В связи с авантюрной попыткой Литвы задержать чужими руками (в данном случае австрийскими) бывшего командира Группы «А» Михаила Васильевича Головатова приходится еще раз возвращаться к событиям двадцатилетней давности, благо есть возможность обратиться к очевидцам вильнюсских событий 1991 года и сопоставить факты.
На вооружении сотрудников «Альфы» было оружие с холостыми патронами и спецсредства
Приказ выдвинуться сотрудникам Группы «А» в Вильнюс был получен Героем Советского Союза В. Ф. Карпухиным от председателя КГБ СССР В. А. Крючкова. Напомним, что перемещение сотрудников Группы «А» проходило в пределах своего государства.
11 января 1991 года в 17 часов 30 минут в подразделении была объявлена боевая тревога и в 20 часов 00 минут 65 сотрудников выехали в аэропорт Внуково. На двух бортах они вылетели в Вильнюс, куда прибыли в 23 часа 00 минут.
В соответствии с разработанным оперативным штабом КГБ Литвы и Прибалтийским военным округом МО СССР планом была поставлена задача по деблокированию ряда объектов, недопущению вывода их из строя сторонниками движения «Саюдис», прекращению провокационного вещания и взятию этих объектов под охрану.
Объектами были определены следующие государственные учреждения: № 1 – комитет по радиовещанию и телевидению, № 2 – телевизионная приемопередающая вышка, № 3 – радиопередающий центр.
Таким образом, факт первый состоит в том, что Группа «А» выполняла обычное задание на территории страны.
По свидетельствам очевидцев, в ночь с 12-го на 13 января у телебашни собрались тысячи людей и заняли свои точки десятки телеоператоров, в том числе из западных стран. Вокруг объектов несли круглосуточное дежурство толпы людей, взвинченных заявлениями представителей «Саюдиса». Дороги были блокированы грузовиками, автобусами и легковыми автомобилями.
Здания теле- и радиоцентра и телевышки оказались подготовленными на случай попытки их захвата, усилена охрана милиционерами города и сотрудниками службы безопасности «Скучиса», имеющими пистолеты и автоматическое оружие. В большом количестве были подготовлены камни, дубинки, «заточки», бутылки с бензином, приведены в готовность противопожарные системы и брандспойты.
- Александр Вешняков: Бывших эсэсовцев славят как героев
- Александр Солнцев: В Вильнюсе была попытка госизмены
- Алексей Филатов: Вряд ли суд с кем-то советовался
- Алексей Филатов: Пыталась «повязать его кровью»
На следующий день вильнюсские события получили широкий резонанс в мире, причем практически все СМИ, как по заданию, распространяли одно и то же: спецназ и псковские десантники устроили бойню в центре литовской столицы.
Таким образом, факт второй состоит в том, что провокация готовилась. Иначе с какого перепугу телеоператоры западных стран ринутся в Литву и будут дежурить ночью в ожидании неизвестно чего. Значит, было известно, и боевая тревога была объявлена и им.До двух часов ночи журналисты вели прямую трансляцию, пока военная техника не окружила здание и телебашню, а Группа «Альфа» по приказу заняла объекты без единого выстрела и остановила республиканское вещание. Десантники, которые должны были расчистить дорогу, не смогли пробиться через толпу и не стали никого давить бронетехникой. В итоге «альфовцы» с трудом прошли к объекту: им в лицо брызгали слезоточивым газом, били и прутьями, и заточками. Тем не менее они выполнили задачу и 13 августа передали охрану объектов войскам.
«Едем ночью, – вспоминает ветеран Группы «А» Ч., – кругом полно народу, а возле объекта собралась огромная толпа, тысяч пять–шесть. Смотрю, проскакиваем мимо. Ну, думаю, слава Богу, дали «отбой». Нашелся-таки умный мужик, глянул, сколько людей, и решил не рисковать. Оказывается, нет. Развернулись и обратно. На первой машине ехал Т. из моего отделения. Вижу, они выскакивают, имитационную гранату бросают – и вперед. До сих пор не могу представить, как мы туда проскочили.
Известный литовский писатель и общественный деятель Витаутас Пяткявичюс, опираясь на полученные материалы, в том числе и от Буткявичюса, заявил: «Военнослужащие Советской армии непричастны к гибели людей трагической ночью 13 января 1991 года в Вильнюсе».
Таким образом, факт третий состоит в том, на вооружении сотрудников «Альфы» было оружие с холостыми патронами и спецсредства. От их рук не погиб ни один гражданин Литовской ССР.
Участники событий вспоминают, что в ту ночь выстрелом в спину был ранен сотрудник Группы «А» Виктор Шатских.
Из материалов расследования государственной комиссии во главе с генпрокурором СССР Николаем Трубиным, которые были в октябре 1991 года переданы литовской стороне, следовало, что ни одна из жертв не пала от рук советских солдат. А вот баллистическая экспертиза пулевых ранений у убитых и раненых однозначно подтвердила, что смертоносные выстрелы были сделаны не горизонтально, а сверху вниз. Стреляли не солдаты, находившиеся на земле, а неизвестные стрелки, разместившиеся на крышах и в окнах близлежащих домов. Кроме того, свидетели говорят о стрельбе из окон и с балконов.
Провокационные действия, включая выстрелы в спину, были инспирированы «принимающей» стороной
В то же время литовские власти, срочно захоронившие погибших, не проведя дополнительных баллистических и трассологических экспертиз, скрыли от общественности и те факты, что люди погибли от пуль, выпущенных из оружия, вовсе не состоявшего на вооружении Советской армии.
Бывший лидер боевиков «Саюдиса» и министр обороны Литвы Аудрюс Буткявичюс признался: «В конце 1990 года мы уже знали о многих приготовлениях: когда прибудут Ачалов, Варенников, Овчаров, когда приземлятся псковские десантники. Мне известно, что многие политические группы в союзной столице Москве были заинтересованы в распаде империи. Только таким путем они могли прийти к власти. Были мои разговоры тогда с Моисеевым (тогдашний начальник Генштаба – А. Ф.). Я знал, что выход Литвы из состава Союза в их планах. Для меня не было какого-то недопонимания, что тут происходит. Они играли очень ясно, я имею в виду группировку вокруг Ельцина. Прокуратура в ходе обследования жертв, убитых из огнестрельного оружия на площади, пришла к выводу, что пули их поразили сверху вниз, а не по прямой. Значит, стреляли в этих людей не бойцы «Альфы», а люди с башни».
Таким образом, факт четвертый состоит в том, что провокационные действия, включая выстрелы в спину, были инспирированы «принимающей» стороной. Если бы хоть кто-то из Группы «А» проник в чью-то квартиру и вел оттуда огонь, то об этом бы мгновенно раструбили скопившиеся в ту ночь в Вильнюсе представители СМИ по всему миру.
Озверелая толпа не позволила вынести нашего раненого сотрудника Виктора Шатских и не пропустила три скорых помощи, которых вызвали одну за другой. В итоге молодой офицер скончался на руках товарищей от внутреннего кровоизлияния.
Таким образом, факт пятый состоит в том, что молодчикам «Саюдиса», как и фашистам третьего рейха, было наплевать на законы Красного креста, осуществляющего свою деятельность по защите и оказанию помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности.
Очевидно, что председатель КГБ СССР В. А. Крючков дал команду выдвинуться Группе «А» в Вильнюс не сам, а получил указание от руководства страны. И хотя Горбачёв перед камерами норвежского телевидения тогда в 1991 году сокрушался, что ему «не доложили вовремя», все это вранье. Либо ты не руководитель государства, либо ты был не просто в курсе, но и в сговоре с другими организаторами событий 1991 года.
Таким образом, факт шестой состоит в том, что если с кого и спрашивать за вильнюсские события 1991 года, то это с Горбачева, с уже упомянутой Буткявичюсом ельцинской команды, с самого Буткявичюса и других литовских руководителей того времени, а не с солдата, выполнявшего свой служебный долг.
И, наконец, последнее. Обещанного 20 лет назад рая, судя по всему, народ Литвы так и не дождался (как, впрочем, и народы многих республик бывшего СССР). Только так можно объяснить факт охоты на ведьм, который был призван отвлечь население от внутрилитовских проблем. Но вышло все наоборот. Вместо привлечения внимания к внешнему врагу и извлечения «плюсов» литовское руководство приковало внимание населения страны и всей Европы к себе, причем с огромным знаком «минус».
Помимо этого, вчера Евросоюз признал законным решение Австрии освободить Головатова, в первую очередь потому что европейские законы, требующие от стран европейского блока задерживать подозреваемых по запросу других государств Евросоюза, применимы только в том случае, если события, в связи с которым составлен запрос, произошли после 2002 года.
В общем, за что боролись – на то и напоролись.
Источник: Блог Алексея Филатова