Жители Екатеринбурга бурно обсуждают видео, снятое в одном из городских парков: женщина ведет девочку на поводке, при этом ребенок передвигается на четвереньках.
Из всех форм жестокого обращения одна из самых жестоких – когда детей привязывают, когда ребенка почти приравнивают к животным
«Это я увидел в парке Зеленая Роща 20 июля после обеда, – рассказал автор видео Алексей Власкин местному изданию E1.RU. – Я гулял около футбольного поля и встретил такую странную пару. Наблюдал за ними 10 минут, и все это время ребенок бегал на четырех конечностях. Очень умело, я бы отметил. На ноги она при мне не вставала. Другие дети кормили девочку хлебом с рук, она подбегала к ним, как собака».
«Девочка ходила на занятия в центр развития, в котором и мы занимались, – рассказала изданию местная жительница, уверяющая, что знакома с ребенком и женщиной, которая, по ее словам, приходится девочке бабушкой. – Ей примерно 5 лет, она немного агрессивная, но, как многие дети, не сказать, чтобы ненормальная, она играла в кошечек, но до такой степени не доходило, – рассказала наша читательница. – А вот бабушка странноватая, и разговоры у нее странные. Всегда ходит с этой сумкой, в которой в любую погоду лежит либо дубленка, либо куртка».
Подключился и Следственный комитет. Следственным отделом по Ленинскому району города Екатеринбурга СК России по Свердловской области организовано проведение доследственной проверки.
В ходе проверки следователями Следственного комитета и сотрудниками полиции проводится комплекс мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств инцидента. Выясняются данные о личности как малолетней девочки, так и женщины, которая, согласно публикациям СМИ, ненадлежаще обращалась с ребенком, говорится в сообщении ведомства.
«Я дам поручение провести расследование, – заявил газете ВЗГЛЯД уполномоченный по правам ребенка при президенте Павел Астахов. – Из всех форм жестокого обращения одна из самых жестоких – когда детей привязывают, когда ребенка почти приравнивают к животным. И это ничем не оправданно. Мы боремся и со связыванием, и с привязыванием детей. Это не должно вызывать каких-то усмешек или спекуляций».
«К сожалению, такие случаи бывают, жестокость даже у родителей проявляется. Не говоря уже о персонале, который занимается тяжелыми детьми и связывает их, чтобы себе облегчить жизнь. Это, конечно, надо сурово наказывать», – добавил Астахов.
Он вспомнил про мальчика-«маугли», которого нашли в Нижнем Новгороде в 2010 году. «Он был на железной цепи, у него нога была закована в кандалы. Тогда ему было 13 лет, он не разговаривал. Сейчас он учится в коррекционном интернате, его уже научили говорить, читать. У меня, между прочим, его фотография на рабочем компьютере стоит как напоминание», – рассказал детский омбудсмен.
При этом Астахов констатировал, что в целом в последние годы число правонарушений в отношении несовершеннолетних сокращается. «Несмотря на экономические трудности, ни одну социальную программу по поддержке сирот, детишек-инвалидов, многодетных и приемных семей мы не сократили, – заявил он. – Число детей в детских домах стало сокращаться, отказов на детей стало в полтора раза меньше. Случаев жестокого обращения тоже стало меньше – было около 5 тыс. в год, а сейчас около 2,7 тыс. Нравы смягчаются за счет информационной работы, пропаганды и серьезной социальной работы. Конечно, все отнюдь не идеально, страшные преступления против детей происходят, хотя и их становится меньше. Если в 2010–2011 годах мы фиксировали рост, то сейчас идет снижение. Сокращается и число преступлений, совершаемых несовершеннолетними».
Пока неизвестно, к какому выводу придут компетентные органы относительно этой истории, однако случаи, когда детей водят на поводках или привязывают (приковывают), не так уж и редки.
