В мире

26 января 2024, 12:30

Бракованные чешские электрички заставили Латвию с благодарностью вспомнить СССР

Фото: Davis Klavins/YouTube

Грандиозный скандал разворачивается в Латвии. Руководство местной железнодорожной компании вынуждено было подать в отставку из-за бракованных электричек, поставленных Чехией. Хваленое европейское качество спасовало там, где десятилетиями успешно работали поезда советского производства. Что же произошло?

Еще в 2009 году в Латвии постановили осуществить электрификацию своих железных дорог, по которым бегали советские тепловозы. Более половины расходов на этот проект согласился оплатить Евросоюз из своих структурных фондов. Задумка была в том, чтобы модернизировать устаревшее советское железнодорожное сообщение на современное – европейское.

Однако сразу все пошло как-то не так. Казалось бы, чего проще: объявляй конкурс, выбирай наилучшее предложение и подписывай договор. Но прежде чем договор на поставку электричек был подписан, прошло целых десять лет. Конкурс пришлось объявлять трижды, и трижды его итоги аннулировались. Всякий раз происходил какой-то скандальный инцидент – проигравшие фирмы обращались в суд и приводили веские доводы в пользу того, что руководство ЛЖД выбирало победителя нечестно. В итоге были аннулированы победы в конкурсах, одержанные было испанским предприятием CAF, южнокорейской Hyundai Rotem, испанской Talgo S. L. Лишь в 2019 году Латвия подписала договор с чешской Skoda Vagonka.

Однако новые электрички прибыли в Латвию с большим опозданием – лишь в 2022 году. Затем команды специалистов в течение нескольких месяцев собирали поезда и проводили их испытания в железнодорожной инфраструктуре Латвии. Казалось бы, теперь должно быть все в порядке.

Но в декабре 2023-го у одного из трех чешских электропоездов, только выставленных на линию, обнаружили неполадки, его пришлось срочно снять с работы. После новогодних праздников выяснилось: на предприятии Pasazieru vilciens («Пассажирский состав» – структура «Латвийской железной дороги») сообщили, что у пяти из семнадцати полученных электричек выявлены неисправности.

Второго января новехонький чешский поезд, ранним утром следовавший в Ригу из курортного города Саулкрасты, остановился и отказался ехать дальше. Пассажирам пришлось дрожать в остывающих вагонах (тогда стоял сильный мороз), пока поезд не взяли на буксир, а часть отправилась в Ригу на присланных оттуда автобусах. 4 января у нового электропоезда, следовавшего по маршруту Слока – Рига, разрядился аккумулятор, и он встал на станции Дзинтари.

Власти Латвии потребовали от Skoda vagonka срочно что-нибудь сделать. Из-за проблем с новыми электричками Pasazieru vilciens вынуждена была сократить ежедневное число рейсов. 10 января на предприятии сообщили, что уже семь из семнадцати новых электропоездов Skoda, переданных компании Pasazieru vilciens, имеют технические неполадки, из-за которых они не курсируют.

За простой каждого из неисправных поездов производитель платит штраф – 1500 евро в день. «Даже Skoda таких дефектов не ожидала», – признает обескураженный министр сообщения Латвии Каспар Бришкенс.

Жители Латвии вовсю ругают власти, купившие неисправные поезда. Депутат городской думы Елгавы Андрей Пагор вывесил в своем Telegram-канале видеоролик: старый советский локомотив «эвакуирует» с места аварии новую неисправную электричку.

«Как выглядит порнография? Локомотив, который построен на советском предприятии, в советское время, по советским технологиям и людьми с советским образованием, тащит современную электричку за 255 млн евро. Спасибо рижскому вагоностроительному заводу за выносливость и советским людям – за честную работу и труд. Пока политики рассказывают, что все в порядке, ты стоишь на перроне и мерзнешь, потому что снова решили сэкономить... на людях», – негодует Пагор.


Проблемы с новыми поездами не ограничились неисправностями аккумуляторов. Поступают жалобы на то, что в электричках на морозе не работают туалеты. Выяснилось, что и двери вагонов открываются далеко не всегда. Широкую известность получил случай с 16-летней девочкой, которая холодным январским воскресеньем поехала на чешском поезде из своего дома в Скрунде в общежитие школы в Добеле. В Добеле двери вагона не открылись – они просто замерзли. До следующего вагона девушка добежать не успела – поезд тронулся в путь. Кондуктор помочь отказалась, и девушка-подросток в десять часов вечера оказалась на перроне в Елгаве – в 30 км от своей остановки.

