Основные тенденции в вооруженной борьбе, которые проявились на поле боя в 2025 году, были заложены еще ранее, но свое полное воплощение нашли именно в последние месяцы. Например, настоящим бичом украинской армии стали БПЛА «Князь Вандал Новгородский». Дебют этих беспилотников случился в Курской области в 2024 году, но в 2025 резко увеличился их выпуск – теперь их применяют повсеместно.
Неуязвимые для систем радиоэлектронной борьбы и не обнаруживаемые никакими средствами радиотехнической разведки, эти БПЛА уже уничтожили такое количество поставленной из стран НАТО боевой техники, которого хватило бы на большую европейскую армию, а ее стоимость исчисляется миллиардами долларов. Количество БПЛА на кабеле будет только расти.
Еще одной инновацией 2025 года стало применение составных беспилотных комплексов – российские БПЛА типа «Молния» теперь систематически вылетают на задачу с одним или несколькими FPV-дронами на подвесе. Первые такие эксперименты с нашей стороны были еще в 2023 году, но тогда это были пробные пуски, сейчас данное явление приняло массовый характер. И не только на указанном БПЛА.
Эволюционировал и главное на сегодня ударное российское беспилотное средство – БПЛА «Герань-2». Совершенствование электроники, оснащение дрона системой видеонаблюдения и дистанционного управления сделало из него куда более смертоносное оружие.
Теперь оператор может корректировать полет на участке перед целью, а заодно дрон приносит массу разведывательной информации.
Попытки Украины сбивать эти БПЛА с тихоходных поршневых самолетов или вертолетов привели к тому, что произошел следующий виток эволюции «Герани». У дронов появилось оружие для поражения летательных аппаратов – ракета «воздух-воздух» Р-60. Р-60 – старая ракета, не слишком эффективная в воздушном бою против современных самолетов. Ее толком не используют, и запас этих ракет просто лежит на складах. Теперь этим ракетам нашли применение, и у Украины уже есть потери от этого нововведения. И это тоже только начало, дальше будет больше, ракет этих у России еще немало, и их не жалко.
Впрочем, среди средств поражения для БПЛА, дебютировавших в 2025 году, есть и только что созданные образцы. Весной прошлого года украинская сторона распространила информацию о том, что Россия применила против тыловых целей новую малогабаритную крылатую ракету. Ей оказалась ракета с названием «Бандероль». Это очень маленькая ракета, американские СМИ со ссылкой на украинскую разведку утверждают, что ее применяли даже с вертолета Ми-28.
Но главный ее носитель – БПЛА «Орион». С учетом дальности полета и боевой части массой в 115 кг (масса взрывчатки – 49,5 кг), можно смело заявить, что Россия освоила удары крылатыми ракетами на большую дальность, выполняемые беспилотной авиацией. Ракета дешевая, хоть и имеет массу импортных комплектующих, но не эксклюзивных на рынке и они могут легко заменяться на аналоги.
Здесь можно еще пожелать интегрировать ракету в состав вооружения штурмовика Су-25. Тогда каждый штурмовик фактически стал бы «ракетоносцем на минималках», пригодным для нанесения ударов по значительной части территории Украины, без покидания российского воздушного пространства.
Кроме воздушных беспилотников, Россия порадовала применением своего дрона на море – удар из засады безэкипажного катера на Дунае стоил Украине разведывательного корабля «Симферополь». Наши «дроноводы» записали себе в актив первую подобную морскую победу – до этого украинские корабли топила только авиация.
Расширяется применение и наземных роботизированных комплексов (НРТК). Работы над подобной техникой шли и до начала СВО, но, кроме саперного «Уран-6», из довоенных разработок себя в СВО не проявило. А вот появившиеся в конце 2024 НРТК «Курьер» вполне проявили себя и групповой бой под Авдеевкой вели еще в 2024 году. В 2025 году тенденция пошла в рост – и «Курьеров» стало намного больше, и второе поколение появилось, и других подобных машин стало попадать в армию куда больше, чем в годом ранее.
Более того, в 2025 году начались поставки в войска колесного безэкипажного транспортера «Депеша», способного вывозить лежачих раненых. В отличие от других аналогов, он имеет упругую подвеску колес и может двигаться намного быстрее.
В любом случае войскам нужны не сотни, а десятки тысяч роботизированных комплексов разного назначения. В этом направлении наметилось серьезное движение вперед.
Развивались не только роботизированные, но и традиционные боевые системы. Например, теперь ракетные комплексы «Искандер» могут доставать всю территорию Украины. Пока такое их применение – редкость, но это тоже только начало.
Более того, развивалось оружие, предназначенное не для текущих нужд СВО, но и для более далекой и может быть более значимой перспективы. В частности, резкое ускорение получило развитие истребителя пятого поколения Су-57. Во-первых, на машину поставлен новый двигатель вместо АЛ-41Ф. Причем не тот, который обещали. Если ранее все ждали так называемое изделие 30, оно же – АЛ-51Ф1, то сейчас это «изделие 177».
У него меньше тяга, чем у планировавшегося «изделия 30», но больше, чем у того двигателя, который используется сейчас, модификации АЛ-41Ф. И это в любом случае большой шаг вперед. Без нового двигателя Су-57 не в полном объеме соответствовал понятию «истребитель 5-го поколения». Теперь это соответствие стало ближе.
Добрый знак и первая поставка этих машин на экспорт. Как показывает опыт – деньги от экспортных контрактов хорошо помогают развивать оружие для своих Вооруженных сил, и теперь есть шанс, что и с Су-57 реализуют ту же схему (как ранее с Су-35).
Но одна из самых интересных новостей 2025 года – не про оружие как таковое. Выступая на коллегии Минобороны 17 декабря, министр обороны Андрей Белоусов заявил: «В войска внедряется система "Свод". Должностные лица от взвода до соединения будут находиться в едином защищенном информационном пространстве с применением доверенных устройств. Войска получат доступ к востребованным цифровым сервисам, причем в режиме реального времени. Это в том числе метеосводки, картографические сервисы, снимки из космоса, данные воздушной и наземной обстановки».
Сказать, что это революция для нашей страны – не сказать ничего. До полной работоспособности и внедрения этой системы еще долгий путь, но, похоже, мы наблюдаем важный качественный скачок в развитии наших Вооруженных сил. «Свод» потенциально поднимет боевые возможности ВС куда выше, чем это могла бы сделать ракета нового типа или десять таких ракет, или несколько тысяч танков. Это – атрибут армии информационной эры. Признак того, что ВС России эволюционируют как система, а не просто насыщаются теми или иными образцами оружия.
Все эти новшества свидетельствуют о том, что количество изменений – как в области систем вооружений, так и в области организации и управления – предвещает новое качество российских вооруженных сил в целом. Именно это начало качественного перехода и можно назвать одной из главных примет развития российской армии в 2025 году.