Конечно, признание Обамы выглядит половинчатым – ошибкой названо отсутствие планов по послереволюционному устройству Ливии, а не свержение Каддафи как таковое. Но политики настолько редко признают свои ошибки, что даже такое признание можно счесть делом исключительным. Само сообщение «мы просто лоханулись» очень многое ставит на место в картине мира.
Нет никакого гениально злобного замысла. Есть просто ошибки
Люди, как правило, склонны считать сильных мира сего людьми гиперкомпетентными, ведь они не случайно оказались на вершине власти. Их деньги позволяют им привлечь высококлассных экспертов, которые рассмотрят любой вопрос со всех сторон, проанализируют всю относящуюся к делу информацию, как открытую, так и ту, которую передадут тайные агенты, представят все «за» и «против» любого решения.
Поэтому естественно предположить, что за всем, что делают властители, стоит хорошо продуманный замысел.
Кто-то верит в то, что замысел этот злой и властители тщательно плетут паутину заговора, чтобы намеренно ввергать народы в бедствия, кто-то, напротив, что благой и эти прекрасные люди сейчас руками разведут все наши беды.
Но все оказывается неожиданно просто. Нет никакого гениально злобного замысла. Есть просто ошибки, просто некомпетентность, просто отсутствие внятных планов. Не тайная ложа, а явная лажа.
Ошибкой названо отсутствие планов по послереволюционному устройству Ливии, а не свержение Каддафи как таковое (фото: Ron Sachs/CNP/AdMedia/Global Look Press, Григорий Сысоев/ТАСС)
|
Результатом этой лажи является гибель по крайней мере десятков тысяч людей и страдания миллионов – так уж получилось. Никто этого специально не хотел. Просто в Ираке, Ливии, на Украине имели место ошибки. Простая человеческая глупость.
Но как люди дошли до такой глупости? Как ливийские повстанцы разнесли свою страну – а НАТО им в этом помогло? Как так получилось, что на Украине горячо поддержанное Западом восстание против коррумпированного режима только привело к власти режим еще более коррумпированный?
Если попробовать выделить главную причину, то это, скорее, катастрофическая переоценка возможностей Запада изменять к лучшему жизнь на планете. Переоценка как самим Западом, так и теми незападными людьми, которые искали его помощи и покровительства.
Обвал лагеря социализма, переход бывших стран Варшавского договора к либеральной демократии и рыночной экономике внушил многим мысль, что западные идеалы политического устройства являются универсальными и скоро все народы (к их же несомненному благу) их воспримут. Более того, процесс такого перехода стоит несколько подтолкнуть.
То, что США остались единственной сверхдержавой, которой никто не мог противостоять, побудило множество людей, как в США, так и за их пределами, всерьез поверить в мысли, выраженные в «Стратегии национальной безопасности»:
«Нас объединяет общенациональная уверенность в том, что глобальное лидерство Америки остается непреложным. Мы признаем свою исключительную роль и ответственность в момент, когда существует самая острая потребность в нашем уникальном участии... Американское лидерство — это глобальная сила добра, но оно зиждется на наших непреходящих национальных интересах».
Возможности США действительно являются огромными, а их военное, экономическое и культурное доминирование в мире очевидно. Это приводит к иллюзии всемогущества – и американцы, и далеко не только они верят в возможности Америки решать все мировые проблемы.
Это очень стойкая и упорная вера, способная вынести множество ударов, но в итоге реальность заставляет себя признать – Америка и Запад в целом не смогли превратить Ирак и Ливию в процветающие демократии.
На данном культурном субстрате это нерешаемая задача, и она станет решаемой еще очень нескоро. Пока что вся американская конница и вся американская рать ничего не может поделать с хаосом, который разверзся в регионе после свержения «жестоких диктаторов».
Точно так же она ничего не может поделать с гомерических масштабов коррупцией на Украине, которую «революция достоинства» только усугубила. Они бы хотели решить проблемы Украины – они даже пытаются – но не могут.Люди и страны – это не пластилин, из которого можно лепить все что угодно, было бы желание и ресурсы. Можно со временем сделать из Голландии Ливию; но нельзя сделать из Ливии Голландию. Этого не могут даже США. Точно так же они не могут сделать из Украины процветающую европейскую страну. Сопротивление материала сводит все усилия на нет.
Вера в то, что «Запад нам поможет», ошибочна по многим причинам, в частности потому, что культуру просто невозможно радикально изменить извне.
Подлинное развитие консервативно, а не революционно, улучшения в жизни людей, смягчение нравов, укрепление порядка и закона, даже рост материального достатка – все это происходит медленно, бесшумно, как растет трава, в условиях порядка и стабильности, когда любые смелые революционеры получают ответ, который в анекдоте программист дает своему сыну: «сынок, работает – не трогай».
И все эти блага должны вырасти на местной почве. Их нельзя завезти извне. Извне можно только вытоптать то немногое, что выросло, отбросить развитие на десятилетия назад, а потом признать, что да, некоторые ошибки были допущены.