Общество

3 ноября 2021, 08:50

Туман-долгожитель выявил серьезные проблемы российских аэропортов

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Густой туман, опустившийся на Москву во вторник, на сутки парализовал авиационное сообщение столицы. Оказалось, что столичные аэропорты не оборудованы современными средствами рассеивания воды из воздуха. Поэтому десятки самолетов перенаправили в Нижний Новгород. Но и там возникли проблемы – пассажиров часами держали в самолетах без еды и воды. Кто и какие выводы должен сделать из произошедшего?

В ночь с понедельника на вторник Москву накрыл плотный туман. Облака покрыли столицу на высоте примерно 120 метров, верхняя граница облачности располагалась ниже Останкинской телебашни, сообщили ТАСС в Российской телевизионной радиовещательной сети. Гидрометцентр зафиксировал ухудшение качества воздуха в Москве, около полуночи наблюдалось повышение уровня мелкодисперсных частиц, а с утра в некоторых районах Подмосковья ощущался запах гари.

Вплоть до 10 часов утра видимость в Москве не превышала двух–трех метров. Туман оказался настоящим «долгожителем» – он стал рассеиваться лишь после 14.00. В связи с этим ГИБДД призвала граждан выходить на улицу в яркой и желательно светоотражающей одежде, а автомобилистов, по возможности, отказаться от поездок на личном транспорте. На дорогах, впрочем, наблюдались заторы.

Но главная пробка, которая образовалась из-за тумана, оказалась авиационной. Утром в вторник в московских аэропортах Внуково, Домодедово и Шереметьево были задержаны или отменены более двухсот рейсов. Самолеты, летевшие в столицу, перенаправляли в нижегородский аэропорт Стригино. 

Избежать перенаправления в Нижний Новгород десятков летевших в Москву авиалайнеров можно было только теоретически, полагает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Для этого нужны достоверные прогнозы о рассеивании тумана. Метеорологи изначально обещали, что уже к 11 часам вторника видимость улучшится, но в ряде точек Подмосковья туман был до вечера», – сказал Пантелеев газете ВЗГЛЯД.

«Очевидно, что из-за отсутствия достоверного прогноза командиры воздушных судов принимали решения о том, чтобы лететь в Москву, – полагает эксперт. – Прибывая в район аэродрома, они находились какое-то время в режиме ожидания. Но, получая негативный прогноз, уходили на запасные аэродромы. Поэтому единственная возможность избежать такой ситуации – это ждать получения подтверждения о погоде, позволяющей выполнить безопасную посадку».

Метеоролог, ведущий специалист центра «Фобос» Евгений Тишковец, также считает, что экипажам авиалайнеров не оставалось ничего, кроме как уводить самолеты на запасные аэродромы. Но, полагает эксперт, с туманом можно справиться техническим путем.

Крупные аэропорты необходимо оборудовать спецаппаратурой активного воздействия на туман, полагает Тишковец. Существует технология модификации атмосферы, где на туманы могут воздействовать твердой углекислотой, дымом йодистого серебра, чтобы создать в тумане ледяные кристаллы и таким образом рассеять его. Метеоролог напомнил, что подобные технологии уже используются в развитых странах при рассеивании облаков. Как ранее указывала газета ВЗГЛЯД, подобные технологии искусственного контроля облачности собираются активно использовать в Китае. Такой же метод предлагался для решения водной проблемы Крыма – с целью искусственной концентрации дождевых туч в нужном месте.

Атмосферное явление, которое наблюдалось в Москве, метеорологи называют «радиационным туманом». Впрочем, такой туман никак не связан с радиацией. «Понижается температура, образуется задерживающий слой, и при небольшом все-таки воздушном обмене воздух достигает состояния насыщения, образуется туман», – рассказала старший научный сотрудник Гидрометцентра Марина Макарова.

По ее словам, считать произошедшее аномалией или каким-либо следствием изменения климата было бы преувеличением: «Нельзя каждое событие связывать с глобальным потеплением. Прежде всего, надо вспомнить, что туманы – это атрибут осени, и повторяемость туманов наибольшая как раз в это время года».

Несмотря на то, что для данного времени года туманы – нормальное явление, столичные аэропорты вряд ли будут закупать оборудование для их разгона, считает Пантелеев. «Если бы была возможность активно воздействовать на атмосферу с целью стимулирования выпадения осадков, это могло бы сократить потери авиакомпаний, – отметил эксперт. – Но для аэропортов нести такие расходы было бы чрезмерным».

«Когда речь идет о подготовке инфраструктуры аэропортов, то системы светосигнального и радиотехнического оборудования оплачиваются в большинстве случаев государством. Операторы аэропортов отвечают за эксплуатационную часть расходов, за строительство и поддержание в должном состоянии аэровокзальных комплексов. Операторы аэропортов были бы не против получить дополнительные возможности, но не за свой счет», – отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт».

По мнению Пантелеева, у авиаперевозчиков есть другая, перспективная возможность для того, чтобы их самолеты в будущем могли избежать потери ориентации в тумане. Эксперт отметил: авиапром развивается в сторону повышения возможностей систем навигации и внедрения систем повышения ситуационной осведомленности – в первую очередь за счет того, что называется «синтетическим зрением».

Речь идет о технологии, при которой полученный с сенсоров сигнал сопоставляется (синтезируется) с предварительно загруженными данными о поверхности – в итоге экипаж самолета получает актуальное трехмерное изображение зоны посадки. «Даже в условиях слабой видимости это дает возможность пилотам видеть окружающую обстановку и не зависеть от наличия в аэропорту химических средств для разгона тумана», – пояснил Пантелеев.

Но это дело будущего, а сейчас речь идет о ситуации, требующей максимально быстрого решения, отмечают эксперты. «Регулятор – Росавиация – озабочен разрешением затора и тем, чтобы самолеты безопасно долетели до пункта назначения, – отметил главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров. – А проблема усугубляется еще и тем, что самолеты, которые не прилетели вовремя в Москву, не выполнили свои следующие рейсы. Значит, еще несколько дней будут проблемы и с последующими рейсами, задержки или отмены. Надо будет вызывать дополнительные экипажи».

Кто ответит за страдания пассажиров

Нештатная ситуация оказалась тяжелым испытанием в первую очередь для пассажиров. Как сообщил портал канала НТВ, люди жаловались на то, что их по шесть–восемь часов не выпускали из самолетов. Источник телеканала передал, ребенку стало плохо на борту самолета, который более семи часов ждет вылета из Нижнего Новгорода.

«Рейс Минеральные Воды – Москва (Внуково)... приземлился в Нижнем Новгороде из-за московских туманов и до сих пор стоит в очереди на вылет. Вода и еда в самолете закончились, людей, среди которых есть маленькие дети и пожилые, не выпускают на улицу. Уже девять часов у людей нет свежего воздуха и банальной возможности поесть», – передавал телеграм-канал Mash

Справедливости ради, отметим, что нижегородские власти приняли меры для разрешения проблемы. Оперативный штаб, созданный региональным руководством и работающий в аэропорту, контролирует ситуацию, сообщил ТАСС. В том, что происходящее под контролем, заверили и в Росавиации.

Всех пассажиров, ожидающих вылета в Москву, обеспечат горячим питанием. Средства будут выделены по поручению губернатора Никитина, передает пресс-служба регионального правительства. Тех, кто задержался более чем на восемь часов днем и свыше шести часов ночью, обещали разместить в нижегородских гостиницах. Для перевозки пассажиров был выделен дополнительный поезд «Ласточка».

В то же время в Роспотребнадзоре заявили о готовности помочь пассажирам составить претензии к авиаперевозчикам. Причины многочасовой задержки рейсов изучают в Следственном комитете России, сообщил ТАСС. Центральное межрегиональное следственное управление СК на транспорте, в частности, проверяет информацию о том, что ребенку стало плохо на борту самолета, который совершал рейс Краснодар – Москва.

Пассажиры самолета ожидали вылета из Нижнего Новгорода более семи часов. При этом аэропорт не смог предоставить трап, что сделало невозможной передачу еды на борт или высадку пассажиров, отметили в пресс-службе управления СК на транспорте.

«Обеспечивать пассажиров едой и водой – обязанность не аэропорта, а авиакомпании,

– подчеркнул Гусаров. – Данная ситуация рассматривается воздушным законодательством как задержка рейса. Значит: каждые два часа – питье, каждые четыре часа – еду».

Порядок такой: пассажиры имеют дело с авиакомпанией, авиакомпания имеет дело со своими подрядчиками, в том числе с аэропортом, добавил Гусаров. «В этой ситуации все, что должен был сделать аэропорт – принять самолеты, обеспечить им посадку. Все остальное заказывает авиакомпания. Подачу трапа, регистрацию и обслуживание пассажиров в терминале, питание», – подчеркнул эксперт.

«Я предполагаю, что в аэропорту Нижнего Новгорода питание было, просто у администрации не хватило рук доставить его всем пассажирам. Если бы вдруг люди надолго оказались без воды и еды по вине аэропорта, а не авиакомпании, то к нему потом можно предъявлять иски, накладывать штрафы. Могут наказать руководство аэропорта. Но в данной ситуации авиакомпаниям, насколько известно, никто не мешал. Значит, они должны были сами заказать питание и воду у аэропорта или купить в городе. Нижний Новгород – не такой уж маленький город, чтобы авиакомпании нельзя было раздобыть для пассажиров хотя бы по сэндвичу и бутылке воды. Если авиакомпания не выполнила эти свои обязанности, пассажир вправе подавать жалобы и исковые требования в Ространснадзор, Росавиацию», – пояснил эксперт.

«Есть хронические заболевания. Кому-то нужен инсулин. Кому-то нужно питаться регулярно. Понятно, что это рисковое дело – держать людей голодными. Если пассажиру всерьез стало плохо и этот факт очевиден, то экипаж должен вызвать скорую и такого пассажира снимают с борта. Но если пассажир просто говорит «мне душно, выпустите меня», то решение принимает экипаж или врач. И не факт, что выпустят», – предупреждает Гусаров.

Комментируя жалобы многих пассажиров на духоту, Гусаров напомнил: «Даже если самолет находится на земле и его двигатель не работает, на борту есть вспомогательная силовая установка для кондиционирования воздуха. Эта установка обеспечивает жизнедеятельность пассажиров. Все самолеты такого класса, как те, что сели в Стригино, были ею оснащены».

Да, авиакомпаниям непросто при таких масштабах проблемы, признал эксперт. «У них сейчас просто земля уходит из-под ног. Но все равно это не снимает с них ответственности о здоровье пассажиров», – подытожил Гусаров.

Текст: Андрей Резчиков,
Николай Васильев

Вам может быть интересно

Парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент и. о. президента Хан Док Су
Темы дня

С чем связаны успехи российской промышленности

Расти российской экономике в этом году помогает промышленность. Причем рекордными темпами два года подряд растет именно обрабатывающая промышленность. Если посмотреть на прошлые десятилетия, то тогда наибольший рост обеспечивала все-таки добыча нефти и газа. Почему теперь ситуация кардинально изменилась и сможет ли промышленность поддерживать экономику и в новом году?

«Народный ВПК» за 2024 год вырос в настоящую силу

Воздушные и наземные беспилотники, средства защиты, разведки, системы радиоэлектронной борьбы – лишь малая часть того, что производят предприятия «народного ВПК». Основанные группами энтузиастов, они превращаются в серьезные производства, поставляющие в войска десятки тысяч беспилотников и других изделий. В 2024 году этот сектор получил признание на высшем уровне.

