Общество

5 апреля 2019, 12:58

Что нужно исправить в новом Ил-112В

Фото: Армен Гаспарян/Пресс-служба ПАО "Ил"/ТАСС

Спустя несколько дней после первого полета нового российского военно-транспортного самолета выясняется, что он не произвел должного впечатления на заказчика. Минобороны недовольно целым рядом параметров Ил-112В. Что именно нуждается в исправлении и будет ли в итоге вовсе сорван выпуск этого столь нужного ВВС самолета?

Несмотря на лестный отзыв шеф-пилота ПАО «Ил» Николая Куимова, который 30 марта успешно завершил первый испытательный полет и совершил штатную посадку на аэродроме Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), к Ил-112В у военных остался ряд вопросов. Формулировка пилота, что «великолепный самолет, полет прошел хорошо», приемную комиссию не удовлетворила.

Собственно, еще до выкатки на испытательный полет недоработки нового Ила были хорошо известны. В частности, в свое время лично глава Минобороны Сергей Шойгу высказывал по этому поводу свои замечания. Неоднократно появлялись сообщения о срыве сроков производства и о целом ряде технических проблем. Оставалось сконцентрироваться на деталях (что и произошло), а заказчик и производитель лишь задокументировали проблемные стороны и пришли к консенсусу по их устранению. И тогда, мол, полетим!

О достоинствах и в особенности о необходимости скорейшего появления Ил-112В, газета ВЗГЛЯД уже писала аккурат под его первый испытательный полет. Были обозначены и его явные недостатки. На них, собственно, и обратила внимание «военприемка», которая «наковыряла» у нового транспортника еще кучу проблем, подлежащих устранению. Из очевидных минусов – самолет на выходе получился слишком тяжелым, с несовершенным мотором (ротором двигателя) и еще рядом невидимых на первый взгляд недоработок. На исправление дали не более года.

Все началось еще со сроков в ожидании взлета легкого военно-транспортного самолета, которые задержались в современном исполнении как минимум на год. Вместо заявленного первого полугодия 2018 года (о чем было публично сказано на МАКС-2017) самолет в присутствии членов комиссии и зрителей взлетел лишь годом спустя. Почему обещание было не сдержано? По причине низкого качества проектной документации и наличия большого количества ошибок в чертежах.

Плюс, как выяснилось, в изготовленном корпусе самолета обнаружились дефекты, которые кроются в развесовке по центру тяжести самолета. Банально – носовая часть Ил-112В оказалась гораздо легче хвоста и для предотвращения катастрофы нужно «нос утяжелить». Соответственно, и общий вес самолета увеличивается со знаком минус для поднимаемого груза. Заявленные шесть тонн в итоге уменьшаются даже не до пяти, а до максимум 3,5 тонн полезной нагрузки (пессимисты оценивают грузоподъемность этого самолета всего-то в тонну).

Признает, что легкий транспортный самолет Ил-112В получился слишком тяжелым, и сам главный конструктор «Ил» Николай Таликов. Говорить на эту тему Николай Дмитриевич не особо любит. Тем не менее он находит свое объяснение тому, что получившаяся машина не соответствует тактико-техническому заданию, в частности по весу перевозимого груза. Причина, по его мнению, кроется в общей тенденции объективных причин, связанных со сменой в авиационной промышленности поколения конструкторов, которое «пошло слабенькое».

Ладно, это в данном случае лишь частное мнение, пусть и главного конструктора. Если учесть, что умы и сердца вкладывали в Ил-112В еще выходцы из старой школы закалки советских авиаконструкторов, то тут пенять, вероятно, нужно на что-то другое.

Без обид для авиаконструкторов – «клепать» на конвейере самолеты они слегка разучились. И это даже не их вина, когда опытные образцы замирали еще до стадии экспериментального полета. Потом о новых-старых самолетах вспоминали и их пытались реанимировать, довести до ума уже другие люди – новое поколение инженеров, у которых в расчетах технологии 4 плюс, 5-е поколение, а нужно из «швейной машинки» сделать достойную воздушную технику. Выдохни, бобер, будут заменены вторичные конструкции, внедрены композитные материалы, сделают перекомпоновку и Ил-112В получит-таки заявленные три основных параметра – дальность, грузоподъемность и категорию аэродромов.

«Любой самолет проходит стадию доработок в течение всей своей эксплуатации, – говорит летчик-испытатель, один из немногих пилотов самолета Ил-96 Сергей Кнышев. – Даже поступившие в серию воздушные машины оттачивают и совершенствуют с каждым вылетом. Конструкторам взять все факторы и параметры самолета за чертежами на кульманах просто невозможно. Главный критерий – безопасность полета, остальное дорабатывается годами.

Взять тот же советский еще Ан-26, на смену которому сейчас должен прийти Ил-112, так и он от первого испытательного вылета до начала эксплуатации прошел путь в четыре года. Уверен, что полетит и новый транспортник, после соответствующих доработок. Тут мне важнее в большей степени мнение пилота, который поднимал самолет – он в нем уверен. Остальное – лишь вопрос времени».

Тут есть и еще такой нюанс: Ил-112В просто обязан избавиться от выявленных недостатков и поступить на вооружение военно-транспортной авиации. А просто нет сейчас иных вариантов для замены тех полутора сотен Ан-26, которые еще «крутят винтами небо». Закупать импортные – не вариант, да и не у кого по большому счету. Остается доводить свой до ума. Тем более, что выявленные «огрехи» устранимы.

Преисполнимся оптимизмом: самолет дотянут за счет снижения веса и доводки двигателей до заявленных пяти–шести тонн грузоподъемности. Заменит он не только Ан-26, который превосходит по большинству параметров на 30–40 процентов, но и составит конкуренцию мировым транспортным самолетам подобного класса. Окончательный крест на этой воздушной машине никто ставить не собирается.

И если резюмировать, то Ил-112В находится сейчас гораздо ближе к реализации, чем к забвению. И первый блин – не совсем комом.

Текст: Виктор Сокирко

Вам может быть интересно

Силы ПВО за ночь уничтожили семь дронов ВСУ над Адыгеей и Краснодарским краем
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Получивший российский паспорт боец смешанных единоборств (MMA) Джефф Монсон признался, что российский обычай оставлять обувь за порогом доставляет ему значительные неудобства из-за травм.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов