18 февраля, вторник  |  Последнее обновление — 22:31  |  vz.ru
Разделы

Православным в России есть чего опасаться

Наталья Холмогорова, правозащитник
«Варварская» Россия оказалась цивилизованнее многих прочих: в нашей стране представители национального или религиозного меньшинства могут жить спокойно и ничего не опасаться. Но насколько безопасно и защищенно чувствует себя религиозное большинство? Подробности...
Обсуждение: 84 комментария

Генералам ЛНР нельзя отмалчиваться

Игорь Димитриев, политический консультант
Сегодня ВСУ напали на Луганскую республику. Но в глазах общественности это выглядит так, будто ЛНР обстреливает Украину. Уже сколько раз объясняли генералам, что нельзя отмалчиваться и делать вид, что ничего не происходит. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Русофобия – это не ненависть, это боязнь

Дмитрий Юрьев, политолог
Вокруг предложения о внесении русских в преамбулу Конституции развернулась обостренная дискуссия. Речь идет вовсе не об особых преференций для русских в многонациональной Российской Федерации. А об элементарной справедливости. Подробности...
Обсуждение: 69 комментариев

    Рекордное наводнение произошло в штате Миссисипи

    Самое мощное за последние 37 лет наводнение произошло в американском штате Миссисипи. Из-за многочисленных ливней из берегов вышла река Перл, которая проходит по меньшей мере через 14 крупных городов штата. Объявлено чрезвычайное положение
    Подробности...

    В День святого Валентина человечеству напомнили о численности

    В день Святого Валентина американский Центр биологического разнообразия раздаст бесплатно 40 тысяч упаковок презервативов парам, привлекая внимание к росту численности населения как фактору угрозы для дикой природы
    Подробности...

    Объявлены лауреаты премии «Оскар» 2020 года

    В Лос-Анджелесе 9 февраля прошла 92-я церемония вручения премии «Оскар». Триумфатором стал южнокорейский фильм «Паразиты» режиссера Пон Джун Хо. Картина, ранее победившая на Каннском фестивале, получила статуэтки за лучший фильм, лучший сценарий, лучшего режиссера и лучший международный фильм
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Гражданам Китая запретят въезд в Россию

        Главная тема


        Сигналом к свержению Януковича стал выстрел уголовника

        модный приговор


        Коронавирус оставит россиян без одежды

        обстрел порта


        Армия Хафтара заявила об уничтожении в Триполи турецкого судна с оружием

        деньги за спасение


        Киев потребовал выплаты за эвакуацию из Китая россиян, белорусов и немцев

        Видео

        транзит нефти


        Минск готов остановить «Дружбу» из-за премии российским нефтяникам

        «хитрость» атлантистов


        Запад разглядел в России и Китае новые угрозы

        инициативы Зеленского


        К чему приведут новые предложения о «мире в Донбассе»

        раскол православия


        Москва и Иерусалим объединяются против «восточного папизма» Константинополя

        Традиция юродствования


        Елена Кондратьева: Протоирей Смирнов и Водонаева троллят нас

        Удобная жизнь


        Николай Гурьянов: Почему в России стало лучше, чем в Италии

        Успешный руководитель


        Андрей Манчук: Какой была Украина, пока мы все ее не потеряли

        викторина


        Чем Россия обязана полякам?

        на ваш взгляд


        Могут ли семейные отношения без регистрации брака быть нормой в современном обществе?

        Карнавальное отношение к смерти

        В прокат выходит «В субботу» – фильм Александра Миндадзе о катастрофе на Чернобыльской АЭС

        26 марта 2011, 20:47

        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати

        Среди популярных в Рунете демотиваторов есть и такой: пьяная компания расслабляется в бассейне, и тут же, в бассейне, плавает резиновый тапочек с закрепленным на нем переходником – господа не страшатся смерти, господа изволят слушать музыку. В узком смысле «В субботу» тоже снят про соискателей премии Дарвина. Только посвящен он не частному случаю идиотизма, а катастрофе мирового масштаба.

        В ночь на уикенд комсомольский инструктор Валерка подслушал разговор старших товарищей – на четвертом энергоблоке ЧАЭС случилось то, что в отчетах позднее назовут «следствием маловероятного совпадения ряда нарушений правил и регламентов эксплуатационным персоналом». Асфальта уж не видно под графитом, зашкаливает счетчик Гейгера, на лицах пожарных – нездоровый ночной загар, но начальство в локальный апокалипсис не верит – реактор не может взорваться, потому что не может взорваться никогда. Валерка пока еще не начальство, а потому – верит. Верит и бежит. Спотыкается, падает, ползет по жухлой траве, эротоманом врывается в женское общежитие и хватает под руку давнюю симпатию – всё, чтобы успеть с ней на утренний поезд.

        Не успеет. Ни на утренний, ни на ночной. Сначала у симпатии сломается каблук, потом в магазин завезут румынские «лодочки», следом грянет комсомольская свадьба – бессмысленная и беспощадная. Пляскам, дракам, пьяным мужским объятиям посвящена большая часть хронометража – всё, что осталось после беготни. И лишь трижды в фокус камеры попадет сияние разрушенного реактора, оком Саурона взирающего на Припять – советский город-сад.

        «Пусть будет у нас больше радостных глаз», – поют герои. Суббота ведь, в конце-то концов. И металлический привкус во рту уверенно глушится каберне.

