В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Ивана Церулика о том, чем не угодил украинцам Николай Васильевич Гоголь.
Николай Васильевич Гоголь со школьной скамьи – один из любимых моих писателей, если не самый любимый. В босоногом детстве фильм Александра Роу «Ночь перед Рождеством» меня совершенно очаровал и, помимо очарования, породил интерес к творчеству Гоголя.
Распрягли ее в 1991-м по команде меченого кучера три полупьяных продажных конюха, заставив хромать коней под дробь чужеземных барабанов, а они – чудо-кони – для полета созданы!
Может, меня, ребенка, тешило, что писатель – родом из Малороссии (как и мой отец), или волшебный, красочный, завораживающий слог автора проник в душу и до сих пор не выходит?
Обращу Ваше внимание на то, что перед тем как начать нам рассказывать истории «Вечеров на хуторе...», Николай Васильевич для удобства читателей приводит словарь малороссийских слов, встречающихся в книге – не украинских, а именно малороссийских!
А как актуален Гоголь сегодня! Как злободневен, будь неладна эта злободневность! Украина сегодня напоминает панночку из повести «Вий» – румяная, сочная красавица, превратившаяся в отвратительную ведьму!
Так называемые «украинцы» сегодня – это те, кто, доверив свои головы чужим басням, готовы призвать нечистую силу для борьбы против своих же кровных братьев, а старый, хитрый Пацюк, ехидно прищурившись, громко шепчет им: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами..» Пацюк (то есть крыса по-малоросски) – это вообще мечта нынешних жителей самой незалежной из незалежнейших территорий.
Почему? Спросим у Гоголя. «Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, – говорил он сам себе, – как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».
Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать».
Вот она – мечта «щеневмерликов»! Эти самые майданные попрыгунчики терпеть не могут одного из величайших малороссов.
За что? Опять спросим у писателя. «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! Также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!
Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.
Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства.
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!
Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!».
За эти слова Тараса Бульбы из одноименной повести и ненавидят Гоголя нынешние укрофашисты, аж до приступов колик в продажном ливере!
И еще... В школе многие из нас учили наизусть отрывок из поэмы «Мертвые души» о птице-тройке. Учили и спрашивали, а отчего Русь – птица-тройка? Русская тройка – это коренник и два пристяжных. Коренник – Великая Русь, а пристяжные – Малая и Белая.Распрягли ее в 1991-м по команде меченого кучера три полупьяных продажных конюха, заставив хромать коней под дробь чужеземных барабанов, а они – чудо-кони – для полета созданы! Кем? А Бог их знает...
И вот когда, переболев иноземными заразными болячками, эти три коня вновь станут тройкой, птицей-тройкой, мы вспомним малоросса Николая Гоголя и низко поклонимся его гению! «Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба?
Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная Богом!..
Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».