Взгляд
18 августа, суббота  |  Последнее обновление — 21:35  |  vz.ru
Разделы

Не было бы в моей жизни Успенского – не было бы меня

Марина Собе-Панек, писатель, сценарист
Его часто поливали в прессе и в интернете помоями, обвиняли в жлобстве и в меркантильности, рассказывали, как он с кем-то судился, отвоевывая три копейки авторских. Все вранье и клевета. Успенский воевал только за свои права. Подробности...

Чтобы отменить оценки в школе, нужно быть Сталиным

Лев Пирогов, публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
Министр просвещения России Ольга Васильева положила конец разговорам о переводе школьных оценок на 12-балльную систему. В целом министр права: нам не нужна 12-балльная система. И вот почему. Подробности...
Обсуждение: 65 комментариев

Герои Успенского объединяют нас в нацию сильнее, чем герои Толстого

Дмитрий Дабб, кинокритик
Матроскин и Гена одинаково «свои» менту из увэдэшной пыточной и профессору хирургии, Людмиле Мизулиной и Филиппу Киркорову, Гарри Каспарову и Александру Проханову, а между ними не так уж много общего. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

    Путин станцевал на свадьбе главы МИД Австрии

    В Австрии прошла свадьба главы МИД Карин Кнайсль с предпринимателем Вольфгангом Майлингером. Торжество посетил президент России Владимир Путин, который потанцевал с Кнайсль и преподнес ей необычный подарок
    Подробности...
    Обсуждение: 43 комментария

    В Казани представили стратегический ракетоносец Ту-22М3М

    В Казани состоялась выкатка первого опытного самолета Ту-22МЗМ. Он был создан в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев». После презентации ракетоносец будет передан на этап наземных и летных испытаний
    Подробности...

    В Италии обрушился автомобильный мост, десятки погибших

    В итальянском городе Генуе рухнул автомобильный мост. По предварительным данным пожарной службы, жертвами обрушения стали десятки человек. Завалы разгребают около 40 спасателей. Из одного автомобиля удалось вытащить двоих пострадавших
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Меркель заявила о необходимости сохранить украинский транзит при «Северном потоке – 2»

        Главная тема


        Умер последний способный шокировать США генсек ООН

        уничтожать американцев


        Российский крейсер включили в число самых мощных

        «народное радио»


        Проявился эффект бумеранга от украинских фейков о Крымском мосте

        особая тактика


        Российский вертолетчик рассказал о «свободной охоте» в Сирии

        латвийская певица


        Вайкуле может лишиться возможности выступать в России

        Энергетическая стратегия


        Москва потребовала согласовывать с ней газопровод в обход России

        «коммунистическая Япония»


        Соловьев посмеялся над американской телеведущей

        необычный презент


        Названа стоимость подарка Путина на свадьбу главы МИД Австрии

        «еще 20 лет назад»


        Украинцам объяснили пользу отказа от горячего водоснабжения

        Школьная реформа


        Лев Пирогов: Закручивать гайки, делая ставку на «китайскую модель» или идти по «финскому» пути?

        «поток насилия»


        Игорь Мальцев: Мне одному кажется, что крови совершенно нет на руках доброй Mutti Меркель?

        кафе «Ленинград»


        Елена Кондратьева-Сальгеро: Никогда еще Рига не была таким русским городом, как сегодня

        на ваш взгляд


        За кого вы болеете в ближневосточном конфликте?

        Гибель майора Филипова заставляет задуматься о качествах самолета Су-25

        Су-39 – машина, которая должна была прийти на смену Су-25, но так и не пришла   9 февраля 2018, 22:45
        Фото: Алексей Михеев/ТАСС
        Текст: Андрей Резчиков,
        Алексей Нечаев

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Штурмовик Су-25, взлетевший более сорока лет назад, стал поистине легендарной машиной, рабочей лошадкой ВВС в целой серии конфликтов по всему миру. Но насколько этот самолет отвечает требованиям современной войны? Вопрос не праздный – ведь в том числе от надежности этой машины зависит успех российских летчиков в Сирии. И их жизнь тоже.

        Героическая гибель российского летчика Романа Филипова рикошетом вызвала дискуссии, насколько его машина – штурмовик Су-25 – отвечает современным требованиям. Может ли быть такое – будь у Филипова еще более современные средства радиоэлектронной борьбы на борту и двигатель помощнее, шансы его машины уцелеть были бы выше?

        Например, китайское издание Sina.com назвало самолеты Су-25 устаревшими, добавив, что Россия по экономическим причинам не смогла модернизировать их до более продвинутого Су-39. Как пишет «Лента.ру», которая перевела материал китайских коллег, доработка прежде всего требуется электронному оборудованию и системам предупреждения о ракетном нападении, что делает их уязвимыми для атак ПЗРК.

        Первый полет Су-25 (летчики называют его «Грачом») действительно состоялся больше сорока лет назад – в феврале 1975 года. Тогда самолет позиционировался как ответ американскому А-10 Warhog, в сравнении с которым наш имел большую тяговооруженность (отношение тяги к весу самолета) и большую максимальную скорость, но гораздо меньшие габариты.

        В войсках Су-25 заслужил репутацию надежной машины и достойно проявил себя во время войны в Афганистане. Еще в 80-е годы была готова программа модернизации Су-25, по итогам которой он бы превращался в Су-39, модель с более современной начинкой. Однако в 90-е годы о программе модернизации по причинам всеобщего развала и отсутствия денег забыли. Когда же в отечественный ОПК вновь пошли средства, основная ставка была сделана на другую модель, Су-34. Это хорошая машина, но несколько другой специализации.

        Правда, в 2001 году в КБ Сухого началась программа модернизации «Грачей» в усовершенствованную версию Су-25СМ. Весной 2002 года обновленный самолет совершил первый вылет. В результате почти в три раза выросла точность боевого применения и навигационных систем.

        Может быть, пришло время вновь модернизировать проверенные и надежные штурмовики?

        Нуждается в модернизации

        Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко считает, что инцидент в Идлибе прямо не связан с несовершенством «Грача». По его словам, тепловой ракетой можно, например, сбить и самые современные американские F-22 или F-35. В случае самолета Филипова совпало сразу несколько факторов: низкая высота, несомкнутый строй, плюс не были включены тепловые ловушки. «Наша «сушка» очень живучая. То, что произошло в Сирии, – случайность. Машина бронированная и обычно выдерживает попадание такой ракеты», – пояснил эксперт.

        Те, кто сам пилотировал Су-25, знают слабые места машины, но все равно вспоминают ее с уважением.

        «В Чечне, помню, было сложновато пройти через огонь противника. Допустим, надо выйти в определенный район для выполнения задачи. Если облака прижимают, приходится идти на малых высотах. Если ушел за облака, в условиях гористой местности пробивать облачность вниз нельзя, это равносильно самоубийству», – рассказал газете ВЗГЛЯД экс-командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Герой России Валерий Горбенко.

        «Иногда боевики знали наши маршруты и встречали заградительным огнем, – продолжил генерал-лейтенант. –

        И ДШК там были, и доставали даже из подствольников нас, стреляя гранатами. Даже приспособили для стрельбы по авиации противолавинные пушки, которые остались с советских времен».

        Машина, по словам генерала, доказала свою живучесть. И все же Дрозденко призывает поскорее модернизировать Су-25 и дальше – прежде всего прицелы и вооружения. Практику такой модернизации подсказывают нам, как ни странно, наши соседи. В Тбилиси со времен СССР сохранился завод, на котором «Грачи» проходили ремонт. В четверг стало известно о том, что собранные на этом «Тбилавиастроителе» модернизированные Су-25 под названием «Дже-31 Бора» Грузия намерена предлагать покупателям в Африке и Азии по 20–25 млн долларов за штуку, утверждая, что подобные машины там очень востребованы. Эти штурмовики оснащаются «новейшей авионикой». Сейчас им подбираются двигатели американского или европейского производства.

        Генерал-майор, ветеран войны в Афганистане и бывший замкомандующего ВВС Прибалтийского военного округа СССР по армейской авиации Александр Цалко тоже считает, что возможности по модернизации Су-25 не исчерпаны. Однако это не значит, что штурмовик можно превратить в неприступную крепость: «Машин, которые вообще невозможно сбить, еще не бывало», – напомнил он газете ВЗГЛЯД.

        Но у генерала есть вопросы по поводу самого инцидента с трагической гибелью майора Филипова. Он напомнил, что Су-25 – машина непосредственной огневой поддержки на поле боя, и она не должна выполнять разведывательные задачи. Между тем, как заявило Минобороны, в момент гибели самолет вел как раз разведку в провинции Идлиб.

        «Я понимаю, если бы Су-25 был сбит при выполнении своей штатной боевой задачи. А в данном случае мне непонятно, почему была возложена такая задача на Су-25», – сказал Цалко газете ВЗГЛЯД. Генерал напомнил, что подобные ошибки допускались военными еще в Афганистане.

        Путь к беспилотникам

        Эксперт Центра анализа, стратегий и технологий («АСТ Центр») Сергей Денисенцев считает: те, кто называет Су-25 устаревшим, часто имеют в виду концепцию применения самолета, а не машину как таковую.

        «Су-25 актуален в конфликтах низкой интенсивности, хотя использование штурмовиков сопряжено с рисками. Штурмовик летает на небольших высотах в зонах возможного огня ПЗРК и зениток. Некоторые специалисты считают подобную концепцию устаревшей и предлагают использовать высотные летательные аппараты с высокоточным оружием, современные многоцелевые истребители-бомбардировщики, – сказал Денисенцев газете ВЗГЛЯД. – А есть точка зрения, что в конфликтах с низкой интенсивностью, как в Сирии, нужно переходить к использованию разведывательно-ударных беспилотников, вроде американского Reaper».

        У американцев, подчеркнул эксперт, для таких целей давно существуют целые беспилотные авиаэскадрильи, которые фактически заменяют полки штурмовиков.

        И все же даже такая перспектива таит в себе некоторые угрозы.

        «Но и беспилотники ошибаются, – говорит Дрозденко. – Были и перехваты, например, в Иране посадили сверхсекретный беспилотник компании Lockheed Martin. Чтобы обезопасить себя от современных средств радиоэлектронной борьбы, американцам приходится передавать компьютеру самолета какие-то права. Через какое-то время это шагнет дальше, и появятся беспилотные вооруженные машины с искусственным интеллектом на борту. Они будут сами решать, кто враг. Меня лично это пугает», – признался эксперт.

        В таких условиях старый добрый Су-25, скорее всего, продолжит свою службу еще не один год.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............