В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Сергея Савчука, в котором он на примере истории Ирландии показывает, что означает слово «голод» на самом деле.
И сказал Господь ирландцам: я дарую вам лучшую землю в мире, на которой будете процветать вы и дети ваши. Вскричали набожные ирландцы: благодарим тебя, Боже, но в чем подвох? И отвечал им Господь: вы просто не знаете, кого я вам определил в соседи.
Старинная ирландская притча
Весь последний месяц вокруг меня, как назойливая муха, кружит слово «голод». Украинские, прости Аллах, СМИ день и ночь с упорством дятла, принявшего пачку нехороших таблеток, насилуют мой слух и разум бесконечной мантрой.
Доверчивые украинцы до слез верят англоязычным дядям в галстуках
В ней всего пара вербальных элементарных цепочек, сводящихся к следующему: Россия – голод – сыр – варварская страна – бедные дети.
При попытке посмотреть разрешенные на Украине российские новости я вижу на экране сплошь рукопожатных и неполживых граждан с неслабо сытыми рожами. Граждане заламывают руки и рассказывают про то, как кровавый режим уничтожает продукты, столь необходимые тысячам голодных детей России.
Им вторят широко известные в узких кругах западные правозащитники, обличая Россию и ее руководство в античеловеческом обращении с собственными гражданами, делая большие глаза и рассказывая наивным украинцам про то, что в течение прошедших веков Россия морила голодом всех, кого насильно затаскивала в свой таежный союз.
Доверчивые украинцы до слез верят англоязычным дядям в галстуках и украдкой поглядывают на плешивые памятники придуманному паном Ющенко Голодомору.
Я уж не знаю, кто там в России так сильно недоедает. Предлагаю вам вспомнить о том, сколь человечны и высокодуховны все те, кто сегодня с пылом обвиняет русских во всех смертных грехах. Речь пойдет о колыбели самой человечной цивилизации, оплоте соблюдения прав человека, стране-поборнице морали и защитнице голодных и угнетенных.
Поговорим всего об одном случае, когда Великобритания явила миру ярчайший пример заботы о собственных гражданах и спасения голодающих.
Краткий исторический экскурс
Начиная с XII века, милейшие английские ребята мечом и топором отнимали у соседей – кельтов, коренных жителей Ирландии – их исконные земли. На захваченных землях наши человеколюбцы насильно насаждали протестантизм, запрещали ирландцам говорить на родном гэлльском языке и владеть землей.
Да-да, вы не ослышались. К началу XVIII века на территории Ирландии ирландцы не владели землей в принципе. Вся она принадлежала благородным английским лендлордам, которые сдавали ее нищим ирландцам в аренду. Сама Ирландия была полностью превращена в источник обогащения сиятельных сэров и главного поставщика сельскохозяйственной продукции, а основными статьями экспорта стали картофель, пшеница и мясо.
Картофель на изумрудном острове появился в конце XVI века и сразу стал доминирующей культурой на столе подавляющего большинства небогатых в своей массе ирландцев. В мягком и влажном климате картофель давал неплохие урожаи. Отметим, что в середине XIX века более трети всех пахотных земель острова было занято картофелем, а его доля на внутреннем продовольственном рынке составляла ни много ни мало две трети.
Голод
В сороковых годах XIX века многомудрые англичане решили значительно улучшить жизнь в Ирландии. Подумали, да и отменили так называемые «хлебные законы». Цены на хлеб мгновенно рухнули ниже уровня Ла-Манша, а хозяева земель, дабы не потерять своих прибылей, резко взвинтили арендную плату для арендаторов-ирландцев. Массово разорявшихся местных жителей просто выгоняли, а сам процесс красиво назвали «очисткой поместий».
В дополнение ко всему этому в 1845 году весь урожай картофеля поразила болезнь – фитофторозная гниль. Болезнь вызывается паразитическими грибоподобными микроорганизмами – оомицетами – и распространяется от растения к растению с токами воды и при контакте. Поскольку в то время весь картофель был одного сорта, то урожай погиб практически полностью. Ирландцы начали голодать.
В современных документах сами англичане признают, что избежать массового голода можно было, всего лишь отменив экспорт зерна и мяса из Ирландии. Угадайте, какое решение приняла британская корона?
Королева Виктория сообщила султану, что ирландцы чувствуют себя прекрасно и ни в чем не нуждаются
В 1846 году в качестве посадочного материала вынужденно использовали больные клубни, как результат – урожай снова пропал. Именно в 1846 году официально зарегистрированы первые смерти от голода. Экспорт зерна и мяса по приказу из Лондона увеличен, а земледельцы массово разоряются. Правительство в качестве спасения предлагает всем, кто после голодания еще способен держать в руках кирку… Нет, не помощь. Они предлагают строить дороги, а вместо оплаты труда им обещают еду. В этих стройотрядах мрут те, кто умудрился выжить ранее. Но самое страшное ирландцев ждет впереди.
Эпидемии
Зима 1846-1847 годов выдалась экстремально холодной. Холода стояли такие, что правительство декретом запретило проведение работ на открытом воздухе. В стране бушует эпидемия тифа, дизентерия и цинга. Статистика скупо сообщает о десятках тысяч умерших. Благородные джентльмены столь сильно переживают о мрущих как мухи ирландцах, что отменяют даже суповые кухни, на которых ограниченно раздавали пищу некоторым голодающим.
В 1848 и 1849 годах вновь тотальный неурожай картофеля, к нему добавляется эпидемия холеры. Согласно официальной статистике, за это время умирает 36 тысяч человек.
Современная Демократическая партия Северной Ирландии называет эту цифру заниженной минимум в десять раз.
29 июля 1848 года вспыхивает голодное восстание под предводительством Уильяма Смита. Восстание топят в крови при помощи армии, расстреливая полуживых людей, требующих пищи.
А что же еще в течение этих лет делает правительство Великобритании? В то время как в Ирландии, которую британская корона считает «исконно английской землей», массово умирают люди, оно увеличивает арендную плату на землю, наращивает экспорт по всем позициям и запрещает поставлять на остров продукты питания.
Вы думаете, я ошибся? К печали рыжих кельтов, это не так. В пиковые годы спасать от голода умирающих пытаются все, кроме сиятельных господ с туманного Альбиона. Турецкий султан Абдул-Меджид I предложил английской королеве выделить из собственных денег 10 тысяч фунтов стерлингов на поддержку голодающих и направить морской караван с пищей. Султан-мусульманин, Карл!
Чтобы понять фантастичность ситуации, просто представьте, что султан – Длань Аллаха на земле – предлагает помощь стране, которая и поныне исповедует в повседневной жизни самый радикальный католицизм! Представьте, что ИГИЛ* предложило помощь голодающим хасидам из Полтавы, будет приблизительно то же самое.
Ее величество королева Виктория сообщила султану, что ирландцы чувствуют себя прекрасно и ни в чем не нуждаются, поскольку она выделила голодающим тысячу фунтов стерлингов. Читаем по губам. Тысячу. Фунтов стерлингов. На голодающую страну с населением более восьми миллионов человек.
Султан сеньоре Виктории почему-то не поверил и отправил в Ирландию несколько судов, груженных продуктами питания. Торговый караван так сильно напугал сердобольных англичан, что на его перехват британское адмиралтейство бросило целый военный флот!
Переселение
Как решение вопроса голода английские лорды вместо еды предложили ирландцам иммигрировать. Мол, кормитесь за океаном. Именно на этот исторический отрезок приходится самая массовая иммиграция ирландцев в Америку.
Но наши заботливые любители вечных человеческих ценностей не были бы собой, если бы не помогли умирающим от голода и тут. Иммигрантов везли в Новый Свет на кораблях, которые английские моряки-острословы называли coffin-ships (или гробовозы, по-нашему).
Сухая тетка статистика свидетельствует – в пути от голода, антисанитарии и болезней умирал каждый третий переселенец. По прибытии в страну, населенную все теми же англосаксами, ирландцы подвергались унизительной процедуре медицинского осмотра, куда входил обмер черепов, размеров ушей, носа и прочего. Ничего не напоминает? А повсеместные надписи «No Irish need apply» (ирландцам не входить/обращаться) исчезли с американских улиц чуть раньше, чем такие же для негров.
В это же время член колониального правительства английский лорд Джон Тревельян называет голод «Божьим провидением» и «природным регулированием численности населения Ирландии». Как по мне, так это истинное христианское милосердие.
Результаты
Государство Ирландия так и не смогло восстановиться после этих чудовищных лет.
Если в 1841 году перепись населения показала цифру 8 млн 178 тысяч человек, то в 1901-м эта цифра составила всего 4 млн 459 тысяч. По подсчетам профессора Иллинойского университета Френсиса Бойля, от голода умерло более полутора миллионов человек, а сам голод он классифицирует как геноцид. Под его научным трудом подписалось более двухсот ведущих историков США.Памятники ирландскому голоду, помимо Дублина, стоят в Бостоне, Филадельфии, Нью-Йорке, Чикаго, памятные монументы также расположены в Канаде и Австралии.
Память об этих страшных временах воплотилась в песне «Fields of Athenry», которую написал ирландский поэт Пит Сент-Джон. Эта песня – о влюбленной паре. Парень, чтобы спасти свою любимую от голодной смерти, крадет пригоршню зерна, которое принадлежало англичанину. За это его ссылают на каторгу в Австралию. Мило, не так ли?
Железная леди британской политики, та, кем так упоенно восхищается Юлия Тимошенко и вся либеральная тусовка, – госпожа Маргарет Тетчер, – к примеру, величала ирландцев исключительно «эти грязные животные». В годы ее правления в Британии был принят ряд законов, разрешающих применять против жителей колоний неограниченную военную силу.
Когда же она брассом переплыла Стикс, на площади ирландских городов высыпали многотысячные толпы неблагодарных островитян. Зловредные кельты от радости устроили всенародную попойку, до упаду плясали джигу и размахивали плакатами, самый скромный из которых гласил «B…ch is dead!». Как водится в цивилизованных странах, этот фестиваль разогнали при помощи водометов и полицейского спецназа.
***
Но все же ирландцы – эти отчаянные рыжеволосые пьяницы и драчуны – не были бы потомками кельтов и викингов, если бы сломались и не выжили. Сегодня только в США живет более 40 миллионов потомков иммигрантов с изумрудного острова. Ирландцами были, к примеру, Генри Форд и президент США Джон Кеннеди. Они прекрасно помнят, как свободно и сытно им жилось под ласковой рукой британской королевы.
А теперь расскажите мне про тоталитарную Россию. Я готов.
Источник: Блог Сергея Савчука
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