Вучич спрогнозировал передачу «Северного потока» американцам

ЕС решил ввести санкции против «теневого флота» России

Китай спустил на воду крупнейший в мире десантный корабль

Новости

Миллиардер предложил награду за первый сбитый F-16

Российский миллиардер Сергей Шмотьев подтвердил готовность выплатить 15 млн рублей за уничтожение первого истребителя F-16 в рамках специальной военной операции.

Доля доллара в мировых резервах упала до минимума с 1995 года

Доля американского доллара в мировых валютных резервах снизилась до 57,4%, что является минимальным показателем с 1995 года.

В сирийских приграничных деревнях начались протесты против военных Израиля

Жители сирийских деревень у границы с Израилем выступили против израильских войск, опасаясь продолжительной оккупации, и организовали протесты, требуя ухода военных со своих территорий, сообщили СМИ.

ФСБ: Американец Спектор передал данные для скрининга населения России

Американец Джин Спектор, осужденный в Москве на 15 лет за шпионаж, передавал Пентагону данные для разработки системы генетического скрининга, используя сведения, включающие государственную тайну, сообщили в ФСБ.

Российские войска форсировали реку Волчья на Украине

Российские военнослужащие продвинулись в Волчанске, форсировав реку Волчья, и начали подготовку плацдарма для дальнейшего наступления на Украине.

Москвичам рассказали о погоде в новогоднюю ночь

В новогоднюю ночь в Москве ожидается переменная облачность без осадков и мороз до минус шести градусов, сообщил синоптик Евгений Тишковец.

NYT: Байден поддержал Израиль вопреки интересам США

Администрация действующего президента Джо Байдена поддержала Южную Корею и Израиль, которые, между тем, подрывают американские интересы и принципы, пишет The New York Times.

В Анапе открыли штаб для отлова пострадавших от мазута птиц

В Анапе начал работу штаб для отлова птиц, загрязненных мазутом, где волонтеры могут получить экипировку и узнать места поиска пострадавших пернатых.

Медведев: Отказ норвежского судна спасти россиян прощать нельзя

Замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев выступил с осуждением в адрес норвежского судна, отказавшегося принять российских моряков с тонущего Ursa Major в Средиземном море.

Пентагон отказался комментировать сбитый F-16 в Запорожье

Министерство обороны США отказалось комментировать сообщения о сбитом в Запорожской области истребителе F-16 американского производства, ссылаясь на необходимость получения информации от украинской стороны.

Зонд НАСА вышел на связь после рекордного сближения с Солнцем

Зонд Parker Solar Probe, приблизившийся на 6,1 млн км к Солнцу, успешно вышел на связь с Землей, подтвердив штатное функционирование всех систем.

Польша решила разработать собственную баллистическую ракету

Польша ускорила разработку собственной баллистической ракеты, работа ведется оборонным концерном PGZ и авиапредприятием Wojskowe Zaklady Lotnicze Nr 1, сообщили СМИ.
Мнения

Геворг Мирзаян: У Запада есть меньше месяца для того, чтобы спровоцировать Россию

Врагам необходимо сейчас создать для Путина ловушку. Организовать такие провокации, которые поставят Москву перед двумя плохими вариантами. Первый – отвечать на них и тем самым идти вверх по лестнице эскалации. Второй – не отвечать, а тем самым демонстрировать сдержанность, которая рядом советников Трампа будет восприниматься как слабость.

Тимофей Бордачёв: Поглощение Канады разрушает стереотипы в политике

Идеи Трампа о территориальных приобретениях доходчиво выражают мысль: государственный суверенитет означает больше, чем формальный статус, как это все привыкли считать.

Ирина Алкснис: Миграционные проблемы в России и проще, и сложнее, чем в других странах

Умение создать пространство для сосуществования самых разных людей и культур является важнейшим преимуществом России, которое вечно недооценивают ее противники. Но без коррекции миграционной политики эти особенности могут стать уязвимостью.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»