Авторские колонки

10 июня 2010, 10:00

Андрей Архангельский: Кризис счастья

Коротко описать нынешнее состояние искусства можно так: дефицит счастья. Речь идет об отсутствии эмоциональной полноты, завершенности, которые должны оставаться в душе после хорошей книги или фильма. Искусство в широком смысле перестало приносить радость.

Да, полнота, пожалуй, наиболее точное слово. Ощущение, которое каждый хоть раз испытал: что больше и лучше не скажешь, избыточность, совершенство каждого слова или жеста. Эмоциональный знак тут неважен: это может быть как трагическое, так и оптимистическое, но в любом случае глубокое переживание. Плохого и среднего всегда больше, чем выдающегося. Принципиальное отличие нашего времени в том, что посредственное, никакое, неполное искусство создается сознательно: оно и не собиралось сделать вас счастливыми. Среднее становится эстетической нормой - его накопилось столько, что многие уже и забывают, что бывает по-другому. «Что-то есть», «кое-что понравилось», «есть один-два момента». Плохое может служить антипримером, который, по крайней мере, тренирует чувство. А вот посредственное вызывает ощущение несерьезности, шаткости - ни много ни мало - бытия. Иммаунил Кант считал: человек создан так, что он во всем стремится дойти до совершенства. А если человеческая природа работает вхолостую (при постоянном столкновении с посредственным), она отрицает сама себя, что ложно, как пишут в таких случаях философы. Ощущение ложной, пустой жизни - вот что вызывает посредственное искусство.

Философ и экономист Александр Долгин пришел к выводу, что индустрия развлечений перестает быть экономически выгодной именно потому, что она перестала приносить человеку счастье

Откуда такой ор и шум стоит в местах общего пользования? - откуда и зачем эти децибелы якобы позитивного? - именно оттуда: чтобы заглушить человеческое стремление к совершенству. Как только у человека возникает слабое подозрение, что что-то не так, именно в этот момент музыку делают погромче. Все так! Все путем! Иди покупать товары за деньги! - гремит радио. В результате современный человек не знает своего счастья. Не чтобы дать человеку счастье, а чтобы заставить его забыть, что такое счастье, вот для чего работает огромная индустрия развлечений.

Продавцы массовой культуры пользуются тем, что счастье - слишком абстрактное понятие, и пускают в ход вульгарную софистику: мол, каждый счастье понимает по-своему. Это да; но они забывают, что каждый способен отличить счастье от не счастья, то есть полноту бытия - от неполноты. Несмотря на всю важность, счастье зрителя или слушателя до сих пор не рассматривалось в качестве критерия успеха произведения. Ввести понятие зрительского счастья (полноты чувств, переживаний) в качестве критерия оценки художественного произведения наравне с кассовым успехом предлагает известный российский экономист и философ Александр Долгин, чья книга «Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка» вскоре появится в продаже.

Долгин первым в России ввел в научный оборот понятие постфактумной оплаты (фото: ИТАР-ТАСС)

В сущности, Долгин давно подбирался к этой теме. Прежде он изучал индустрию развлечений и пришел к выводу, что она перестает быть выгодной с экономической точки зрения именно потому, что перестала делать человека счастливым. Предыдущую книгу Долгина - «Экономика символического обмена» - я считаю главной работой десятилетия в области философии и социологии: это вклад России в мировую копилку научной мысли. Например, Долгин первым в России ввел в научный оборот понятие постфактумной оплаты. Что это такое? Искусство до последнего времени продавали так: вначале деньги - потом удовольствие. При всей кажущейся простоте эта схема абсурдна: вы, фактически, не знаете, за что платите деньги. Получите вы удовольстви, или нет - это уже никого не колышет, это сугубо ваше личное дело. А раз так, массовое искусство более всего озабочено тем, как сбыть себя, как побыстрее и побольше продать, а не тем, принесет ли оно счастье зрителю, слушателю, читателю. В результате человек перестал получать то самое ощущение полноты-счастья, на которое рассчитывал.

Видя, что искусство делается вполсилы, потребитель задается естественным вопросом: а зачем за такое искусство платить? Или, по крайней мере, зачем платить полную цену? И он берет диски у пиратов, или качает фильмы в Интернете (меня, кстати, умиляет непрекращающаяся борьба с пиратством в цивилизованном мире: статьи, семинары и акции; не лучше начать с себя, а не с пиратов? То есть попытаться сперва сделать искусство таким, чтобы за него не жалко было заплатить?) Естественно, с появлением Интернета это сопротивление бесчувствию приобрело невиданный масштаб, но первыми, как ни странно, спохватились самые талантливые: они ведь тоже несут убытки - по инерции, так сказать. Талантливые, будучи уверены в эмоциональном качестве своих творений, предложили принципиально иную схему оплаты: вначале слушаешь (читаешь, смотришь), а потом платишь, причем столько, сколько не жалко (наиболее успешным был опыт группы Radiohead, которая заработала таким образом около 8 миллионов долларов).