        Вторая по счету режиссерская работа маститого сценариста Миндадзе вошла в основной конкурс Берлинского кинофестиваля, а то, что наград не взяла, говорит скорее в её пользу. Прогрессорский стиль Берлинале подразумевает куда более лобовое (до дебильности) высказывание на темы зла и политкорректности, чем позволил себе постановщик. Сними он кино про ужасы социализма, про гибельность атомной энергетики, про упырей из обкома – другой был бы разговор. Однако «В субботу» можно трактовать по-разному – есть в нем и то, что оценит славянофил, и то, чему возрадуется русофоб, и то, под чем подпишется «освободитель», и то, что одобрит совок-ностальгиант. Импрессионистский, дерганый стиль делает фильм типичной кляксой Роршаха, в которой каждый видит, что хочет увидеть.

        Так, мысль о том, что партийные начальники, опасаясь паники, лишили людей выбора между жизнью и смертью, хотя и озвучена, но как-то невнятно, в проброс. Более того, Миндадзе фактически оправдывает замалчивание катастрофы, ибо его герои об аварии знают, а кто не знает – тот догадывается, только вот не пытаются спастись, закусывая стронций-90 салатом «Мимоза».

        Сквозь ресторанный пир во время чумы просматривается вся та «азиатчина», по которой любят пройтись авторы журнала «Сноб»: жадность, ухарство, эгоизм, пьяные в дупель невесты. Но авторы почти любого журнала со словом «русский» в названии вправе, в свою очередь, сделать акцент на «самурайской» составляющей национального характера, который лишь закаляется в огне, не размокает в грязи, словом, «даже тысяча рентген не опустит русский член», как замечает один из героев. В таких раскладах и бухая невеста, априори жалкое и отвратительное существо, получает свою индульгенцию: новоиспеченный муж нежно погладит проявившийся её животик, и отвращение сменится щемящей жалостью у всякого, кто знает, как радиация действует на плод.

        Одно бесспорно: атмосферу тупого ужаса и надвигающейся смерти Миндадзе передал блестяще. Там, где фильмы-катастрофы подключают компьютерную графику, у него правит бал дрожащая камера гениального румынского оператора Муту. Суета затылков и спин, мельтешение бетона под ногами и ветвей-плёток на уровне лица, гортанные крики и аккорды лабухов сливаются в сплошной danse macabre. Эта пляска гипнотизирует зрителя не хуже, чем персонажей, погребая под собой логику самосохранения, вытаскивает на свет фатализм и прочную ассоциацию с тонущим «Титаником», на палубе которого играл оркестр. «Пусть всё кругом горит огнем, а мы с тобой споем», – замечал затейник Карлсон по другому поводу.

        Логика у происходящего, впрочем, есть. История русской нации в XX веке – это выживание на пределе человеческих возможностей, необходимость довольствоваться минимумом комфорта ради достижения великих целей, существование не благодаря, а вопреки. К 80-м люди устали. Надорвались. Махнули рукой. Отказаться от долгожданной сытости, от румынских «лодочек» и мятых, легких рублей, от крепленых вин и танцев до упаду в законный выходной у них уже не было ни сил, ни желания. На взгляд современника, герои «В субботу» вроде бы сходят с ума, но на деле из последних сил хватаются за скудный быт и мещанские радости именно для того, чтобы с ума не сойти. Для них всё это – последняя иллюзия благополучия и стабильности. А бежать, спасаться, воевать, пахать в три смены они больше не могут – моченьки нет. Вслед за моченькой спустя всего несколько лет кончится и страна, что могла существовать лишь благодаря нескончаемым подвигам и человеческому самоотречению.

        Другое дело, что подобная оценка – полуправда. За взрывом реактора всё равно последовали самоотречение и подвиг ликвидаторов, в обиде за память которых фильм не допустили к прокату в Белоруссии. Да вот только не великие герои, а именно маленькие люди на фоне катастрофы – излюбленная тема Миндадзе еще со времен дуэта с режиссером Абдрашитовым, причем катастрофа – именно что фон, она вторична, а первичен – человек в своих инстинктах, рефлексиях, шорах. Поступки персонажей не взяты с потолка – в основу картины легли воспоминания жителей Припяти о «том самом дне», когда хотелось погрешить напоследок – задрать лишнюю юбку, затеять лишнюю драку, выпить лишнюю бутылку вина (по признанию самого Миндадзе, узнав о трагедии, он тоже дезактивировался «красненьким»). Экстремальная ситуация несет за собой катарсис, присутствие смерти – инстинктивное желание жить взахлеб, фатализм делает счастливее. Говорят, кровати в женских общежитиях чернобыльской зоны потом фонили особенно – девушки привечали ликвидаторов после тяжелого рабочего дня.

        Наконец, стоит учитывать, что трагедия одного человека всегда воспринимается острее, чем трагедия многих, то есть статистика. Смести Миндадзе камеру с изуродованного усами Антона Шагина – Валерки (весьма неожиданная и крайне удачная роль, особенно в свете его статичности в «Стилягах»), дай общий ракурс, чернобыльская катастрофа рисковала бы попросту затеряться. От лучевой болезни погибли «всего лишь» 150 человек (в основном персонал станции и ликвидаторы), тогда как счет жертвам текущей японской трагедии перевалил за десять тысяч, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – за двести. В этих жутких цифрах невозможно узнать себя, а в мечущемся от чужой любовницы к чужим друзьям Валерке – можно, как узнаешь недавнюю рок-звезду в бессознательно пьяном барабанщике – одном из эпизодических персонажей фильма.

        «В субботу» – лента не для всех, но это чрезвычайно сильное высказывание пусть не о Чернобыльской катастрофе, но о непредсказуемости жизни на рандеву со смертью. То, что жизнь в конце концов побеждает смерть, доказала сама катастрофа, правда, если кому и не стоит от этого обольщаться, так это людям: сейчас в зоне отчуждения цветут сто цветов и активно размножаются краснокнижные виды животных. Радиацию они переносят куда менее болезненно, чем соседство с человеческой цивилизацией – шумной, агрессивной, бессмысленной и буквально заточенной на уничтожение себя.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............