Взгляд
22 октября, вторник  |  Последнее обновление — 09:51  |  vz.ru
Разделы

Россиянам не удастся привить комплекс неполноценности

Сергей Мардан, публицист
То, что 70% россиян категорически отказываются примерить на себя комплекс жертвы, определенно внушает исторический оптимизм. Мы по-прежнему – народ-пассионарий, который сам определяет свою судьбу. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Весьма преуспели в бегстве

Андрей Медведев, Политический обозреватель
Судя по фото и видео, американцы уходили из Сирии стремительно. И союзников бросили. Французский спецназ. Не предупредили о бегстве. История повторилась в виде фарса. Хотя и первый раз тоже был фарс. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Фейковая политика против реального мира

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга
Большинство информационных вбросов последнего времени относительно Украины не имеет ничего общего с реально происходящим там, или где-либо еще. Граждане активно обсуждают и активно протестуют против того, чего нет. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

    Дамбу прорвало в Красноярском крае

    Прорыв дамбы в Красноярском крае унес жизни 15 человек, столько же считаются пропавшими без вести. Трагедия произошла на технологическом водоеме золотодобывающей артели на реке Сейба
    Подробности...

    Представлен первый костюм для космических туристов

    Ричард Брэнсон, Virgin Galactic и Under Armour представили первый костюм для космических туристов. Комплект одежды включает в себя базовый слой одежды, основной костюм, специальную обувь, тренировочный комбинезон и куртку астронавта
    Подробности...
    Обсуждение: 14 комментариев

    Ким Чен Ын покорил священную гору на белом коне

    Северокорейский вождь Ким Чен Ын покорил священную гору Пэктусан (3 тысячи метров). Причем, как утверждает печать КНДР, вождь поднялся туда на белом коне. Его отец и дед тоже поднимались на гору, но только пешком
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:На входе в аэропорт Внуково возникли очереди

          Главная тема


          Почему советская интеллигенция поддерживает противников России

          «если потребуется»


          США заявили о готовности к войне с Турцией

          «трубили повсюду»


          Горбачев назвал победителей в холодной войне

          армия и вооружение


          В Германии признали превосходство «Арматы» над «Леопардом-2»

          Видео

          ближний восток


          Турецкая операция перевернула военную ситуацию в Сирии

          Фантомная неполноценность


          Откуда у Киева взялись мечты об «украинской Кубани»

          наркотики и проститутки


          Украина станет притоном для всей Европы

          опасен подо льдами


          США испытывают крайне опасное для России подводное новшество

          викторина


          Что вы знаете о русской водке?

          Ближе к небу


          Святослав Шевченко: Как выжить во время информационного апокалипсиса

          Информационные вбросы


          Василий Стоякин: Фейковая политика против реального мира

          Жертвы перестройки


          Сергей Мардан: Россиянам не удастся привить комплекс неполноценности

          на ваш взгляд


          Вы уверены в надежности «ядерного щита» России?

          Гибель майора Филипова заставляет задуматься о качествах самолета Су-25

          Су-39 – машина, которая должна была прийти на смену Су-25, но так и не пришла   9 февраля 2018, 22:45
          Фото: Алексей Михеев/ТАСС
          Текст: Андрей Резчиков,
          Алексей Нечаев

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Штурмовик Су-25, взлетевший более сорока лет назад, стал поистине легендарной машиной, рабочей лошадкой ВВС в целой серии конфликтов по всему миру. Но насколько этот самолет отвечает требованиям современной войны? Вопрос не праздный – ведь в том числе от надежности этой машины зависит успех российских летчиков в Сирии. И их жизнь тоже.

          Героическая гибель российского летчика Романа Филипова рикошетом вызвала дискуссии, насколько его машина – штурмовик Су-25 – отвечает современным требованиям. Может ли быть такое – будь у Филипова еще более современные средства радиоэлектронной борьбы на борту и двигатель помощнее, шансы его машины уцелеть были бы выше?

          Например, китайское издание Sina.com назвало самолеты Су-25 устаревшими, добавив, что Россия по экономическим причинам не смогла модернизировать их до более продвинутого Су-39. Как пишет «Лента.ру», которая перевела материал китайских коллег, доработка прежде всего требуется электронному оборудованию и системам предупреждения о ракетном нападении, что делает их уязвимыми для атак ПЗРК.

          Первый полет Су-25 (летчики называют его «Грачом») действительно состоялся больше сорока лет назад – в феврале 1975 года. Тогда самолет позиционировался как ответ американскому А-10 Warhog, в сравнении с которым наш имел большую тяговооруженность (отношение тяги к весу самолета) и большую максимальную скорость, но гораздо меньшие габариты.

          В войсках Су-25 заслужил репутацию надежной машины и достойно проявил себя во время войны в Афганистане. Еще в 80-е годы была готова программа модернизации Су-25, по итогам которой он бы превращался в Су-39, модель с более современной начинкой. Однако в 90-е годы о программе модернизации по причинам всеобщего развала и отсутствия денег забыли. Когда же в отечественный ОПК вновь пошли средства, основная ставка была сделана на другую модель, Су-34. Это хорошая машина, но несколько другой специализации.

          Правда, в 2001 году в КБ Сухого началась программа модернизации «Грачей» в усовершенствованную версию Су-25СМ. Весной 2002 года обновленный самолет совершил первый вылет. В результате почти в три раза выросла точность боевого применения и навигационных систем.

          Может быть, пришло время вновь модернизировать проверенные и надежные штурмовики?

          Нуждается в модернизации

          Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко считает, что инцидент в Идлибе прямо не связан с несовершенством «Грача». По его словам, тепловой ракетой можно, например, сбить и самые современные американские F-22 или F-35. В случае самолета Филипова совпало сразу несколько факторов: низкая высота, несомкнутый строй, плюс не были включены тепловые ловушки. «Наша «сушка» очень живучая. То, что произошло в Сирии, – случайность. Машина бронированная и обычно выдерживает попадание такой ракеты», – пояснил эксперт.

          Те, кто сам пилотировал Су-25, знают слабые места машины, но все равно вспоминают ее с уважением.

          «В Чечне, помню, было сложновато пройти через огонь противника. Допустим, надо выйти в определенный район для выполнения задачи. Если облака прижимают, приходится идти на малых высотах. Если ушел за облака, в условиях гористой местности пробивать облачность вниз нельзя, это равносильно самоубийству», – рассказал газете ВЗГЛЯД экс-командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Герой России Валерий Горбенко.

          «Иногда боевики знали наши маршруты и встречали заградительным огнем, – продолжил генерал-лейтенант. –

          И ДШК там были, и доставали даже из подствольников нас, стреляя гранатами. Даже приспособили для стрельбы по авиации противолавинные пушки, которые остались с советских времен».

          Машина, по словам генерала, доказала свою живучесть. И все же Дрозденко призывает поскорее модернизировать Су-25 и дальше – прежде всего прицелы и вооружения. Практику такой модернизации подсказывают нам, как ни странно, наши соседи. В Тбилиси со времен СССР сохранился завод, на котором «Грачи» проходили ремонт. В четверг стало известно о том, что собранные на этом «Тбилавиастроителе» модернизированные Су-25 под названием «Дже-31 Бора» Грузия намерена предлагать покупателям в Африке и Азии по 20–25 млн долларов за штуку, утверждая, что подобные машины там очень востребованы. Эти штурмовики оснащаются «новейшей авионикой». Сейчас им подбираются двигатели американского или европейского производства.

          Генерал-майор, ветеран войны в Афганистане и бывший замкомандующего ВВС Прибалтийского военного округа СССР по армейской авиации Александр Цалко тоже считает, что возможности по модернизации Су-25 не исчерпаны. Однако это не значит, что штурмовик можно превратить в неприступную крепость: «Машин, которые вообще невозможно сбить, еще не бывало», – напомнил он газете ВЗГЛЯД.

          Но у генерала есть вопросы по поводу самого инцидента с трагической гибелью майора Филипова. Он напомнил, что Су-25 – машина непосредственной огневой поддержки на поле боя, и она не должна выполнять разведывательные задачи. Между тем, как заявило Минобороны, в момент гибели самолет вел как раз разведку в провинции Идлиб.

          «Я понимаю, если бы Су-25 был сбит при выполнении своей штатной боевой задачи. А в данном случае мне непонятно, почему была возложена такая задача на Су-25», – сказал Цалко газете ВЗГЛЯД. Генерал напомнил, что подобные ошибки допускались военными еще в Афганистане.

          Путь к беспилотникам

          Эксперт Центра анализа, стратегий и технологий («АСТ Центр») Сергей Денисенцев считает: те, кто называет Су-25 устаревшим, часто имеют в виду концепцию применения самолета, а не машину как таковую.

          «Су-25 актуален в конфликтах низкой интенсивности, хотя использование штурмовиков сопряжено с рисками. Штурмовик летает на небольших высотах в зонах возможного огня ПЗРК и зениток. Некоторые специалисты считают подобную концепцию устаревшей и предлагают использовать высотные летательные аппараты с высокоточным оружием, современные многоцелевые истребители-бомбардировщики, – сказал Денисенцев газете ВЗГЛЯД. – А есть точка зрения, что в конфликтах с низкой интенсивностью, как в Сирии, нужно переходить к использованию разведывательно-ударных беспилотников, вроде американского Reaper».

          У американцев, подчеркнул эксперт, для таких целей давно существуют целые беспилотные авиаэскадрильи, которые фактически заменяют полки штурмовиков.

          И все же даже такая перспектива таит в себе некоторые угрозы.

          «Но и беспилотники ошибаются, – говорит Дрозденко. – Были и перехваты, например, в Иране посадили сверхсекретный беспилотник компании Lockheed Martin. Чтобы обезопасить себя от современных средств радиоэлектронной борьбы, американцам приходится передавать компьютеру самолета какие-то права. Через какое-то время это шагнет дальше, и появятся беспилотные вооруженные машины с искусственным интеллектом на борту. Они будут сами решать, кто враг. Меня лично это пугает», – признался эксперт.

          В таких условиях старый добрый Су-25, скорее всего, продолжит свою службу еще не один год.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............