Весь информационный мир – от экранов ТВ до страниц социальных сетей – сейчас заполнен главной фразой и единственной мыслью, которая будет звучать целый день: ушла эпоха.
И ничего на это не скажешь, ничем не возразишь, разве что на банальность посетуешь. Но это тот случай, когда банальность самым что ни на есть точным образом передает реалии и смысл произошедшего.
Фидель Кастро – титан, воплощавший собой эпоху, сам бывший этой эпохой. Его смерть знаменует ее окончательный уход.
Это тоже хочется написать капслоком и с множественными восклицательными знаками.
Смерть Кастро вписала еще одну, последнюю главу в его биографию, уже ставшую легендой, которая останется с человечеством – можно сказать это с уверенностью – даже не на десятилетия, а на века.
Именно поэтому комментарии о нем сейчас наполнены благоговением от поклонников и подчеркнутым уважением от противников и даже врагов. За немногочисленными исключениями, которым судьба уготовила неприятную роль проигравших. Кстати, история и судьба – дамы с весьма своеобразным чувством юмора и не любят тех, кто не умеет достойно принимать поражение, так что как бы ныне ликующим кубинцам в Майами навсегда не остаться историческими лузерами.
Умереть своей смертью в 90 лет, прожив такую жизнь, – это скорее повод для восхищения и для зависти.
Революционер, солдат, политик, государственный деятель, переживший десять президентов США (почти одиннадцать, если считать покидающего Белый дом Барака Обаму) и 638 покушений. Американское государство заработало себе невроз на почве попыток ликвидации Кастро. А он в итоге проиграл только времени, против которого ни у кого из нас нет шансов.
Но и тут он боролся до последнего – и был вознагражден за это.
Фидель ушел с поста лидера Кубы в 2006 году, когда гегемония США была на самом пике и, казалось, всем немногим оставшимся «ренегатам»-изгоям, включая Кубу, предстоит неизбежно быть перемолотыми их маховиком. Его смерти тогда ждали со дня на день. А он прожил еще десять лет, чтобы увидеть деградацию этой системы и быть уверенным, что, как бы дело ни повернулось дальше, Кубу не ждет судьба Ирака или Ливии.
Можно ли представить себе более счастливую судьбу для революционера, ставшего государственным деятелем: снести прежнюю систему; построить новую на более справедливых началах; поучаствовать в создании лучшего мира на пике его могущества и расцвета; увидеть неизбежный кризис построенной тобой системы, местами обернувшийся крахом; но на закате дней убедиться, что все было не напрасно и, казалось, победившие соперники терпят поражение.
А значит, история продолжается и впереди новый старт.
В добрый путь, Команданте.