Напомним, одной из основных версий крушения Boeing 777 было мнение, что он сбит ракетой зенитного ракетного комплекса «Бук-М1». Либо попавшего в ходе боестолкновений с украинской армией к ополченцам, либо непосредственно принадлежащего украинским военным. Минобороны России приводит данные радиоперехвата, неоспоримо свидетельствующие, что в тот злополучный день украинские силы ПВО вблизи Донецка были приведены в полную боевую готовность.
В момент максимального подлета к цели в БЧ производится подрыв заряда, и пучок стержней на почти космической скорости устремляется к цели
Так, в течение 17 июля фиксировалась работа радиолокационной станции 9с18 «Купол» батареи ЗРК «Бук-М1», дислоцированной в районе населенного пункта Стыла, в 30 км южнее Донецка. В министерстве подчеркнули, что технические особенности комплекса ПВО «Бук-М1» позволяют обмениваться информацией о воздушных целях между батареями одного дивизиона. Таким образом, пуск ракет также мог быть осуществлен со всех батарей, дислоцированных в населенном пункте Авдеевка, в 8 км севернее Донецка, или в Грузско-Зарянском, в 25 км восточнее Донецка, резюмировали в военном ведомстве.
На сегодняшний день в интернет попали фотографии уже непосредственно с места падения самолета. На их основании можно предположить, что по лайнеру стрелял не «Бук», а те самые «неопознанные» два истребителя, о которых в своем блоге написал «испанский» диспетчер из аэропорта Борисполь Киева.
«В зенитных ракетах применяются специальные боевые части, – объяснил газете ВЗГЛЯД один из создателей комплекса «Бук». – Так что по обломкам самолета легко определить, какой именно ракетой он был сбит».
Например, в комплексе «Бук» используются зенитные управляемые ракеты 9М38М1. Их скорость – 850 метров в секунду, боевая часть – массой 70 кг. В ней находятся металлические шарики, которые при дистанционном подрыве БЧ в районе цели создают плотное облако несущихся на большой скорости осколков.
«При поражении такой БЧ самолета в его корпусе образуется масса различных отверстий, – говорит конструктор. – В фюзеляже они могут быть маленькими, если попали в топливные баки, то огромными, если в двигатель, то от него вообще ничего не остается, так как осколки «вышибают» все турбинные лопатки».
Судя по поврежденным останкам Boeing 777, эксперт делает вывод, что по самолету стреляли авиационными ракетами. В их боевых частях не шарики, а пучок заостренных стержней, иногда сваренных между собой, иногда нет. За установленным пучком стержней установлен вышибной заряд – это и есть «осколочно-стержневая боевая часть». В момент максимального подлета к цели в БЧ производится подрыв заряда, и пучок стержней на почти космической скорости устремляется к цели.
МиГ-29 ведет огонь ракетой Р-27 (фото: wikipedia.org/ВВС США) |
При попадании такой стержень на одной только кинетике способен пробить самолет насквозь почти в любой плоскости, при этом разрушая внутреннюю структуру летательного аппарата, разнося вдребезги бортовое оборудование. Скорость стержня такова, что он может перебить надвое даже титановый лонжерон. И если непосредственно в цель попадет 2–3% этих стержней, самолет обречен: стоит сделать летящему на скорости самолету в 900 км в час дырку в крыле или фюзеляже, просто пробить обшивку, как чудовищным набегающим воздушным потоком поврежденное крыло разрушится до самого лонжерона меньше чем за минуту.
Подобные боевые части стоят на двух типах ракет – Р-73 и Р-27. На первой ее масса составляет 7,4, на второй – 40 кг. Ракеты входят в штатное вооружение истребителей МиГ-29 и Су-27. Обе машины принимают активное участие в проводимой украинскими войсками антитеррористической операции на Юго-Востоке страны. Конструктор ЗРК «Бук» уверен, что на появившихся в интернете фотографиях видны именно повреждения обшивки, характерные для осколочно-стержневой, а не осколочно-фугасной боевой части, как у ЗРК «Бук».
Эти фотографии делают сообщение загадочного «испанского» диспетчера о том, что Boeing 777 сопровождали два украинских истребителя (у ополчения нет такой техники), и его предположение, что именно после «визита» этих машин пассажирский лайнер исчез с экранов радара, менее неправдоподобными. В этой ситуации становится совсем уже реальной версия Росавиации, заявившей, что нападение на малайзийский Boeing могло быть попыткой сбить самолет президента России Владимира Путина, возвращавшегося из Латинской Америки, так как их маршруты пересекались, а цвета фюзеляжа двух самолетов очень похожи.
За эту версию говорит тот факт, что в районе предполагаемого пролета двух самолетов украинские военные заблаговременно развернули батарею зенитных-ракетных комплексов «Бук». Поставили их на боевое дежурство, о чем свидетельствуют данные радиоперехвата российских военных. Подняли в воздух два истребителя. И это притом что у ополчения нет авиационных средств нападения. Но случилось непредвиденное, летчики украинских ВВС оказались неспособны отличить по внешнему виду малайзийский Boeing 777 от российского Ил-96.
Поверить в это очень легко, хотя бы потому, что в 2001 году расчет украинского зенитного ракетного комплекса С-200В с легкостью идентифицировал российский пассажирский Ту-154 как ракету-мишень. Хотя на показаниях локатора цели не равнозначны и по размеру метки, и по скорости полета. Про подготовку пилотов ВВС тоже доброго слова не скажешь. Бомбежки городов и населенных пунктов Юго-Востока Украины показали крайне низкий уровень подготовки летного состава ВВС. Об этом говорят и цифры боевых потерь вертолетов и самолетов.