А когда кто-то, например тот же Милош Земан, пытается указать Киеву на текущие реалии – страдают и возмущаются «насилием».
Понимание того, что Украине в нынешнем виде не место в Европе, постепенно приходит ко все большему и большему количеству европейцев. Сложно вспомнить восточноевропейскую страну, с которой не успели бы поругаться украинские политики или активная общественность.
А еще была Голландия, на референдуме отказавшая Киеву в праве на евроинтеграцию (впрочем, мнение граждан было проигнорировано). А еще была Германия, шокированная потоком оскорблений в адрес Ангелы Меркель еще в далеком 2014 году.
Впрочем, ничего нового в поведении украинских политиков и активных граждан нет – аналогичная неандертальская дикость всегда всплывает наверх во время любых революций: культурной – в Китае, Октябрьской – в России, Великой – во Франции.
Так что неандертальцы, ныне представляющие Украину в органах власти, рано или поздно либо отдадут свои места нормальным людям, либо цивилизуются до более-менее приемлемого уровня.
Но пока что политический Киев – это темная пещера, в которой скованные национальными комплексами, этническими предрассудками, территориальным реваншизмом, прогрессирующей ксенофобией и банальной ненавистью к соседям неандертальцы улюлюкают вслед людям, чьи тени проносятся у них перед глазами.