Многие аналитики, глубоко погружённые в проблему, уже охарактеризовали происходящее на мировых рынках «идеальным штормом» – ситуацию, когда в одно время и в одном месте складывается целый ряд неблагоприятных факторов и далее, при малейшем толчке, начинается бурный и непредсказуемый процесс.
Надо сказать, что ожидания будоражили аналитические умы уже не первый месяц, но основные «надежды» возлагались на поднятие ставки ФРС. Поднятие откладывалось, а напряжение возрастало, причём в основном в тех самых аналитических умах.
Тем временем экономики жили в своей реальности, и реальности эти двигались весьма и весьма разнонаправленно. Поскольку мы уже выяснили, что аналитическая общественность научилась виртуозно ставить диагнозы по результатам виртуальных фьючерсных торгов, динамике индексов, товарных позиций и валютных пар, то так и быть, прибегнем ещё раз к этим глобальным инструментам. Всё-таки при всей их оторванности от жизни кое-какую информацию они дают безошибочно. Например, очень чётко показывают, где и какие «пузыри» надулись критически и, следовательно, кому наконец пора громко хлопнуть дверью.
Проблема в том, что в относительно спокойное время публичные предсказания редки и, как правило, летят мимо цели, и только после очередного «чёрного понедельника» происходит всплеск аналитики, которая, как всегда, грешит поспешностью и крайним разбросом прогнозов: от «всё пропало» до «наконец-то мы достигли дна». Или, что нам естественно ближе, от «Российскую экономику ждёт крах» до «у России появился шанс».
Вся эта глубокомысленная пена, основанная на сиюминутной панике, ничего общего не имеет с реальными процессами, выходящими далеко за рамки понедельников и прочих вторников. Паника всегда даёт маловразумительную и искажённую картину, особенно у тех, кто причастен к биржевым торгам, ибо каждая новая ставка основана на эмоциях и, как правило, у 95% игроков оказывается против тренда. Особенно с учётом того, что рынки являются всего лишь следствием гораздо более фундаментальных геополитических процессов, а инсайдеры – это всё-таки большая редкость.
Тем не менее второй раз даю слабину и попытаюсь сделать некоторые выводы, опираясь именно на результаты торгов, только с гораздо более глубоким шагом. Большое всё-таки лучше видится на расстоянии. На теорию не претендую ни в коем случае, но 7-летнюю картину маслом покажу.
Итак, рассмотрим графики основных западных индексов, включая японский Nikkei, и их изменение после глубокого падения в 2008–2009 годах (все значения индексов округлённые):
1. Американский Dow Jones (DJ30). В 2009 году рухнул до значения 7000 пунктов, а в так называемый чёрный понедельник 24 августа одномоментно пробивал вниз почти 15000 пунктов и остановился на значении 16600. То есть суммарный порядка 140%.
2. Американский Nasdaq 100: 1150 – 4300 пунктов. Рост более 270%.
3. Американский S&P 500: 750 – 1990 пунктов. Рост более 160%.
4. Германский DAX: 4000 – 10300 пунктов. Рост почти 160%.
5. Британский FTSE 100: 3500 – 6300 пунктов. Рост 80%.
6. Японский Nikkei 225: 7500 – 19100 пунктов. Рост более 150%.
Теперь обратимся к основным индексам России и Китая:7. Китайский Shanghai Composite: 1800 – 3200 пунктов. Рост 75%.
8. Российский РТС: 520 – 830 пунктов. Рост 60%.
9. Наконец, динамика цены на нефть сорта Brent на этом же временном отрезке: 45,59 - 49,91 $/баррель. Рост всего 9,5%.
Несмотря на поразительное внешнее сходство графиков изменения цены на нефть и индекса РТС, должен отметить, что, как и следовало ожидать, за прошедшие годы эта связь закономерно и неуклонно ослабевает, о чём я уже писал. Тем более что в настоящее время индекс рассчитывается на основе показателей 50 самых крупных компаний, из которых имеющих отношение к углеводородам не более 15%.
Таким образом, даже беглый взгляд на показанные графики даёт чёткий ответ на вопрос о том, где надулись очередные пузыри, намного превышающие по своему объёму докризисные уровни 2008 года и, следовательно, где таятся основные взрывоопасные проблемы уже ближайшего будущего. И место это – точно не Китай и не Россия, вовлеченность которых в глобальные финансовые рынки несопоставимо меньшая. Особенно у России.
Истина в том, что западные фондовые рынки сконцентрировали громадные средства при одновременной стагнации реального производства и наращивании государственных долгов стран Запада. Рассуждения о перенасыщении рынков углеводородами, что якобы является причиной падения цен на нефть, не выдерживают никакой критики, когда понимаешь, куда были перекачаны средства, которые можно было бы направить на развитие современной промышленности и инфраструктуры.
И ещё раз про цены на нефть, ВВП, индексы и прочие не менее виртуальные данные. О том, что американские статистические агентства уже несколько лет фальсифицируют отчётность о состоянии экономики США, не знают разве что грудные дети.
Поэтому давайте усвоим одну простую данность: не имеет никакого реального значения ни размер ВВП США, ни его рост или падение, ни размер безработицы, ни прочие объёмы торговли, производства или запасы нефти и бензина, то есть данные, за которыми пристально следят финансовые трейдеры, брокеры и аналитики. Ничего этого нет даже близко к тем данным, которые периодически озвучиваются.
Есть ненасытная паразитическая машина, обладающая колоссальными рычагами давления и созданная для того, чтобы высасывать живительную силу из всего мира, активизируя в людях самые тёмные стороны и сея вокруг кровь и смерти, как это было сделано на Украине.
Так что впереди нас ждут трудные и опасные времена по переформатированию всей мировой системы, прочно подсевшей на виртуальную финансовую иглу, управляемую из одного центра.
Источник: Блог Александра Дубровского