Один дефект
В целом мы довольны, как сработали автоматические системы, к стартовому комплексу Восточного замечаний нет
Среди дефектов, обнаруженных на космодроме Восточный после первого пуска, который состоялся в четверг утром, оказалась сорванная защита кабины обслуживания стартового стола.
«После успешного запуска «Союза» в газоотводе под стартовым столом была обнаружена огромная деталь – сорванная защита кабины обслуживания. Ее назначение – закрывать кабину обслуживания снизу от выбрасываемых во время запуска выхлопных газов», – пояснил источник РИА «Новости» в ракетно-космической отрасли.
По его словам, эту деталь, видимо, сорвало реактивной струей газов выхлопа. Всего же, как сообщал глава Роскосмоса Игорь Комаров, после первого пуска было выявлено более 20 замечаний. Но какие именно, он пока не стал уточнять.
«Специалисты поработают над их устранением. В целом мы довольны, как сработали автоматические системы, к стартовому комплексу Восточного замечаний нет», – добавил он.
Комаров также заметил, что к переносу первого запуска с Восточного со среды на четверг привели неполадки с кабелем. «Проблема в том, что по одному из параметров не прошло подтверждение нормальной работы систем. Специалисты работали сутки. Был недостаток, по всей видимости, в работе одного из кабелей», – цитирует его ТАСС.
«Были заменены и кабель, и блок коммутаций, которые могли хоть как-то повлиять на сегодняшнюю работу», – добавил Комаров.
Недоработка, возможно, разгильдяйство
В пресс-службе госкорпорации «Роскосмос» газете ВЗГЛЯД сообщили, что на данный момент «сформированного списка из 20 неполадок» у них нет. То есть Комаров поделился лишь частью информации, известной узким специалистам. «Как только и если будут сделаны другие заявления, вы узнаете об этом с нашего сайта», – пообещали там.
Редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко по просьбе газеты ВЗГЛЯД оценил проблему с сорванной защитой кабины обслуживания стартового стола.
«Сама по себе эта проблема на успех пуска повлиять не может, – начал он. – Если сорвало, нужно смотреть на технологии сварки, какие материалы и откуда поставлялись. Конечно, это недоработка, разгильдяйство, нарушение технологической дисциплины, я бы сказал. Но проследить по цепочке исполнителей, тех, кто производил монтаж или отвечал за поставку материалов, на самом деле несложно».
Крейденко не считает названный дефект чем-то очень опасным, но и не обращать на него внимания тоже нельзя. Наверняка после пуска будут сделаны соответствующие выводы. «Для сравнения. Представьте, что вы купили автомобиль, взялись за коврик и в пороге обнаружили одно гнилое место. Да, автомобиль поедет дальше, и ничего с ним не случится, но, наверное, вы засомневаетесь, а так ли хорошо он собран, начнете перебирать кузов. Так же и тут: обнаруженный недостаток наверняка станет поводом для того, чтобы проверить все аналогичные узлы», – предположил он.
Касаясь объявленной причины переноса пуска со среды на четверг, Крейденко отметил, что обнаружившийся дефект кабеля, по которому не прошел нужный сигнал, сам по себе не был критичным. То есть остальные системы работали нормально. Но то, что кто-то где-то забыл проверить кабель или изготовил его некачественным, само по себе является поводом для того, чтобы снова все проверить.
Инцидент с кабелем он связал с «человеческим фактором».
В свою очередь академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александр Железняков отметил, что не знает 20 недоработок, о которых говорил Комаров, но целом у специалиста нет ощущения, что эти замечания носят сколько-нибудь серьезный характер.
Железняков считает сегодняшний старт успешным. И утверждает, что нельзя употреблять словосочетание «со второй попытки». «На самом деле это первая попытка. Вчера же ракета никуда не полетела», – пояснил он.
Каких-то сюрпризов специалист в четверг не ждал, потому что «и ракета проверенная, много лет летает, и стартовый стол, пусть и модернизированный, имеет все те же узлы, что и в Плесецке, на Байконуре. А всякие мелочи, о которых вы говорите, бывают, от них не уйдешь, к сожалению», – отметил он.
Нашли ответственных
Выговор главе Роскосмоса Игорю Комарову и вице-премьеру Дмитрию Рогозину Железняков не связывает напрямую с переносом пуска со среды на четверг. «Нет, конечно. Думаю, что это сделано по совокупности причин, мы же всего не знаем. А президент проинспектировал космодром, строительство, проверил состояние готовности. Наверное, за это они и получили выговоры», – резюмировал он.
Напомним, президент России Владимир Путин объявил выговор курирующему космическую отрасль вице-премьеру Дмитрию Рогозину и строгий выговор главе Роскосмоса Игорю Комарову. Путин также объявил постановление о неполном служебном соответствии гендиректору НПО автоматики Леониду Шалимову.
Причем поводом для критики со стороны президента стал даже не сбой при первой попытке запуска, а его причина. «Дело в том, что, как выяснилось, не сработал топливный клапан. На самом деле он был в порядке – не проверили то ли кабель, который вел к этому клапану, то ли пайку кабеля», – рассказал корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников* и назвал это «примером идеального разгильдяйства».
В Роскосмосе назвали абсолютно логичным решение Путина о выговоре Комарову.
Как сообщила газета ВЗГЛЯД, в четверг с первого гражданского космодрома России – космодрома Восточный – был проведен первый пуск. Ракета-носитель «Союз-2.1а» успешно вывела на орбиту спутники. Разгонный блок уже затоплен в Тихом океане. Три из четырех блоков первой ступени стартовавшего с Восточного «Союза» были обнаружены в Зейском районе Амурской области.
Первый пуск с Восточного должен был состояться в среду в 5.01 по московскому времени. Ракета «Союз-2.1а» была уже заправлена, госкомиссия одобрила старт. Однако за 1,5 минуты до пуска автоматика дала отбой первого старта. О том, что, в принципе, это штатная ситуация, газете ВЗГЛЯД рассказали сразу несколько экспертов.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом