В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Василия Тютина о том, почему обществом в большинстве своем руководят люди с низким уровнем развития.
Если же у тебя ни совести, ни мозгов, ты легко бросаешься в дурацкую авантюру
Со времен греческих философов известно понятие «охлократия». По Полибию, охлократия – это форма государственного устройства, возникающая в результате предельного развития и доведения до абсурда демократических тенденций – правление черни, худших из числа граждан.
В наше время широко распространено восприятие действующей формы правления как сочетание охлократии, то есть власти толпы, и манипулятивной, скрытой власти олигархии. Такой подход лежит в основе трактовки происходящего на Украине, обоснованиях необходимости штрафовать за ловлю покемонов и убежденности в попытке Эрдогана свергнуть самого себя.
Хотя термин «охлократия» уже давно не используется в научной литературе, современные теории говорят об очень близком явлении, таком как «массовое общество», смещая акцент с понятия «чернь» (как определяющего социальный и образовательный уровень) на понятие «толпа» (как особый субъект активности, обладающий отличными от совокупности индивидуальностей качествами).
«Олигархия» также термин публицистический, а не научный, но он, так или иначе, указывает на некую группу особо влиятельных людей, осуществляющих манипуляцию.
Те, кто ругает демократию и обзывает либералов «либерастами», обычно используют либо с готовностью соглашаются использовать понятие «охлократия» и сочетать его с понятием «олигархия».
Те же, кто ругает народ «быдлом» и «ватой», также подразумевают свою причастность к тому слою, который вот-вот вырвет бразды правления толпой у «плохих» и начнет управлять ею как положено, демократически.
Таким образом, концепция управляемой элитами толпы, судя по всему, – одна из наиболее распространенных точек зрения на общественное устройство.
Но, на мой взгляд, дело обстоит немного иначе.
Мы имеем дело с гораздо более драматичным процессом. Заставляющим вспомнить роман Курта Воннегута «Галапагосы». Внутривидовая изменчивость и отрицательный отбор. Вот действительная подоплека современного общества.
Благодаря современным технологиям формируется механизм отрицательного отбора, приводящий к выдвижению на первые места людей ниже среднего уровня развития. Создается сквозной, охватывающий все имущественные и властные уровни слой не то чтобы дураков, но, так сказать, олухов. И это не случайность, а производная функционирования сложившейся системы технологий и общественных институтов.
То, что уже сформировалось в планетарных масштабах, может быть названо олухократией. Не по признаку принадлежности к черни. Не по признаку нахождения в состоянии толпы.
Нет, основной признак и условие принадлежности к современной элите – это прохождение обратного ценза – уровень развития ниже среднего. Именно это и определяет доступ к власти и богатству, обеспечивает ее и является основным инструментом ее реализации.
То есть идиотизм решений не является случайным, но является системно необходимым. Недостаточно идиотские решения, недостаточная общая «олуховатость» ведет к утрате общественного положения.
Как это работает? В недавней статье «Теория не заговора» уже был затронут один из аспектов. В медиасфере успешный заголовок – это скандальный заголовок. Быстрота перепечатки важнее проверки. Внутренняя механика функционирования медиабизнеса выносит в «успешные» скандалистов, балагуров, дилетантов.
Люди любят читать про скандалы и смотреть на клоунов. Люди любят чувствовать себя умнее тех, кто в телевизоре. Поэтому соревнование в идиотизме будет только нарастать.
В шоу-бизнесе важна энергетика, искренность. Более успешным будет искренний идиот, получающий действительное удовольствие от своих глупых и музыкально скучных песен. Монополия исписавшихся «творческих кланов» приводит к тому, что исполнители, способные искренне исполнять эти произведения, требуются все более «особенные». Зрители, окультуренные в процессе потребления продукта, требуют усугубления.
В обычном бизнесе ситуация не менее жесткая. Если честно разложить любой бизнес-проект, то затраты в большинстве случаев превышают 100% доходов. Налоги, зарплаты, качественные комплектующие, соблюдение технологии. Выход?
Кредитная карусель всех проблем не решает. К тому же на эту карусель еще нужно купить билет. Следовательно – черный нал, грязная эксплуатация, взятки, «все так делают» и прочие сделки с совестью для тех, у кого она есть.
Обращали внимание на распространение плохо мотивированного мрачного пьянства в бизнес-среде? Как нормальному человеку пройти отрицательный ценз на разум и совесть? Есть известный метод великана Глюма (Г. Горин, «Дом, который построил Свифт»): поклоны, приседания, «с головой было труднее всего, но тут помог алкоголь. Ежедневный трехкратный прием алкоголя – и ты очищаешь свою башку от ненужных знаний и мыслей».
Говорят, есть и другие средства, из разряда запрещенных, но очень эффективных.
Если же у тебя ни совести, ни мозгов, ты легко бросаешься в дурацкую авантюру. Просто не можешь нормально просчитать проект, и тебе кажется, что он сверхприбыльный. Потом ты обнаружишь, что на налоги не хватает, ну так взятка и смена конторы все решит. И главное – не забивать голову и не париться.
Тогда ты производишь впечатление уверенного и честного человека. Человека, с которым приятно иметь дело. Другим таким же. Которые паркуются третьим рядом потому, что «мне надо» и «все так делают». Они друг друга в третьем ряду понимают. Им легко договориться.
На всевозможных тренингах, коучингах и прочих МБА всем подробно объяснили, что не надо усложнять. Надо обращаться к самым простым эмоциям и потребностям.
Видео с лицом девушки на заставке наберет больше просмотров, чем то же видео без. А для того, чтобы было много лайков, в видео должно быть произнесено «лайкните это видео» и стрелочкой указано, куда нажимать, чтобы лайкнуть. Остальное содержание имеет второстепенное значение.
Недостаточно идиотские решения, недостаточная общая «олуховатость» ведут к утрате общественного положения
Успешный продукт – это продукт, рассчитанный на большую тупость потребителя, чем продукт конкурента. Причем срабатывает не «расчет», а естественная тупость автора продукта. Обратный просчет глупости – крайне сложная задача, ход такой мысли непредсказуем и потому непобедим.
А чиновники? Это же отдельная песня. Как и везде, на низовом, реально работающем уровне, на руководстве действительными процессами стоят люди, на которых держится все полезное функционирование. Чем выше, тем меньше представление начальства о том, что там «внизу» вообще делают.
Кого «поднимут выше»: того, на ком держится реальная работа, или лояльного, готового поддакнуть олуха? Назначения на должности с правом «первой подписи» производятся вообще без учета компетентности, исключительно по принципу личной лояльности.
Люди в научной инженерной среде прекрасно знают, что уже начиная с завкафедры, руководителя отдела, будет отобран худший ученый или инженер в коллективе. Примерно та же ситуация в медицине. В редких случаях можно добиться профессионального успеха, на основании которого можно получить в руководство институт или клинику. Но системно и статистически значимо работает отрицательный отбор.
В политике свои особенности. Содержание вообще не имеет значения, а точнее даже вредно и должно быть (если вообще имеется) тщательно скрыто. Важно «показать мощь» и желательно, чтобы она при этом была «твердая». Кто что хочет, зачем и почему – это вещи, о которых лучше не задумываться. Потому что выяснится, что вместо ответов сияющая пустота.
Нет никаких стратегий и геополитических многоходовок. Сиюминутное реагирование на основе совершенно приземленных интересов отдельных личностей и кланов. Государство как совокупность частных интересов граждан, допущенных к управлению.
Феномен Псаки – это не исключение. Это результат долгого развития, как самой концепции должности, так и отбора исполнителя. Бессмысленность и бессодержательность при формальном наличии высказывания – это общий принцип чиновничьего выступления. Хорошая речь чиновника не содержит ничего. Но при этом имеет внешние привязки к поводу произнесения, месту и времени. Чем естественнее ты несешь оформленную канцеляризмами чушь, тем более ты успешный публичный чиновник.
Оппозиционная или «переворотная» политика так же подчеркнуто антиконцептуальна. Никакого анализа системы, никакого предложения по изменению действующих механизмов. Простейшие требования заменить «их плохого парня» на «нашего хорошего». Никаких принципов, только целесообразность.
Меркель у власти 11 лет, третий срок, это стабильность. Буши с Клинтонами обмениваются президентствами – это непредсказуемая демократия. Путин должен уйти, потому что необходима сменяемость власти. Белых взяток не брал, потому что он честный. А с черным валютным налом все работают, по-другому-то никак, это на честность не влияет.
Вопрос доказательств заменен вопросом формирования мнения. Какие доказательства в допинговом скандале? Никаких, только мнения.Системный всеобъемлющий характер отрицательного отбора, конечно, имеет исключения. Но эти исключения лишь слегка замедляют общее движение и делают его не таким заметным.
В основном власть принадлежит олухам. Что фактически означает растворение, хаотизацию власти как осмысленности. Поведение человечества становится все более неосознанным. Самопроизвольным.
От тотального концептуализма и подчиненности рассудочным идеям в ХХ веке маятник качнулся в сторону тотальной атомизации и бегству от любых идей как базовой идеи.
Что из этого следует?
Во-первых, из этого следует адекватное восприятие реальности. Не умножение сущностей. И выбор самого примитивного объяснения как наиболее вероятного в каждом конкретном случае. Нет никакого «Хитрого Плана», мирового правительства, которое знает, куда ведет, масонов, которые всех спасут, или наоборот.
Есть несущийся к войне эгоистический хаос глупых и жадных человечков.
Во-вторых, разумные люди должны осознать, что они вымирают и, может быть, это побудит их к какому-то осознанному взаимодействию.
И, в-третьих, если в человеческом обществе констатируется некое состояние системы, это означает только то, что скоро это состояние изменится. В какую сторону – вопрос спорный, но нельзя отрицать возможность возврата к «концептуальному» подходу.
Параллельно с развитием олухократии растет запрос общества на осмысленность. На концепцию, цель и осознанный способ развития. Запрос на внесение системных изменений, снижающих, а может, и вообще устраняющих отрицательный отбор.
Самое ужасное, что в сложившейся ситуации концепцию, вероятнее всего, разработают по госконтракту и начнут внедрять со всей бюрократической решимостью.