Авторские колонки

26 мая 2005, 11:28

Фантом искусства

Недавно я написал для журнала TimeOut статью про очередную выставку художников Владимира Дубоссарского и Александра Виноградова в любимой галерее XL. Однако приключилась беда. Я бессовестно и нагло обманул своих добрых читателей, предоставив им заведомо ложную информацию.

Со мной такая беда приключается за мою критическую карьеру не в первый раз. Каюсь, путал, бывалоча, и названия выставок и акций, искажал имена художников, неправильно описывал сами работы. Оправданий таким противоправным и антиобщественным деяниям, естественно, нет. Надежда только на то, что гражданин прокурор все же примет во внимание тяжелые условия труда художественного критика, приближенные к боевым, а также ранний (хотя и относительно легкий) Альцгеймер. К счастью, пострадавшие, то есть художники и галереисты, - суть ангелы чистейшие, на ошибки критиков указывают хоть и настойчиво, но мягко.

Разве что пуговицы иногда из вежливости откручивают на пиджаке.

Как это ни странно, но лишь пуговицы обычно страдают и в более сложных случаях - когда критик написал «плохую», «неправильную» или «непонятную» рецензию.

Но в данном случае речь идет о совсем особом случае, то есть небрежение профессиональными обязанностями не имело места и поэтому не может преследоваться по всей строгости закона. Более того, пострадавшим оказался именно я. Статья о выставке Дубоссарского-Виноградова, строго говоря, не была рецензией, она была написана в жанре превью, за две недели до события. В былые времена я до скрежета зубовного ненавидел этот жанр. Единожды пережив работу в городском развлекательном издании, я всегда глубоко сочувствовал коллегам, которые трудятся в подобных местах. Никаких презентаций - сплошная репрезентация. Напишешь заранее - и тащиться на выставку нет никакого смысла. А потусоваться с товарищами тоже хочется.

Но есть и случаи прямого обмана потребителей, когда издания, прикидывающиеся «информационными», тоже требуют текстов в жанре превью. Обыкновенно редакторы такое странное требование мотивируют тем, что читатель только о том и мечтает, чтоб, схватив газету или журнал, немедленно ринуться на выставку. Поскольку подобных случаев наукой отмечено не было, я лично всегда полагал, что добрый мой читатель надеется получить от меня, прежде всего, интересное чтиво. И только во вторую очередь - инструкцию по выживанию в бушующем море худжизни. Кроме того, меня всегда раздражало то обстоятельство, что собственно критический дискурс невозможен в жанре превью. Как можно критиковать, ежели выставки не видел вовсе?

Но в последнее время, окончательно возвысившись и загордившись, жанр превью очень даже полюбил: можно дома сидеть, одновременно держа руку на пульсе. И еще - с годами я избавился от старых иллюзий, пришел к пониманию того, что критическая критика вовсе не нужна художникам. Они в большинстве своем вовсе не расположены к тому, чтобы стать, с помощью критика, добрее, умнее, лучше и точнее отражать происходящие в культуре и обществе процессы. И теперь меня особо радуют «глюки», которые возникают в процессе написания такого рода текстов: часто упомянутые картины просто не попадают в экспозицию по самым разным причинам. При развеске оказывается, что они не очень хорошо ложатся в концепцию. Или их повредили во время перевозки, просто не привезли и т.д. А задуманная художником инсталляция не поместилась в заданный объем. Или в последний момент пришла новая гениальная идея.

Театральный критик может сходить на репетицию; кинокритик - посмотреть пиратскую «тряпку»; литкритик - прочесть рецензируемый трактат в рукописи... И только критик музыкальный, подобно критику художественному, прявязан к событию - никто никогда не знает, как пойдет дело на концерте у Башмета или в каком настроении окажется Анна Нетребко.