Буквально накануне в Орловской области был оглашен приговор 47-летнему уроженцу Казахстана Николаю Кралину и его 38-летней сожительнице Ольге Лучиной. В прошлом году в ее доме были обнаружены прикованные к стене дети – шестилетний и четырехлетний мальчики. «Установлено, что в 2014 году Кралин и Лучина причиняли своим сыновьям 2008 и 2010 года рождения физические и психические страдания путем систематического нанесения побоев. Также они ежедневно привязывали детей веревками и металлическими цепями за ногу, шею к стене и к кровати», – говорится в сообщении областной прокуратуры.
Оба фигуранта дела получили по четыре года колонии по ст. 117 УК РФ «Истязание, совершенное группой лиц в отношении двух несовершеннолетних, заведомо для виновного находящихся в беспомощном состоянии, с применением пытки».
В начале июля сообщалось о жительнице Волгограда, посадившей сына на цепь и приковавшей его к батарее, – как она оправдывалась, в «воспитательных целях». Как выяснилось, женщина делала это регулярно, чтобы мальчик не убегал из дома. Прокуратура направила в суд уголовное дело по п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ «Истязание несовершеннолетнего», сообщает местное издание «Кривое зеркало».
В июне в Томской области завершилось следствие в отношении супругов, которые регулярно наносили побои своей девятилетней дочери-инвалиду и связывали ей цепью или веревкой ноги, сообщает НИА «Томск».
В том же месяце в Ростове-на-Дону было возбуждено уголовное дело в отношении 25-летней местной жительницы, которая привязывала троих своих детей, самому старшему из которых четыре года, веревками и цепями к кровати и ставила им на пол миски с едой и водой. На допросе она объясняла, что ей просто не с кем было оставить детей, а после допроса скрылась.
В декабре прошлого года в Хабаровске всем городом искали женщину, выгуливавшую ребенку с накинутым на его шею поводком. Их фотографии распространились по всем группам и сообществам города. Местные жители даже вычислили район и двор, где было сделано фото, и разговаривали о том, чтобы найти женщину и «вправить ей мозги», сообщает AmurMedia.
Периодически в Сети возникают обсуждения фото- и видеосъемок из разных городов России, где детей держат на веревке, привязанной не к шее, а к телу. Многие не видят ничего плохого, говоря, что это специальные вожжи, чтобы ребенок учился ходить.
Детский психолог Антон Сорин заявил газете ВЗГЛЯД, что использовать такое приспособление хоть в какой-то степени может быть оправданно лишь до полутора лет, и то это очень спорно – лично он выступает против этого. Во всех остальных случаях привязывание ребенка не может быть оправданно ничем. «Если ребенку больше двух лет, никакой аргументации быть не может, это просто издевательство как есть», – сказал он.
Никакой «игры» он в поведении девочки в Екатеринбурге не увидел. «Ребенок на любую ситуацию реагирует значительно острее. Взрослый человек может абстрагироваться от игры в пользу реальности, в отличие от ребенка доподросткового возраста. Может ли это сделать эта девочка, я очень сомневаюсь. В какой степени эта девочка воспринимает игру не чем-то более реальным, чем то, что мы считаем реальностью? И кроме того, игра, какая бы она ни была, предполагает наличие определенного количества сверстников, которые договариваются о правилах. Взрослый человек может играть с ребенком, но он играет по правилам ребенка. А в данном случае – по такой системе можно педофилию считать игровым поведением», – сказал психолог.
Сорин подчеркнул, что любое привязывание наносит большой вред личности человека, что может потом сказаться в его взрослой жизни. «Такой ребенок никогда не будет воспринимать себя как существо компетентное, автономное и способное к самостоятельным поступкам и решениям. Это подавляет его инициативу. Я подчеркну, ребенок способен влиять на свою жизнь и как-то ее регулировать начиная с очень ранних лет, это не то, что должно появиться в его жизни в 15 или в 5 лет, а то, что должно быть практически с рождения. Если мы его привязываем или приковываем, мы лишаем его естественной возможности проявлять свою спонтанность. А это ведет к большому количеству серьезных нарушений. Потому что ребенок, спонтанность которого скованна, никогда не будет доверять себе. Мы получим человека внушаемого, склонного к зависимому поведению, виктимному поведению», – заключил психолог.