Другие вообще выкладывают свои альбомы в Сеть бесплатно: так уже сделали БГ, Шнур, совсем недавно Земфира* - они уверены, что человек все равно захочет купить билет и прийти на их концерт. И он приходит, тут они не ошиблись. А если принцип постфактумной оплаты распространить, допустим, на целый сегмент шоу-бизнеса - рок-музыку - будет ли схема работать с тем же успехом? Будут ли миллионы людей платить  за уже полученное ими удовольствие? Долгин утверждает, что будут: сработает так называемая клубная психология. Если все вокруг будут платить, а ты не будешь - общество тебя либо заставит платить, либо изгонит. Никто не любит безбилетников.

Другой важный момент из книги Долгина: кто будет оценивать искусство на новом этапе? До последнего времени оценщиками искусства были, собственно, те, кто его продавали - крупные студии, корпорации, издательства, а также нанятые ими эксперты. Они естественно, расхваливают свой продукт, хотя им уже почти никто не верит. Но кому тогда верить? Друг другу - отвечает Долгин. Мы друг для друга станем экспертами, по крайней мере, на первичном этапе: ты доверяешь моему вкусу? я советую тебе сходить на фильм или прочесть книгу. Соответственно, и я доверяю твоему вкусу и выбору. На этом принципе и строится работа рекомендательных сервисов третьего поколения: в Рунете это прежде всего Имхонет.

Теперь Долгин задумался над тем, как измерить собственно качество удовольствия - ту самую радость, счастье, полноту ощущений - и ввести их в качестве постоянного критерия оценки произведения. Вот недавно государство распределило деньги на кино между десятью крупными студиями-производителями: они якобы доказали свою успешность, у них, мол, кассовые сборы, авторитет, им можно верить. Деньги даны на производство патриотического кино; допустим, такой фильм после выхода даже собрал немалую кассу. Великолепно. А не хочет ли государство теперь узнать, произвел ли фильм хоть сколько-нибудь сильное, глубокое впечатление на зрителя? При помощи того же Имхонета, опросив 20, 30, 50 тысяч человек, это можно узнать с достаточной точностью. Что говорит нам счетчик счастья? Испытали ли зрители глубокое потрясение, заставил ли фильм переживать, ночь не спать - или так себе, на троечку, с попкорном потянет?.. Результат может оказаться ощеломляющим. Вдруг выяснится, что те, кто за большие деньги снимает, а затем еще и массированно рекламирует за государственные деньги свое дорогое барахло, в эмоциональном плане никак зрителя не задели. Мимо прошло. И - напротив: какой-нибудь фильм с небольшим бюджетом и неизвестными актерами произвел на зрителя максимальное эмоциональное воздействие: то есть эмоционально малобюджетный фильм оказался более эффективным, чем блокбастер с его миллионами. Почему счастье - точнее, его получение или недополучение - имеет решающее значение для экономики культуры? И почему опасно его не учитывать? Всего один аспект, навскидку. Массированная реклама зовет вас на фильм. И вы идете. И не получаете того удовольствия, которого ожидали и которое вам обещали. Вас обманули. Причем обманули на тонком уровне - на уровне эмоций. Такое не забывается.

Если это случается раз за разом, вы перестаете верить рынку развлечений вообще. Потери тут комплексные, фундаментальные, включая потерю доверия. Кроме того, фильм с низким коэффициентом счастья-полноты не способен принести прибыль: как правило, такие картины в лучшем случае отбивают затраты на производство (даже не отбивая затрат на рекламу, как и происходит с большинством наших крупнобюджетных картин). Эмоционально слабую картину не будут смотреть во второй и третий раз, поскольку ее нельзя полюбить; и ее прокатная судьба будет недолгой - два-три месяца, а потом, когда спадет ажиотаж, ее позабудут. В чем, напротив, экономическая выгода от нетривиального, глубокого фильма? Вы получили удовольствие, не исчисляемое деньгами - несопоставимое с 200-300 рублями, заплаченными за билет. Вы исполнены благодарности и благородства - ведь подобное порождает подобное - и от души советуете вашим близким и друзьям сходить на этот фильм: такая реклама гораздо эффективнее, потому что она лишена выгоды. То есть начинается вторая, совершенно бесплатная рекламная кампания фильма: она может длиться десятилетиями. Кроме того, счастье ведь всегда - редкость; тем больший на него будет спрос, учитывая его постоянный дефицит в обществе. Видите, какая выгодная и эффективная вещь - счастье.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Вам может быть интересно

Рубио объявил даты переговоров США с Украиной
Темы дня

Путин обозначил достижения и перспективы России

Владимир Путин подвел итоги уходящего 2025 года. В рамках уже традиционного формата глава государства рассказал об актуальном состоянии российской экономики, успехах в зоне СВО, социальной политике государства и отношениях с Западом. Какие вопросы оказались в центре внимания главы государства и россиян?

Попытка грабежа обернулась унижением евробюрократии

План Евросоюза по конфискации российских активов в пользу Украины провалился. Страны ЕС согласовали другую схему финансирования киевского режима. Кто и почему внутри Европы сумел продавить такое решение и защитить российскую собственность – и как теперь пытаются сохранить свое лицо европейские лидеры?

Ростех заявил о превосходстве МС-21 над Boeing и Airbus

Германия намерена разрешить разведке ФРГ диверсии за рубежом

Киркоров: Ванга спасла мне жизнь и предсказала брак с Пугачевой

Новости

Минфин увеличил минимальную цену водки в России

С января 2026 года минимальная розничная цена водки за 0,5 литра вырастет до 409 рублей, новый приказ Минфина устанавливает правила до 2031 года.

В Болгарии арестовали двоих россиян по требованию США

В Болгарии по запросу США арестованы двое граждан России, Олег Ольшанский и Сергей Ивин, сообщили в посольстве России в Софии.

Памфилова заявила о готовности ЦИК организовать голосование для украинцев в России

Центральная избирательная комиссия готова организовать голосование для граждан Украины, находящихся на территории России, если соответствующее решение будет принято, заявила председатель ЦИК Элла Памфилова

Пермский каннибал умер в поликлинике

Михаил Малышев, осуждённый за совершённые убийства и каннибализм, скончался на приёме у врача в одной из больниц Перми, сообщает SHOT.

Зеленский признал невозможность уничтожить ракету «Орешник»

Президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что применение ракеты «Орешник» доказало невозможность ее уничтожения существующими средствами обороны.

Депутат Госдумы указал на возможный ответ России в случае блокады Калининграда

«Любой противник, посягнувший на интересы Российской Федерации, в том числе с точки зрения обеспечения транзита в Калининградскую область, будет уничтожен», сказал газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы Андрей Колесник, комментируя высказывание президента Владимира Путина о возможных мерах России в случае блокады Калининградской области.

Госдеп объяснил грядущую эскалацию с Венесуэлой интересами США

Американские власти объяснили усиление давления на Каракас защитой собственных национальных интересов, подчеркнув угрозу безопасности для Соединенных Штатов со стороны Венесуэлы.

Набиуллина назвала иск ЦБ к Euroclear своевременным

Иск Банка России к Euroclear был подан своевременно, заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина на пресс-конференции.

Врачи назвали опасные для женщин последствия падения на копчик на льду

Травмы копчика нередко воспринимаются как незначительные. Однако врачи предупреждают: именно это повреждение может стать причиной хронических, изнуряющих болей. Постоянный дискомфорт при сидении, ходьбе и даже во сне способен перерасти в устойчивый болевой синдром. У женщин последствия травмы копчика могут быть особенно серьезными, рассказали газете ВЗГЛЯД опрошенные специалисты.

Эксперт: Президент показал четкое видение будущего России

Наиболее яркий моментом программы «Итоги года» стало обращение Владимира Путина к потомкам, в котором он представил образ России в будущем – светлой и полной надежд страны, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Александр Асафов.

МВД решило помочь получить гражданство России обратившейся к Путину пенсионерке

Пенсионерка из Казахстана Людмила Кондратьева, обратившаяся к президенту РФ Владимиру Путину через колл-центр программы «Итоги года с Владимиром Путиным», получает помощь от полицейских Мурманской области при оформлении российского гражданства, сообщает официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.

Рубио сообщил о продолжении передачи разведданных США Украине

Госсекретарь США Марко Рубио подтвердил, что Соединенные Штаты не прекращают обмен разведдаными с украинской стороной.
Мнения

Глеб Простаков: Евроворы сбились с марша

Текущие переговоры по репарационному кредиту – последний решительный бой для сторонников продолжения конфликта на Украине. Бой, который они, судя по всему, проигрывают.

Игорь Караулов: Русские – европейский народ с евразийской судьбой

Как можно говорить о том, что русские произошли в равной мере от славянского и тюркского корня, если за два с половиной столетия ига (или, если не нравится слово «иго», пребывания в составе полиэтничной Золотой Орды) они в строгости сохранили свою веру, не поступившись ничем ни в теории, ни в практике?

Борис Акимов: Многодетность на время или на всю жизнь

Сегодня из законодательного посыла следует, что многодетность – это временное явление, связанное с экономическими лишениями членов семьи и поэтому требующее поддержки. Притом что в основе поддержки многодетной семьи должна быть идея уважения и, больше того, прославления многодетности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов