Авторские колонки

23 января 2009, 14:50

Андрей Мирошниченко: Переждать или перемениться

Вот тебе, бабушка, и дауншифтинг. Повальный, в статистически значимых величинах. Вчера было модно, сегодня – приговор. У потерявших работу простой вопрос: как долго пережидать трудные времена? Вопрос неправильный.

По роду работы иногда приходится общаться с воротилами и магнатами. Обсуждаем между прочим повышение эффективности экономики. В разговорах повышение эффективности обязательно сопровождается оздоровлением бизнес-моделей и оптимизацией бизнес-процессов. Говоря проще – массовыми увольнениями.

И тогда я спрашиваю магнатов и воротил: ну оздоровим экономику, повысим эффективность. А уволенным-то что делать? Переждать, пока все вернется к прошлому? Или меняться, искать новые траектории?

Повышение эффективности обязательно сопровождается оздоровлением бизнес-моделей и оптимизацией бизнес-процессов. Говоря проще – массовыми увольнениями

– Нет, прошлого уже не воротить, – отвечают воротилы, – Будущее будет совсем другим.

– Да, людям придется меняться, подстраиваться, – поддакивают магнаты.

Хорошо, полезные ответы. Тогда спрашиваю: в какую сторону людям рулить, как перестраиваться, какую жизненную стратегию выбирать? Воротилы и магнаты сначала недоумевают – им это нерелевантно, а потом спохватываются:

– Ну как же! А малый бизнес? Вот его и надо развивать! Он всех спасет.

И светится в их глазах забота о людях.

Утверждение, что воротилы о массах соптимизированных людей совсем не думают, – будет неправдой. Все-таки идут рапорты об усилении ОМОНа и внутренних войск. То есть какая-то забота об уволенных разворачивается. Но в остальном у властей сейчас горят синим газовым пламенем макроэкономические вопросы. А дауншифтинг – это личное дело каждого.

В какой-то мере это справедливо.

Итак, приказом генерального директора вы попали под дауншифтинг. Здравый смысл подсказывает, что надо ужаться, зарыться в ил, переждать засуху. Правда, здравый смысл не всегда может победить привычку. Один мой знакомый, имея кредит на квартиру, машину и смутные перспективы заработка уже к концу зимы, не удержался и купил перед Новым годом в кредит еще и плазменную панель. Ну везде же скидки, и новогоднего президента под елкой хочется посмотреть в натуральную величину. Это экономическое поведение еще той, «довоенной» модели. Но уже понятно, что от него надо отказываться, экономить, оптимизировать затраты и само поведение. Чтобы хватило жировых запасов на трудные времена.

А сколько они – трудные времена – продлятся?

А что будет после них?

Пример в тему. У бизнес-консультантов сейчас брачный период – они срочно кинулись на выручку бизнесу и наперебой рассказывают, какую стратегию надо выбрать, чтобы выжить и победить в кризисе. Бизнес-консультанты в один голос говорят: сокращение не есть оптимизация!

Перенесем этот тезис на построение личной стратегии борьбы с кризисом. В самом деле, сама по себе стратегия экономии и «ужатия» не есть оптимизация. Самый простой аргумент: любые личные ресурсы счетны и конечны даже при экономии, а время кризиса – несчетно, никто его сосчитать наперед точно не умеет. Можно только предполагать.

А ведь такая стратегия исходит еще из того, что рай, который был прежде, наступит снова примерно в тех же объемах и параметрах. И снова позовут на работу, и можно будет требовать не просто зарплату, но и соцпакет (было и такое).

Иллюзия. Все указывает на то, что не только неизвестна достоверная долгота кризиса, но и контуры будущего – другие.

Во-первых, восстановление рынка труда начнется с явным отставанием от восстановления макроэкономических показателей. Грубо говоря, если Dow-Jones завтра проломит потолок, а нефть снова выпрыгнет из сотни, то рабочее место для уволенного вчера человека найдется вовсе не послезавтра. И лаг будет приличным.

Можно воспроизвести логику любого директора, проведшего сокращения, но сохранившего бизнес: он не будет спешить заново набирать «балласт», как он считает. Ведь удавалось в годину кризиса обходиться меньшими силами, то есть работать эффективно. Вместо оплаты человеческого «балласта» лучше увеличить норму прибыли. Работать меньшим штатом в лучших послекризисных условиях. Кстати, это реальный признак оздоровления экономики и повышения производительности труда, которая у нас сейчас действительно низкая.

Простроить в деталях будущую социально-экономическую модель, которая воспрянет после кризиса, никто не возьмется, а кто возьмется, тому не верьте. Но ясно одно: прежняя модель, построенная на привычке к длинной цепочке рефинансирования, дававшей на выходе дешевые, необеспеченные и бесшабашные деньги, после кризиса не вернется. Просто потому, что для длинного плеча рефинансирования, накапливающего дешевизну денег, требуется много времени – лет десять, а то и больше. Короче говоря, потребления, основанного на дешевых кредитах, не будет. Таков будет макроэкономический фон, а он поменяет и базис, и надстройку, и экономическую структуру, и трудовую инфраструктуру.

В общем, можно было бы и не умничать, а просто довериться первому тезису магнатов и воротил. Они-то наверняка знают: прошлого не воротить, ждать бесполезно, будущее будет другим.

А вот с их вторым тезисом про спасение народа в малом бизнесе – интереснее.

Указывают они на малый бизнес не только потому, что это привычное заклинание властей уже лет десять. Некогда малый бизнес действительно спасал народные массы. В конце 80-х – начале 90-х годов спекулянты, перекупщики и челноки сначала были инженерами и учителями, с которыми тоже приключился дауншифтинг еще той, советской эпохи.

Но есть одно принципиальное отличие от нынешних времен. Тогда можно было купить в универмаге что-нибудь, случайно туда попавшее, выйти на улицу и тут же продать с наценкой. Почему? Потому что был дефицит. Сейчас дефицита нет и не предвидится. Товары будут дорогими, но будут, причем будут в широком ассортименте. Теперь дефицит невозможен. А значит, и массовая спекулятивная торговля, масштабное челночество – сегодня невозможны и современных дауншифтеров не прокормят. Вычеркиваем.

Но, конечно, малый бизнес – это не только торговля. Это еще и сервис, общепит или даже производство. На заре 90-х годов эти отрасли тоже внесли свою лепту в спасение масс народа. Опять сравним с современностью. Естественным, точнее, противоестественным ограничителем малого бизнеса тогда был бандитский рэкет. Сейчас любой бизнес ограничен рэкетом чиновничьим. И малый бизнес – более уязвим. В пересчете на количество трудоустроенных большому предприятию легче утилизировать всех проверяющих. Тогда как в малом бизнес работающих – кот наплакал, а проверяющие – все те же. Поэтому, если брать статистические величины, чиновничий рэкет для хоть сколько-нибудь заметного роста малого бизнеса – преграда непреодолимая.

Бандитский рэкет был кровавее, но, как ни странно, имел человеческое лицо и пропускные фильтры. Бизнес должен продолжать существовать, иначе бандитский рэкет тоже теряет среду существования. Чиновничий рэкет – явление обезличенное, бесчеловечное, системное. Центр воли слишком распределенный. Стена. Ей глубоко все равно, сохраняется ли бизнес после проверок или умирает. У нее нет места, которым об этом думать.

«Людям придется меняться, подстраиваться», – поддакивают магнаты (фото: ИТАР-ТАСС)
Так что малый бизнес отменяется. Статистического значения для трудоустройства масс людей, уволенных и ищущих нового применения, в современных условиях малый бизнес иметь не может.

Какой же путь личных перемен выбрать новым уволенным?

Надо смотреть на главные тренды. Основной – огосударствление теперь не только политики, телевидения и юриспруденции, но также уже и рыночной экономики. Следуя этому тренду, можно попытаться «огосударствить» личную профессиональную жизнь, то есть пойти работать на государство. Там в ближайшие годы точно не будет ни сокращений, ни урезания зарплат.

Работа в органах власти или регулирующих ведомствах – это, конечно, извини-подвинься. Самим не хватает. Но есть и другие госструктуры. Вчера в школах катастрофически не хватало учителей. Сегодня там уже конкурс. Места-то хорошие, отпуск большой, зарплату индексируют. Да еще и подработка уроками.

Аналогично: врачи, библиотекари, социальные работники, различные муниципальные ведомства и службы. Там есть вакансии. Вот и армия активно предлагает контрактную службу с довольствием на уровне зарплат младшего офисного персонала.

Многие профессии рыночной экономики вполне конвертируются в профессии государственной службы. Зарплаты, конечно, куда ниже (хотя с чем сравнивать безработному?), но есть и один маленький бонус. Да, трудовая мораль в российской экономике невысока, но можно предположить, что люди, поработавшие на предприятиях новой экономики, несколько более динамичны, чем те, кто оставался в эти годы работать на государство. А значит, у тех, кто переходит из новой экономики на государственную службу, могут быть неплохие карьерные перспективы.

Очевидно, что будут большие перемены и в профессионально-отраслевой структуре рынка труда. Скорее всего, после завершения кризиса такого количества экономистов и прочих маркетологов с бренд-менеджерами не потребуется. Им явно надо переучиваться на что-то более осязаемое, имеющее результатом труда хоть какие-то внятные продукты, доступные хотя бы умозрительному схватыванию.

Курсы обучения и переподготовки сейчас стремительно дешевеют. Как и во всякой обслуживающей бизнес сфере, состояние бодрости в сфере консалтинга и обучения мерцает на грани перехода к вечности. А можно не то что дешевые, но и вообще бесплатные курсы найти.

Как ни странно, у того же государства есть огромная, разветвленная, хорошо финансируемая и отстроенная система – служба занятости. Кстати, правительство пересчитало прогноз безработицы – в сторону повышения, разумеется, – и подкинуло службе занятости еще 30 миллиардов рублей. Там все пышет избыточной готовностью к толпам безработных, которых пока еще не толпы, потому что белые воротнички и не умеют толпиться.

Конечно, средний класс привык вопросы на рынке труда решать через рекрутинговые агентства и прочих хедхантеров. А в службу занятости пусть ходят работяги. Но работяг еще в больших количествах не увольняют пока. И в службе занятости умеренно немноголюдно. Кому туда зазорно идти – пусть не идет. А кому не зазорно – найдет много интересного.

В центрах занятости полно бесплатных программ профессиональной переподготовки. Там же есть базы вакансий, в которых, кстати, размещены и вакансии государственных организаций (см. предыдущую идею).

Да! Там еще пособия дают. По безработице. В этом даже есть некоторая эстетика. Пособия разные, зависят от последней зарплаты и способа увольнения. Но в общем случае примерно на несколько месяцев в средненьком фитнес-клубе хватит. Почему бы и нет.

И, наконец, где-то весной правительство выделит деньги на малый бизнес, много денег. Этот жупел сработает хотя бы таким образом. Службам занятости нужны будут образцово-показательные свежепереученные предприниматели из числа бывших безработных, коих будут опекать от чиновного рэкета и даже подкармливать микрокредитами. Кстати, фондам поддержки малого бизнеса, через которые пойдут деньги на эту самую поддержку, для прикрытия тоже будет нужна отчетность, хоть частично похожая на правду.

В общем, при всем скепсисе государство создает и еще создаст некоторые возможности для реализации личной стратегии выживания и – кто знает – развития. Надо только сориентироваться и использовать.

Но могут быть и другие личные стратегии перемен. Ясно только одно: если дауншифтинг уже случился, то просто пережидать, скукожившись – неразумно. Чисто логически - опробуем известный аргумент-пари. Если сделать ставку на то, что все вернется к прежнему, и при этом просто ждать, не меняясь, то в случае невозврата к прошлому – тотальный проигрыш. А если сделать ставку на то, что все переменится, и начать меняться самому, то выигрыш будет, даже если ставка не сработает. Вернется все к прежнему - можно будет вернуться к прежней профессии. Не вернется все или вернется не все – можно будет пытаться строить жизнь по-новому. Потому что удалось измениться.

Вам может быть интересно

На Украине решили отправить воевать больных раком и ВИЧ
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Политолог сказал, какие страны Европы могут депортировать украинских уклонистов

Премьер Грузии выразил Госдепу США разочарование из-за попыток устроить в стране революцию

Ивлеева прокомментировала «голую вечеринку» словами «не в то время, не в том месте»

Новости

В Кремле назвали прямой эскалацией слова Кэмерона об ударах Украины по России

Слова главы МИД Великобритании о праве Украины наносить удары по территории России с помощью британского оружия являются прямой эскалацией, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В Германии признали прорыв российских военных под Часовым Яром

Украина все еще ведет бои близ города Часов Яр, в то время как российские военные уже совершили прорыв в этом стратегически важном месте, поделился мнением корреспондент немецкого телеканала Welt Кристоф Ваннер.

Медведев нашел тройную пользу для России от швейцарской «мирной конференции»

Запланированная в Швейцарии «мирная конференция» принесет России тройную пользу, выразил мнение зампред Совбеза Дмитрий Медведев.

МЧС предупредило о заморозках в Москве и Подмосковье

В Москве и Московской области 4 мая ожидаются заморозки, такое экстренное предупреждение распространили Главные управления МЧС по городу и по области.

Грузия напомнила Парижу о «брутальных» действиях французского спецназа на митингах

Позиция МИД Франции по последним событиям в Грузии «лишена объективности», заявило грузинское внешнеполитическое ведомство в пятницу, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ уничтожила прибывшего в Россию из Литвы диверсанта военной разведки Украины

ФСБ ликвидировала прибывшего из Литвы диверсанта Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР МО), который планировал совершить серию терактов на военных и энергообъектах в Московском регионе и Ленинградской области, сообщили в ЦОС ФСБ.

СК начал проверку сообщения о выселении мигрантом семьи пропавшего на СВО бойца

Продолжается проверка по сообщению о нарушении прав жительницы в местном поселке в Ростовской области, по предварительным данным, ее и ее 14-летнюю дочь выселил из дома мигрант, сообщили в региональном следственном управлении СК.

Парады 9 Мая пройдут в 25 городах России

На 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне парады пройдут в семи городах-героях и в 18 городах, где размещены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании.

Изъятое огнестрельное оружие, подлежащее утилизации, решили передавать на нужды СВО

Рабочая группа по СВО внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность передачи на нужны спецоперации на Украине изъятого и конфискованного оружия, сообщил глава группы, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Шойгу: ВСУ в апреле теряли до 1 тыс. человек ежесуточно

Украинская армия в апреле теряла до тысячи военнослужащих в сутки, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом ВС России.

Эксперты поспорили о сроках выхода американского контингента из Нигера

Вывод войск США из Нигера займет примерно два-три месяца. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказала африканист Тамара Андреева. Она напомнила, что в такой срок уложились французы, покинувшие африканскую страну ранее. Несколько иную позицию высказал африканист Андрей Маслов. По его мнению, Пентагон будет всячески затягивать этот процесс. Ранее российские и американские военные оказались на одной базе в Нигере.

Ряд военных атташе посетили выставку трофеев на Поклонной горе

Аккредитованные в Москве военные атташе нескольких стран посетили выставку захваченной в ходе спецоперации боевой техники ВСУ с образцами из стран НАТО на Поклонной горе.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?