Председатель правления Pasazieru vilciens Роджерс Янис Григулис признал, что хотя их старые поезда пребывали, мол, не в идеальном состоянии, но столь массовых транспортных проблем раньше не возникало. А все потому, что, по словам Григулиса, в последние годы машинисты фактически стали инженерами – они научились «оживлять поезда посреди леса», потому что на самом деле «там были только железки». А новые поезда Skoda, дескать, намного технологичнее и требуют новых специфических знаний.

Люди начали задавать вопрос: почему бы не вернуть в эксплуатацию старые советские поезда? Нельзя, ответила сотрудница Pasazieru Vilciens Сигита Звиедре – это, мол, «неэффективно и экономически необоснованно».

А тем временем шоу продолжалось. Вечером в понедельник, 22 января, электропоезда в Латвии задерживались почти по всем направлениям: из-за ледяного дождя у новых электропоездов возникли сложности с подключением токоприемников к сети. 23 января случилось очередное ЧП: произошла поломка поезда Skoda Vagonka, находившегося перед станцией Огре. В тот же день были отменены несколько утренних поездов на маршруте Рига – Тукумс и Рига – Скулте, а также дневные рейсы на маршруте Рига – Огре. Ситуация повторилась и 24-го. Иногда одновременно опаздывали или были отменены пятнадцать поездов.

Министр Бришкенс рвал и метал: «Мое терпение иссякло! Мы видели, какой вчера был хаос в транспортной системе, что мешало людям попасть домой после работы. Сегодня мы собрали совещание с правлением и советом «Латвийской железной дороги», и я жду от них ясных решений, чтобы последовали серьезные действия. Также я жду максимально возможных штрафов для Skoda. То, что произошло вчера, недопустимо!»

Премьер-министр Латвии Эвика Силиня потребовала от Минсообщения и его главы срочно решить проблему. «Совершенно неприемлемо, чтобы жители Латвии стояли как подопытные кролики в темноте и думали: будет поезд или его не будет!» – подчеркнула Силиня. Она приказала, чтобы министерство заново проверило то, как закупались и испытывались поезда, а главное – нашло виновного. Также премьер распорядилась, чтобы железнодорожники разработали для пассажиров «альтернативные способы проезда».

Наконец, 24 января управляющий совет Pasazieru vilciens в полном составе подал в отставку. Правда, глава совета Сандис Штейнс попытался снять с себя ответственность. Штейнс указывает, что «на протяжении длительного времени без внимания оставалась железнодорожная инфраструктура – электросети, рельсовые пути и перроны, не приспособленные для использования новых электропоездов». Штейнс негодует: «Только за первые три недели января у новых электропоездов выявлены двадцать шесть дефектов уровня «А», из-за которых их дальнейшая эксплуатация недопустима. Однако перед выпуском электропоездов на рынок их соответствие требованиям подтвердил сертифицирующий орган».

25 января отмены рейсов поездов «по техническим причинам» продолжились. Штраф, начисленный Skoda Vagonka, в настоящее время составляет 267 770 евро и растет с каждым днем – так как чехи никак не могут устранить дефекты.

Но почему латыши согласились выпустить на трассу заведомо дефектные электрички? Ответ, как ни странно, тоже напоминает о советских традициях сдачи каких-либо объектов или техники к определенным датам и праздникам. В современном Евросоюзе происходит нечто подобное, хотя и со своими особенностями.

Еще во второй половине прошлого года местные эксперты били тревогу – они предупреждали, что из-за задержки с вводом новых поездов в эксплуатацию Латвия может крупно попасть на деньги. Ведь средства на поезда Латвии были выделены из еврофондов в предыдущем планировочном периоде, и одобренные тогда проекты должны были быть закончены до 31 декабря 2023 года. Иначе эти 114 млн евро считались бы неосвоенными, и заказчику поездов пришлось бы либо искать средства в собственном кармане, либо надеяться на то, что их перераспределят из программ ЕС в будущем периоде.

Вот тогда-то на исходе 2023-го железнодорожники, уступая требованиям политиков и финансистов, и начали выводить на линию не доведенные до ума электрички. В итоге вся Латвия сегодня получила урок: новая европейская техника оказалась хуже старой советской.

Текст: Станислав Лещенко

Вам может быть интересно

Жертвами расстрела людей на пляже в Сиднее стали отмечавшие Хануку евреи
Темы дня

Оценка декабристов в России будет зависеть от Украины

Ровно 200 лет назад началось восстание декабристов на Сенатской площади. В преддверии юбилея министр юстиции РФ Константин Чуйченко осудил попытку переворота и заявил, что «лучше бы декабристы не будили Герцена», однако отказался считать их иностранными агентами. Кто же они тогда?

У России есть интеллектуальный ответ на бессрочную заморозку активов в ЕС

Евросовет ввел бессрочную заморозку российских суверенных активов, что позволяет Брюсселю не продлевать ее каждые полгода. Сама по себе бессрочная блокировка не является окончательной конфискацией, но механизм изъятия активов Европа намерена обсудить на предстоящем саммите. Впрочем, в ответ на подобное решение ЕС у России есть целый набор действенных мер, в том числе связанных с интеллектуальной собственностью.

Ушаков: Миллион процентов, что у Зеленского ничего не получится ни с Крымом, ни с НАТО

Эксперт: Мерцу больно признавать конец «американского мира» в Европе

Лавров указал на опасные тенденции на Балканах

Новости

Маликов увеличил стоимость выступлений из-за популярности у зумеров

Дмитрий Маликов более чем вдвое повысил стоимость своих корпоративных выступлений, активно привлекая к себе молодую аудиторию мемами и AI-видео.

Bloomberg сообщил о европейских страхах из-за плана США по Украине

Европейские чиновники выразили опасения, что план США по демилитаризации Донбасса позволит Москве использовать гибридные методы и усилить влияние на востоке Украины, пишет Bloomberg.

Уиткофф и Кушнер прибыли в Берлин для переговоров по Украине

Американские посланники Стив Уиткофф и Джаред Кушнер прибыли в Берлин для нового раунда переговоров о мире на Украине, сообщило Associated Press.

В Европе усилилась антимиграционная риторика

В ряде стран Европы усиливается враждебное отношение к мигрантам, что сопровождается ростом популярности правых партий и увеличением числа преступлений на почве ненависти, сообщили СМИ.

Трамп пообещал «ответные меры» на гибель американцев в Сирии

Президент США Дональд Трамп заявил в субботу «принять ответные меры» после того, как двое американских военнослужащих и переводчик погибли и еще трое были ранены в результате атаки в Сирии, в которой США обвиняют ИГ, ИГИЛ (признанную террористической и запрещенную в России группировку «Исламское государство»).

АдГ заподозрили в попытке передать России секреты безопасности Германии

В Германии разгорелся скандал из-за попыток депутатов партии АдГ неоднократно запрашивать у правительства сведения о военных маршрутах поставок вооружений для Украины, пишет The New York Tomes.

Поезда изменили маршруты после схода вагонов в Пензенской области

Маршрут 12 пассажирских поездов был изменен после схода с рельсов грузовых вагонов в Пензенской области, составы проследовали через станции Сызрань и Пенза, сообщили в Федеральной пассажирской компании (ФПК).

Нетрезвые эстонские делегаты неприятно удивили Далай-ламу

Два представителя либеральной политическая партия «Эстония 200» и советник министра так увлеклись алкогольными возлияниями во время визита к Далай-ламе, что поразили принимающую сторону неприятным амбре и заставили сделать эстонцам замечание.

Мерц: Россия не остановится после победы на Украине

Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что, одержав победу на Украине, Россия может не остановиться на достигнутом.

Российские войска освободили Варваровку возле Гуляйполя

Подразделения группировки войск «Восток» продолжают продвижение вглубь обороны противника и завершили освобождение населенного пункта Варваровка к северу от Гуляйполя в Запорожской области, сообщили в Минобороны.

ВС России перекрыли трассу Славянск – Северск

Войска российской Южной группировки установили огневой контроль над трассой Северск – Славянск, в результате чего украинская группировка в Славянске лишена возможности помогать отступающим из-под Северска подразделениям ВСУ, рассказал офицер разведки ВС России.

Прохожий обезвредил преступника во время стрельбы в Сиднее

Случайный прохожий вырвал из рук оружие у одного из людей, устроивших стрельбу на пляже Бондай в Сиднее. В результате атаки погибли не менее 10 человек, еще как минимум 13 получили ранения.
Мнения

Игорь Караулов: Декабристам не хватило компетентности

Трудно представить, что сделали бы радетели народной свободы, окажись в их руках Россия в случае успеха восстания. Замечание Ленина – «страшно далеки они от народа» – и сегодня кажется справедливым. Но заговорщики также были далеки и от государственного управления, и от понимания истории.

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов