Русская православная церковь во вторник осудила попытку части православной общины Абхазии создать независимую Абхазскую церковь. До сих пор, напомним, официально абхазская епархия принадлежит, с точки зрения Московского патриархата, к Грузинской православной церкви. Однако фактически еще с начала 1990-х годов здешние приходы не подчиняются Тбилиси и ориентируются в своей деятельности на Москву.
Хотя сама Россия признала суверенитет Абхазии еще в августе 2008 года, РПЦ аналогичное решение относительно православной общины республики принять отказывается. При этом РПЦ и ее глава патриарх Кирилл по-прежнему поддерживают тесные отношения с католикосом Грузии Ильей Вторым.
#{smallinfographicleft=321836}Считается, что РПЦ связана в своих действиях угрозами со стороны других раскольников, создавших на территории бывшего Советского Союза не зависимые от Москвы церкви. Например, в Эстонии и на Украине. Грузинская церковь до сих пор была прочным союзником РПЦ и никогда не признавала раскол, однако в случае ссоры с Москвой позиция Ильи Второго может измениться. В ответ на признание независимости церкви в Абхазии католикос может признать раскольников на Украине и призвать к тому же и патриарха в Константинополе.
Во вторник замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов заявил, что создание Абхазской митрополии нелегитимно с церковной точки зрения и не способствует урегулированию положения верующих в республике.
Так он прокомментировал собрание в монастыре святого Симона Кананита в Новом Афоне, прошедшее в воскресенье, на котором около 1,5 тысячи священников объявили о создании «Совета Абхазской митрополии», который призван быть действующим органом управления «Священной митрополии Абхазии» (с кафедрой в Новом Афоне) до решения вопроса о каноническом статусе Православной церкви в Абхазии и образования полноценных институтов ее управления,
Председателем новой структуры избрали заштатного клирика РПЦ иеромонаха Дорофея (Дбара). Он учился в московских духовных школах, был рукоположен в священный сан в Майкопской епархии РПЦ, а затем уехал учиться в Грецию, где стал архимандритом. Но решение о его возведении в этот сан было принято митрополитом Гуменисским (Элладской православной церкви) без ведома Московского патриархата и, соответственно, не имеет силы за пределами греческой епархии.
Отец Виссарион (Аплиа) |
О том, как смотрят духовные власти в самой Абхазии на ситуацию, газете ВЗГЛЯД рассказал и. о. управляющего Сухумо-Пицундской епархией иерей Виссарион (Аплиа), который в последние годы руководит жизнью православной общины в республике.
ВЗГЛЯД: Отец Виссарион, чем вызвано решение абхазских монахов именно сейчас создать собственную митрополию? Правда ли, что повод был случайным – ссора в монастыре с посланцем из Москвы?
Виссарион Аплиа: Никакой ссоры не было. Собрание в Новоафонском монастыре – это просто проявление бесчинства молодых монахов, не имеющих отношения ни к чему православному, в них нет ничего ни монашеского, ни монастырского. То, что там устроили, было похоже на собрание комсомольцев, даже на партийное собрание не тянет.
Причина – это карьеризм, монашеское тщеславие. Они нарушают православные правила и каноны. И архимандрит Дорофей Дбар, и иеромонах Андрей Ампар, рукоположенные в сан иеромонахов в Майкопской епархии, не состоят в РПЦ. Один запрещенный, другой – отстраненный. Это группа людей, которые именем народа собрались и сделали неподобающие заявления.
ВЗГЛЯД: Тем не менее на собрании присутствовало более 1,5 тыс. человек. Значит, поддержка у раскольников среди верующих все-таки есть...
В.А.: Никакого раскола в среде верующих нет. Там собрались миряне, а не верующие. Около 600 человек. Есть информация, что оказавшиеся в храме на самом деле приехали туда не на собрание, а на экскурсию. Это были туристы, которые жили неподалеку в санаториях. Обманным путем у них собрали подписи за создание некоего нового церковного института на территории республики.
Ни одна поместная православная церковь в мире никогда не признает это сборище самозванцев. Такого не бывает. Во Вселенской православной церкви есть определенные послушания, благословения. Раскольники не имеют ничего этого. В качестве санкций за акт непослушания они должны быть запрещены.
ВЗГЛЯД: Кто теоретически может признать независимость возглавляемой вами Абхазской церкви? В вашей пастве многие ссылаются на поддержку Константинополя...
В.А.: Абхазская церковь была независимой до 1795 года. Два года назад мы официально объявили независимость от Грузинской православной церкви. Под этим документом, кстати, стоят подписи монахов, которые сейчас говорят о необходимости создания так называемой Абхазской митрополии с центром в Новом Афоне, которая, по их словам, будет преобразовываться в Абхазскую православную церковь.
Речь идет не о независимости Абхазской церкви так таковой, поскольку она уже признана, а о ее переводе под крыло Константинополя. Они утверждают, что получат автокефалию либо от греков, либо через благословение грузинского патриарха.
Что касается РПЦ, то она помогает нам в нашем восстановлении. Мы получили духовное окормление от Московского патриархата в связи с тем, что мы не обращаемся к грузинскому патриарху.
Нам дорога поддержка РПЦ, а раскольники хотят оторвать нас от духовного окормления Московского патриархата. А это полностью противоречит чаяниям абхазского народа. Никакой независимой от РПЦ абхазской церкви быть не может. Это домыслы отщепенцев.
ВЗГЛЯД: Насколько политически важно для Грузии сохранить абхазскую церковь в орбите своего влияния?
В.А.: Абхазская церковь составляет значительную часть православного мира, поэтому грузины будут пытаться сохранить свое влияние. Мы ощущаем агрессию не столько от Грузии, сколько от Америки и Европы, сил НАТО, а также через Турцию. Поэтому мы имеем союз с Россией, и другого союза у нас быть не может.
Исторически Абхазская церковь долгое время была подчинена Грузинской православной церкви. После войны в Абхазии 1992 года мы официально прекратили всякую связь – и духовную, и политическую, и даже соседскую. Мы не поддерживаем отношения с грузинами. И общаться не собираемся, если они не признают нашу независимость.
ВЗГЛЯД: Абхазская церковь может твердо встать на ноги только при поддержке РПЦ. О какой поддержке идет речь? Неофициально, например, финансово РПЦ поддерживает Абхазскую церковь?
В.А.: Абхазская церковь находится на стадии восстановления. Мы ее создаем фактически заново, она была разрушена. В этом строительстве нам духовно помогает московский патриарх. Это происходит по моей личной просьбе. Ни о какой финансовой поддержке речь не идет.
ВЗГЛЯД: Эксперты уверены, что создание новой митрополии в Абхазии, о котором было объявлено в конце прошлой недели, только усложнит решение абхазского церковного вопроса. Почему РПЦ опасается того, что Грузинская церковь в ответ признает, например, раскольников на Украине?
В.А.: С Россией в этом смысле мы имеем общих врагов в лице грузин и греков. Мы не хотим с той стороны иметь какое-то взаиморазрушение. Украинские раскольники постоянно обращаются в греческую церковь за признанием о независимости. Если Россия признает независимость Абхазской церкви, в ответ Грузия может попросить то же самое в отношении Украины. И Константинополь согласится.