В мире

20 марта 2023, 12:20

Обозначены главные провалы США по итогам вторжения в Ирак

Фото: REUTERS

Ровно двадцать лет назад, 20 марта 2003 года, началась одна из главных военных авантюр США – вторжение американских войск в Ирак. Иракская армия была разгромлена, лидер страны Саддам Хусейн захвачен и повешен. Казалось бы, США одержали безоговорочную победу и сделали то, что обещали – «установили в стране демократию». В реальности эта война подорвала основы мирового господства Америки.

На момент начала войны в Ираке Соединенные Штаты находились в зените своего могущества. С экономической точки зрения они были недосягаемы для других стран. С внешнеполитической точки зрения они являлись лидерами международного сообщества – после событий 11 сентября Штаты смогли объединить Восток и Запад в деле борьбы с глобальным терроризмом. Они и только они управляли всеми глобальными процессами. Наконец, с внутриполитической точки зрения страна была единой – правящие республиканцы и находившиеся в оппозиции демократы работали сообща. В феврале 2003 года две трети населения поддерживали готовящуюся и, казалось бы, отнюдь не необходимую для США войну в Ираке.

Война в Ираке должна была, по мнению ее организаторов (неоконсерваторов, находившихся тогда у власти в Белом доме), зафиксировать американское лидерство. С ее помощью они надеялись не только прибрать к рукам иракскую нефть и не только все пространство от Средиземного моря до Ирана – Ирак должен был стать первым шагом в политике переформатирования государств во всем мире.

«Политика Соединенных Штатов состоит в том, чтобы искать и поддерживать рост демократических движений и институтов в каждой стране и культуре с конечной целью положить конец тирании в нашем мире», – говорил тогдашний президент США Джордж Буш – младший.

Причиной этого стремления к глобальной демократизации было не желание принести свободу в каждый уголок земного шара. Целью Вашингтона являлась ликвидация сильных правительств и децентрализация власти в других государствах с целью установления внешнего управления над ними.

Да, диктатора можно купить или арендовать – но это ненадежное вложение, да и с его мнением нужно считаться. Гораздо проще и, как ни странно, дешевле управлять так называемым гражданским обществом – причем управлять так, что общество этого даже не замечает. Через институты мягкой силы (НКО, международной прессы, глобальных финансовых институтов), а также глобальные ценности (демократия, права человека) – и все это на тот момент надежно контролировали Соединенные Штаты. 

Без демократии

Однако по итогам войны в Ираке ничего из вышеперечисленного не получилось. Причем американцам не только не удалось добиться поставленных целей, но и даже потерять то, что имели.

Конечно, либеральные эксперты утверждают, что демократизация получилась. «Сегодня Ирак совсем другой... Это гораздо более свободное общество, чем было при г-не Хусейне, и это одна из самых открытых стран на Ближнем Востоке, с многочисленными политическими партиями и в значительной степени свободной прессой», – пишет The New York Times. Однако автор статьи вынуждена тут же добавить, что страна при этом разрушена, что в ней продолжаются политические потрясения – и что иракцы отнюдь не испытывают к США благодарность за свое «свободное общество».

«Почти половина из 45-миллионного населения страны родилось после 2000 года и потому не помнит те ограничения и жестокость, с которыми правил режим Саддама Хусейна, – констатируется в статье. – Восприятие молодых иракцев сформировано насилием, которое последовало за вторжением под руководством США, и в то же время разочарованием в связи с тем, что их страна все еще не оправдала надежд, которые они связывали со свободным обществом». Собственно, о каком оправдании надежд может идти речь, если в «демократическом», но разрушенном государстве уровень безработицы среди молодежи превышает 30%?

В результате демократизация Ирака стала не важным шагом, а серьезным препятствием на пути США к «концу тирании во всем мире». Мир еще раз убедился в том, что насильственная либерализация приводит лишь к разрушению общества и дезинтеграции страны, к лишению ее суверенитета и шансов на устойчивое экономическое развитие. И что процесс демократизации (если он, конечно, нужен) должен проходить не революционным, а эволюционным путем. Сначала сильная экономика, потом возникновение зажиточного среднего класса с его запросами к государству (в том числе и запросом на участие в политической жизни) – а уж потом либерализация режима и демократия.

Без доверия и нефти

Война в Ираке привела США и к другим потерям. Американцы потеряли в ней более восьми тысяч солдат (4,6 тыс. военных и 3,6 тыс. сотрудников ЧВК). Американский бюджет потерял два триллиона долларов (львиная доля этих расходов шла из заемных средств, тем самым увеличивая госдолг).

Американские элиты потеряли доверие со стороны населения. Пробирка Пауэлла, вскрытые Wikileaks военные преступления в Ираке, невозможность привлечь элиты к ответственности за эту войну – все это привело к падению уровня популярности американского политического мейнстрима и росту радикальных настроений в партиях. Следствием чего и стал приход к власти в 2008 году левого демократа Обамы, а затем в 2016 году правого республиканца Трампа (после которого вся политическая система США вообще пошла вразнос).

Война в Ираке привела к потере интереса населения США к активной внешней политике. «Хаос и разрушения, последовавшие за вторжением, заставили целое поколение американцев и их лидеров более скептически относиться к использованию военной силы за границей, в частности на Ближнем Востоке», – пишет Axios. Отчасти именно поэтому сейчас в США растет число тех, кто против даже опосредованного участия США в войне на территории Украины.

Война в Ираке привела к потере надежд взять под контроль иракскую нефть. «Согласно наиболее распространенной точки зрения, Соединенные Штаты сами хотели добывать иракскую нефть и поставлять ее себе. Однако по факту иракская нефтегазовая провинция долго восстанавливалась после американского вторжения. Более того, разработкой иракских месторождений занялись в основном неамериканские компании: азиатские и российские. Например, одно из самых больших месторождений Ирака (Западная Курна – 2) разработал «Лукойл», – поясняет газете ВЗГЛЯД эксперт Фонда национальной энергобезопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.

Без Ближнего Востока и безопасности

Более того, война в Ираке привела США еще и к потере Ближнего Востока – региона, который еще недавно считался чуть ли не американской вотчиной. Казалось бы, уничтожение режима Саддама Хусейна должно было закрепить американское лидерство, однако оно запустило ряд крайне неприятных для Вашингтона тенденций.

Во-первых, резкий рост иранского влияния на всем ближневосточном пространстве. В какой-то момент даже сам Ирак (по крайней мере, его южная часть) оказался под контролем Тегерана.

Во-вторых, усиления террористических организаций в регионе – в частности, война в Ираке привела к возникновению «Исламского государства*». В свою очередь, невнятные действия США в Ираке, непредсказуемость американской внешней политики, попытки принуждения к демократизации – все это заставило местные страны искать альтернативу американскому военному зонтику.

Ирак нашел ее в лице Ирана (который и победил ИГ на иракской территории). А вот монархии Персидского залива смотрели шире. Например, на Россию (эффективно защитившую своих сирийских союзников), а также на Китай (который сейчас пришел на Ближний Восток и сумел добиться начала процесса саудовско-иранского примирения, выбив тем самым одну из основ военного присутствия США в Персидском заливе). 

Наконец, война в Ираке отнюдь не укрепила безопасность Соединенных Штатов – лишь 31% американцев считает, что эта война сделала мир для США более безопасным. По сути, иракская авантюра создала для США новые угрозы – например, в области распространения оружия массового поражения.

Враги Соединенных Штатов (а также страны, просто имеющие с Америкой разногласия) сделали из иракской и прочих авантюр США очевидный вывод. О том, что их безопасность не могут обеспечить ни хорошие отношения с Вашингтоном, ни признание американского лидерства, ни даже международное право. Гарантии безопасности может дать только наличие средств нанесения США неприемлемого ущерба в случае американского вторжения. То есть ядерное оружие. Доказательством тому стало первое ядерное испытание, проведенное в КНДР через три года после вторжения США в Ирак.

С тех пор, конечно, никто не идет открыто по пути создания ядерной бомбы. Однако ряд стран (Саудовская Аравия, Япония, не говоря уж про Иран и т. п.) находятся на низком старте. И если влияние США в мире продолжит ослабляться, то низкий старт вполне может превратиться в высокий.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Геворг Мирзаян

Вам может быть интересно

Дмитриев, Кушнер и Уиткофф встретились в Давосе
Темы дня

Выходки Трампа ослабят США и усилят Глобальный Юг

20 января исполнилось ровно год с тех пор, как Дональд Трамп вновь стал президентом Соединенных Штатов. И хотя он пришел к власти под лозунгом «сделать Америку снова великой», предпринятые им шаги настолько расшатали международный порядок, что в итоге это приведет к ровно обратному для США результату.

Риторика прибалтов о Калининграде опасна для них самих

«Это будет самоубийством для тех, кто затеет подобные провокации». Такими словами глава МИД России Сергей Лавров ответил на заявления литовского дипломата, отрицающего принадлежность Калининграда к России и упоминающего планы НАТО по нападению на Калининградскую область. Почему даже пустые угрозы прибалтийских политиков стоит воспринимать всерьез?

Глава МИД Молдавии допустил проведение референдума о слиянии с Румынией

Ракеты «Циркон» поразили укрепленный бункер под Винницей

Мама покойной Анастасии Заворотнюк обратилась к Петру Чернышеву

Новости

Автоэксперт рассказал об опасности снежных сугробов для автоматических коробок передач

Пробуксовка в сугробе может быть губительна для АКПП и автомобиля в целом, сказал газете ВЗГЛЯД председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. Он также объяснил, как правильно очищать автомобиль от большого количества снега.

Фон дер Ляйен анонсировала историческую сделку ЕС с Индией

Евросоюз и Индия готовы заключить крупнейшее соглашение о свободной торговле, об этом сообщила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Эксперт объяснил публикацию Трампом переписок с Макроном и Рютте

Европейские лидеры продолжат заискивать перед Дональдом Трампом, несмотря на уничижительное отношение к себе. Их расчет прост – переложить решение проблем в отношениях с ним на Конгресс, где сильное евроатлантическое лобби может заблокировать ключевые инициативы президента США. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал американист Дмитрий Дробницкий. Ранее Трамп обнародовал личную переписку с Эммануэлем Макроном и Марком Рютте.

Чубайс покинул пост главы Фонда Гайдара

На пост председателя попечительского совета Фонда Егора Гайдара избран бывший замминистра экономики Сергей Васильев, сменивший Анатолия Чубайса.

МАГАТЭ: Чернобыльская АЭС потеряла внешнее электроснабжение

Чернобыльская АЭС полностью осталась без внешнего электроснабжения утром во вторник, сообщил генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси.

Зеленский выразил сомнения в участии Украины в «Совете мира» из-за России

Президент Украины Владимир Зеленский считает маловероятным участие Киева в созданном Трампом «Совете мира» из-за присутствия России и Белоруссии.

Жену пловца Свечникова вызвали на опознание найденного в Босфоре тела

Жена российского пловца Николая Свечникова отправилась на опознание тела, обнаруженного в Босфорском проливе, которое может принадлежать ее супругу, сообщила родственница Алена Караман.

Алиев заявил о закрытии страницы войны Азербайджана и Армении

На Всемирном экономическом форуме в Давосе президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку и Ереван приняли совместное решение закрыть страницу войны.

Верховная рада осталась без света, тепла и воды

В украинском парламенте одновременно прекратили работу системы электроснабжения, отопления и водоснабжения, что подтвердили сразу два депутата.

Белоруссия вошла в «Совет мира»

Белорусский президент оформил согласие страны на участие в международном органе по регулированию ситуации в секторе Газа, предложенном Дональдом Трампом. Он также назвал полной ложью сообщения о том, что для вступления в «Совет мира» якобы требуется внести миллиард долларов.

Каллас: Евросоюз не собирается «начинать драку» с США из-за Гренландии

Руководство ЕС подчеркнуло, что не намерено вступать в противостояние с США из-за Гренландии, однако готово защищать свои интересы.

МИД Молдавии разъяснил процедуру и сроки выхода из СНГ

Власти Молдавии обозначили, что страна перестанет быть членом СНГ спустя двенадцать месяцев после парламентского решения о денонсации соглашений.
Мнения

Тимофей Бордачёв: В Давосе торгуют страхом и унижением

Американцы пытаются «взять на понт» своих союзников за океаном и давят на расшатанную психику Берлина, Парижа и Лондона. А европейские элиты дошли до той стадии, когда реально верят, что могут пригрозить США компромиссом с Россией.

Владимир Можегов: Гренландия сделает Трампа новым отцом-основателем для США

Конечно, Трамп – эгоцентрик. Конечно, он часто несет околесицу в рамках хорошо продуманного шоу. Но ограничивать Трампа этой ролью было бы большой ошибкой.

Никита Анисимов: Агрессия США напомнила Латинской Америке заветы Боливара

Последние годы в Латинской Америке много говорили о важности становления многополярного мира, справедливом мироустройстве и борьбе с неоколониализмом. Но реальность оказалась даже жестче, чем ожидали многие местные политики.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов