После событий весны 2022 года концепция развития космонавтики в России явно нуждается в пересмотре. Когда в одночасье разрушились наработанные годами связи, когда были разорваны практически все виды взаимодействия с Западом, а уцелели лишь те, где США и Европе просто нет возможности продолжить работу без российского участия – вряд ли нужны другие аргументы. Пытаться создавать сотрудничество на пороховой бочке тотальных санкций вряд ли уместно.
Однако и самостоятельные разработки в такой сложнейшей отрасли, как космонавтика, чрезвычайно сложны и дорогостоящи. Задача запуска тысяч спутников выглядит грандиозной. Может быть, стоит с кем-то все же объединить усилия? Но чтобы понимать, с кем именно можно и стоит кооперироваться и дружить, сначала стоит разобраться в себе. На правительственном уровне должна быть единая и четкая программа развития, а также понимание, откуда на ее реализацию будут браться деньги. После понимания своей собственной стратегии можно приступать к совместным проектам.
Тогда что остается? Если разобрать космонавтику на большие части, то получается четыре основных направления, по которым может развиваться национальная космонавтика.
Это наука (включая в себя пилотируемую космонавтику), военный космос, орбитальные космические аппараты (связь, ДЗЗ, геолокация и так далее) и коммерция. Понятно, что многие части серьезно переплетаются между собой, и та же самая пилотируемая космонавтика – это и наука, и коммерция (когда мы говорим о туристах на Международную космическую станцию). Но все равно стоит разобрать каждое направление отдельно и посмотреть, насколько оно конкурентоспособно и интересно в нынешней ситуации.
Что изменилось?
В первую очередь стоит разобраться с коммерческими заказами Роскосмоса. Вообще, коммерция не входит в число основных задач государственной корпорации. Она в принципе не может быть самоокупаемой или хотя бы приблизиться к этому. Государственная космонавтика во всех без исключения странах финансируется самим государством.
Увы, но еще в мае 2019 года все возможные коммерческие запуски Роскосмоса оказались под вопросом. Пентагон ввел против России отложенные санкции, согласно которым с января 2023 года наша страна попала в список стран, услугами которых запрещено пользоваться при проведении космических пусков. Ранее такое сотрудничество было запрещено с Китаем, КНДР, Ираном, Суданом и Сирией.
Запрещение пользоваться услугами России для запуска космических аппаратов, при создании которых используются американские комплектующие, сокращает коммерческие возможности российской космонавтики до минимума. Изредка возможны пуски с космическими туристами, но не более того. Ставить на это нельзя и использовать как основу для космической стратегии тоже.
С военными заказами проще. Без этого просто никуда, и в принципе, успешная реализация военной космической программы всегда была приоритетом Роскосмоса. Эта часть не подвергнется изменениям. Ее практически нельзя делать с кем-то еще – только самостоятельно, другого варианта в вопросах безопасности просто не может быть.
С проектами по дистанционному зондированию Земли, связи, геолокации, широкополосному доступу в интернет всё и так понятно. Это должны быть исключительно свои, национальные проекты. Весна 2022 года показала, что в случае напряженных отношений между государствами от таких сервисов отключат в мгновение ока. Не помогут ни тщательно прописанные контракты, ни самые серьезные и крепкие договоренности. Если уж пошли даже разговоры о возможном отключении GPS, что повлекло бы за собой проблемы у большого количества пользователей по всему миру.
Поэтому такие проекты должны быть свои – национальные, без возможности влияния на них правительств других государств. Поэтому для их реализации международные проекты не нужны, тут главное четкий план и своевременное выделение средств.
Один из самых сложных вопросов – наука. Многие научные проекты Россия делала совместно с другими странами. Наши приборы стоят на американских и европейских станциях. Россия совместно с Европой работала над реализацией масштабного марсианского проекта «ЭкзоМарс-2022». Успех Международной космической станции – это тоже все международные проекты, реализовать которые удалось во многом из-за сложения сил и общего финансирования.
Финансирование российских научных космических проектов и так далеко от идеала. При сокращении Федеральной космической программы оба раза в первую очередь под нож пошли именно научные статьи. Скорее всего и дальше Роскосмосу придется финансировать науку по остаточному принципу. И вот тут уже единственная серьезная возможность – не сокращать исследования, а реализовать больше проектов.
С кем дружим?
Тогда вопрос: а с кем Россия может «дружить» в космосе с учетом вышеописанного? Да, долгое время основным космическим партнером России была ESA (Европейское космическое агентство), а также национальные агентства европейских стран. С США Россию связывало меньшее количество проектов, основным из которых является Международная космическая станция.
Россия и ESA работали над совместными марсианскими миссиями («ЭкзоМарс-2016» и «ЭкзоМарс-2022»). С Гвианского космического центра запускались российские «Союзы». Даже проект лучшей российской рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ» использовал два телескопа – российский «Спектр-РГ» и немецкий ERosita. После весны 2022 года восстановить эти отношения в полной мере вряд ли получится. Вкладываться в контракты, которые могут быть аннулированы одной из сторон по политическим мотивам, затея более чем сомнительная.
Из серьезных космических держав остаются Китай, Япония и Индия. С Японией по тем же политическим причинам тоже не стоит ждать какого-то потепления. Впрочем, и до 2022 года Роскосмос и JAXA не имели больших и серьезных совместных проектов.
Кажется, что одним из самых логичных космических союзников для России был бы Китай. Но и тут есть много сложностей. Поправка Вольфа, принятая в 2011 году Соединенными Штатами Америки, в определенной мере сделала из Китая парию. Невозможность участвовать в любых космических научных проектах, где присутствует США, заставила китайскую космонавтику полагаться только на себя. На этом пути Китай достиг значительных успехов и в настоящее время обладает практически всеми современными космическими технологиями. Поэтому рассчитывать на дружбу с Китаем по принципу «финансирование в обмен на доступ к технологиям», как это было в начале двухтысячных, не стоит.
С Китаем можно реализовывать только совместные проекты на равных условиях, как проект Лунной автоматической станции, дорожная карта которого была представлена в июне 2021 года. То есть России нужны свои разработки и достижения, а также серьезно прописанные договоренности. Других вариантов сотрудничества нет, в крайнем случае Китай знает, что справится самостоятельно.
Индия тоже далеко не самая простая в плане договоренностей страна. Отдельно стоит учесть, что Индии, скорее всего, в ближайшее время поступит множество очень интересных предложений от ESA. Для европейцев Индия интересный партнер с наличием удобного космодрома и возможностью доступа к нему за небольшие для европейской космонавтики деньги. У России же с Индией давняя, пусть и не всегда удачная история сотрудничества. Что будет дальше? Это во многом зависит от того, насколько обе стороны смогут внятно сформулировать свои предложения, ну и от желания российской стороны пройти через весь «сложный танец» переговоров с индийцами. В любом случае просто не будет.
Что остается? Как это ни банально, создавать новую космическую политику с максимальной опорой только на собственные силы и финансы, даже если это потребует многих месяцев и увеличения финансирования. Да, придется ужаться,
оптимизировать, возможно отказаться от части проектов, но по-другому не получится. Эту «тысячу космических аппаратов» сделать можем только мы сами. И уже потом «с высоты собственных достижений» предлагать участие в проектах зарубежным партнерам. Только так, мечту о возможности выехать с помощью «международного сотрудничества» стоит отставить сразу. Теперь, как и во времена Советского Союза, все придется делать самостоятельно. Может, оно и к лучшему.