Парламентские выборы в Республике Южная Осетия изначально не имели строго прогнозируемого исхода, хотя некоторые их детали были понятны. Была очевидна рекордно низкая для РЮО явка. Внутренняя жизнь в стране крайне политизирована, на все, что связано с политикой, быстро переключаются все разговоры, включая «кухонные» и внутрисемейные. Традиционно на выборы приходит очень много людей, а некоторых привозят, особенно если учесть большой процент избирателей, проживающих за пределами РЮО – в Северной Осетии и Москве.
Традиционное стремление югоосетинских политиков демонстрировать свои «связи» в Кремле стало тяготить этот самый Кремль
Сейчас же случилось прямо противоположное – более трети избирателей на выборы не пришло. В период предвыборной кампании оптимисты связывали ожидаемо низкую явку с общей апатией среди жителей Республики Южная Осетия (РЮО), вызванной низким уровнем жизни и разочарованием всем вокруг. Пессимисты же указывали на крайнюю скудость идей среди претендовавших на попадание в парламент девяти политических партий. Ни одна из них (!) не удосужилась представить избирателям сколько-нибудь внятную политическую программу, ограничившись написанием текстов разной степени внятности по принципу «за все хорошее – против всего плохого». Это не оставило избирателю выбора – и на выборы люди не пошли. Ходили даже слухи о том, что некоторые территориальные ЦИКи предлагали вбросить бюллетени равномерно каждой из партий, чтобы просто формально увеличить явку.
Особняком стоял фаворит парламентской гонки – партия «Единая Осетия», декларировавшая в качестве предвыборной программы «пять шагов» по вхождению в состав России и вообще сделавшая лозунг «попадания в РФ» главным козырем. Кампания велась громко и навязчиво, с привлечением чужеродных пиарщиков и эксплуатацией по-человечески понятных ожиданий народа Южной Осетии. Это выглядело не слишком морально, поскольку лозунг этот не осуществим сейчас ни в каком виде и явился, по сути дела, откровенным обманом избирателей.
Вторым после низкой явки критичным фактором для итогов выборов стал «отсекающий барьер» в 7% – для крошечной республики, в которой даже кандидатов на президентские выборы зашкаливало под 20, это очень высокий уровень. В результате в парламент помимо понятного лидера – «Единой Осетии» – прошло еще только три партии. Да и то поговаривают о том, что одной из этих счастливиц все-таки немного помогли. Но за тех, кто не преодолел семипроцентный барьер, тоже ведь люди голосовали. И это примерно треть от тех, кто все-таки пришел на выборы. В результате получилось, что за нынешний состав парламента в чистом виде проголосовало не более 40% избирателей.
Тем не менее юридически выборы состоялись, их результаты признаны, и с этим парламентом придется работать. 20 мест из 34 в нем получила партия «Единая Осетия» – та самая, которая единственным пунктом предвыборной программы фиксировала лозунг о вхождении в состав России. Никаких других пунктов в этой «программе» не было, чем, впрочем, она не сильно отличается от других политических сил в республике.
Там вообще никто не перенапрягался. Партийные списки формировались либо по принципу «хороших парней» – узнаваемые и известные люди переходили из списка в список в качестве приза, либо по личному знакомству и преданности. Дополнительную сумятицу внесла в формирование списков активность администрации президента Леонида Тибилова, которая постаралась протащить в них максимальное количество лично преданных людей.
В стране, где личностный фактор крайне важен, а все друг друга знают, такая безальтернативность тоже сказалась на явке. Людям просто категорически было не из чего или не из кого выбирать. Внятных политических программ не было и нет, а уповать только на личное участие в работе парламента того или иного лично известного кандидата тоже не приходилось.
Для российского общественного создания парламентские выборы в РЮО остались на глубокой периферии. Федеральные телеканалы, например, их практически проигнорировали. Между тем обстоятельства, связанные с этими выборами, могут весьма существенно повлиять на международные позиции РФ. Формальная победа партии «Единая Осетия», громогласно выступающей за отказ от собственной государственности и вхождение в состав РФ, не так уж очевидна не только в силу низкой явки, но и из-за особенностей президентской формы правления. Но в то же время именно деятельность руководства этой партии последовательно расшатывает сам фундамент сложившихся российско-осетинских отношений.
В общей атмосфере почти новой холодной войны российское руководство тщательно старается избежать любых провоцирующих обострение международной обстановки событий. Потребовались усилия, чтобы минимизировать потери от вспышки протестов в Абхазии, приведших к добровольной отставке президента Анкваба. Россия сейчас ни в какой мере не настроена на инкорпорацию в себя новых территорий. Навязчивый лозунг о вхождении РЮО в состав РФ и раньше вызывал, скажем так, недоумение, теперь же и вовсе становится просто опасен для внешней политики России.
Традиционное стремление югоосетинских политиков демонстрировать свои «связи» в Кремле стало тяготить этот самый Кремль, который требовал от руководства РЮО единственного – проведения выборов без каких-либо эксцессов и сложностей. Никто из высшего политического истеблишмента РФ в Цхинвал не приехал, и даже наблюдателей набирали с миру по нитке. Москва стремится дистанцироваться от запутанных внутриосетинских игр и проблем, переключившись на выполнение своих финансовых обязательств и контроль за расходованием средств. И сейчас от нового парламента ждут не неожиданных акций и заявлений, а вдумчивой каждодневной работы.
Дополнительным раздражающим фактором становится навязчивость, с которой эти политические силы в РЮО стремятся обозначить себя как чуть ли не главного идеологического союзника России в регионе. Возможно, при каких-то небольших допущениях это и так, но столь громогласное и бесконтрольное тиражирование лозунгов типа посылки добровольцев в Донецк подрывает систему ценностных отношений, которую Кремль сейчас в чудовищно сложных условиях выстраивает вокруг границ государства. Отсутствие широты политического взгляда на мир (Тибилов публично заявил, что в международной политике он не разбирается и не хочет разбираться) приводит к поступкам, от которых Москва впадает в ступор. Уговорить же людей иногда просто промолчать не удается, поскольку представление о себе как о центре геополитической игры, к сожалению, вообще свойственно таким государствам.
Скорее всего, Москве придется пересмотреть свое отношение к происходящему в РЮО, перейдя от политики бездействия и невмешательства к чему-то более действенному. Слишком уж тяжела ситуация вокруг, чтобы можно было просто пустить на самотек неоднозначные процессы, происходящие сейчас в югоосетинском обществе.