Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.
10 комментариевФилиппов: К цензуре нельзя возвращаться, но следует определить грань допустимого
Ситуации, подобной скандалу вокруг трактовки «Тангейзера» режиссером Кулябиным можно избежать, если привлекать к обсуждению постановок представителей общественности, заявил газете ВЗГЛЯД директор Государственного академического музыкального театра Крыма Сергей Филиппов.
«Безусловно, чувства верующих были оскорблены. Я считаю, что их оскорбила именно «эротизация» образа Христа – православных верующих возмутила не сама опера Вагнера, а ее вольная трактовка. Директор не смог сгладить конфликт, и этот конфликт вырвался наружу», - констатирует директор Государственного академического музыкального театра Республики Крым Сергей Филиппов, комментируя историю со скандальной постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирске.
Общественность могла бы давать советы так, чтобы режиссер при необходимости внес корректировки
Напомним, в воскресенье директор Новосибирского оперного театра Борис Мездрич был уволен. Новым директором назначен петербуржец Владимир Кехман. В этот же день около 3 тыс. человек приняли участие в митинге «В защиту святынь и религиозных чувств» в Новосибирске, выразив свое негативное отношение к «Тангейзеру».
Опера Рихарда Вагнера была поставлен на сцене новосибирского театра в декабре 2014 года. Постановку осуществил молодой режиссер Тимофей Кулябин, который перенес действие «Тангейзера» в наши дни. В версии режиссера Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает Тангейзер.
Спектакль вызвал крайне негативную реакцию православной общественности. Новосибирская митрополия Русской православной церкви обратилась к прокурору Новосибирской области с просьбой проверить спектакль на нарушение прав верующих.
24 февраля прокуратура возбудила административные дела в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина. 10 марта новосибирский суд прекратил дело в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. Однако 13 марта прокуратура решила обжаловать решение суда.
Замглавы администрации президента России Магомедсалам Магомедов, объясняя во вторник вмешательство Минкульта в ситуацию с «Тангейзером», отметил, что постановка привела к противостоянию светской и религиозной общественности. В свою очередь, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил о недопустимости творческой цензуры, отметив, что государство, выделяя деньги, вправе ожидать корректных кинофильмов и постановок в театрах.
«Необходимо определить грань допустимого, - подчеркивает директор Государственного академического музыкального театра Республики Крым Сергей Филиппов. - К цензуре нельзя возвращаться, но тем не менее, необходимо видеть эту грань. Возможно, необходимо создавать совещательные органы, общественные советы при театрах, с участием общественности. Они могли бы принимать спектакль к постановке, давать советы, так чтобы при необходимости, режиссер мог бы внести корректировки».
Филиппов приводит пример из опыта возглавляемого им театра. «Когда мы ставили рок-оперу «Энеида», в которой по сюжету есть сцена убиения младенцев, мы обращались к священнослужителям Крымской епархии за советом – что можно сделать, чтобы постановка не шокировала людей».
При этом, подчеркивает собеседник, речь идет об ответственности не перед властями предержащими, а перед зрителями. «Могу сказать, что за 20 лет существования Крымского театра при украинских властях я никогда не чувствовал той финансовой поддержки, которую получают российские театры, - поясняет Филиппов. - Мы всегда работали на самоокупаемости, не получали ни копейки из бюджета». За все происходящее в театре отвечает в первую очередь руководство театра, подчеркивает собеседник.
«При этом я разделяю позицию председателя Союза театральных деятелей России, народного артиста РСФСР Александра Калягина – он, напомню, сказал, что испытывает чувство горечи после известия об увольнении Бориса Мездрича, - отмечает Филиппов. – Мне кажется, что можно было бы применить определенную форму наказания, но не снимать Мездрича с должности. Я лично не знаком с директором Новосибирской оперы, но если судить по отзывам, он сильный профессионал и опытнейший администратор. О последнем можно судить по показателям новосибирского театра в последние годы».