Итак, руководствуясь вышеизложенными методологическими принципами, я позвонил Владимиру Дубоссарскому, получил от него вполне точное описание проекта, а также несколько картинок. Придя на выставку, я обнаружил, что оказался соучастником создания удивительного фантома. Вот его подробное описание: «Двойной автопортрет с художником Олегом Куликом: мастера искусства сидят у костра и говорят, наверняка, о высоком, о новой искренности в искусстве. Все, как 40 лет назад, — того и гляди Окуджаву затянут…»

Но вся феноменальность данного объекта в том, что приведенное описание оказалось единственной формой материального воплощения данного произведения искусства. Описанная картина по каким-то причинам так и не была нарисована. Ничего удивительного - как раз с Дубоссарским и Виноградовым я уже попадал в такую ситуацию. Несколько лет назад эти выдающиеся творцы современности проявили неслыханную самодеятельность и нарисовали совсем другую выставку, чем та, о которой оповестили читательниц журнала Officiele.

Посему со мной и приключилось невыносимое дежавю - я опять соучаствовал в создании произведения искусства, которое существует только в моем тексте, сделанном, как мы помним, со слов художника. То есть является абсолютно чистым примером idea ar. Я не буду утруждать читателей ссылками на прецеденты и цитатами из теоретиков современного искусства. Скажу только, что в данном случае налицо все необходимые составляющие части производственного процесса к созданию произведения современного искусства: художник, который придумал некий объект; галереист, который его одобрил и взялся экспонировать. Критик, высказавший свое суждение. И даже зрители, то есть читатели журнала TimeOut, в чувственном восприятии которых сложился вполне осязаемый визуальный образ ненаписанной картины.

Все хорошо, не хватает только хорошего финала. Как говорил один проповедник монетаризма в искусстве, «чтобы правильно понять произведение искусства, его нужно купить». Только в данном случае и я, то есть критик, который самым непосредственным образом участвовал в создании данной «картины», также требую свой законный процент. Более того, можно было бы собрать вместе все такого рода произведения - и устроить аукцион произведений, которые были описаны и раскритикованы, но не созданы. Только так и можно будет достичь окончательного решения вопросов искусства. Одна только проблема - нуждается ли современное искусство в понимании?

Текст: Андрей Ковалев

Вам может быть интересно

Лидера группы «Коррозия металла» задержали в нижегородском клубе «Ненависть»
Темы дня

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

Власти Подмосковья предупредили об опасности сбитых БПЛА после схода снега

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Новости

В ФРГ дали ответ на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Таджикистан рекомендовал гражданам на время воздержаться от поездок в РФ

Министерство иностранных дел Таджикистана рекомендовало гражданам республики временно воздержаться от поездок в Россию.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

Скончался народный артист России Василий Решетников

Народный артист России Василий Решетников ушел из жизни на 75-м году после продолжительной болезни.

Уровень безработицы в России в марте обновил исторический минимум

Уровень безработицы в России в марте 2024 года продолжил снижение и достиг исторического минимума в 2,7%, сообщает Росстат.

Шольц: С ракетами Taurus на Украину надо будет отправить немецких военных

Канцлер Германии Олаф Шольц отверг возможность передачи дальнобойных ракет Taurus Киеву, так как в этом случае надо будет отправить на Украину военных бундесвера.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

Священник призвал не заваривать освященные ветки вербы

В преддверии Вербного воскресенья, которое православные христиане отметят 28 апреля, руководитель информационной службы Московской епархии протоиерей Александр Волков разъяснил верующим смысл освящения вербных веток.

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет

Неизвестные лица в ночь на 26 апреля подожгли вертолет на аэродроме Остафьево на юго-западе Москвы, сообщили СМИ со ссылкой на источники в МВД и территориальном отделе полиции.

Арестован бывший подчиненный экс-замглавы Минобороны Иванова

Басманный суд Москвы арестовал бывшего подчиненного экс-заместителя министра обороны России Тимура Иванова, следует из картотеки суда.

Россия готова вернуться к переговорам о поставках Су-35 в Индонезию

Россия готова возобновить переговоры с Индонезией о закупке истребителей Су-35, заявил военный атташе посольства РФ в Индонезии полковник Максим Лукьянов.

В МИД объяснили проверки иностранных граждан на российской границе

Россия ужесточила пограничный контроль в связи с сохранением террористической угрозы, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?