Не приняли идеологию
Кавказские народы, по-моему, не приняли эту крайне экстремистскую идеологию
Глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин рассказал о расследовании самых крупных терактов, произошедших за последнее время.
Он сообщил, что в деле о взрыве в Пятигорске следствие рассматривает несколько версий. «Первоначальная – это теракт. Но мы не исключаем и другие: криминальные бизнес-разборки и даже результат конкурентной борьбы накануне предстоящих выборов мэра города. Имеется след, который дает надежду раскрыть преступление», – сообщил Бастрыкин в интервью «Российской газете».
В целом, по мнению главы СКП, на Северном Кавказе «тема ваххабизма уходит».
«Все-таки кавказские народы, по-моему, не приняли эту крайне экстремистскую идеологию. И представляется, что под маркой терактов стали греметь взрывы, имеющие характер экономических разбоев. В частности, к такому выводу приводит расследование ряда преступлений в Дагестане», – отметил он.
Глава СКП отметил неудовлетворительное исполнение своих обязанностей сотрудниками правоохранительных органов и не исключил, что взрыв в Пятигорске можно было предотвратить. «Я специально выезжал туда, был на месте взрыва. Страшное зрелище – преступники выбрали центр города, пешеходную зону, где люди собираются отдыхать, где всегда много туристов. И первое, что бросилось в глаза: там установлен запретительный знак «Остановка и стоянка машин запрещена». Тем не менее именно там остановилась машина с бомбой. Если бы сотрудники ГАИ выполнили свои элементарные обязанности, подошли и проверили автомобиль, может быть, взрыв можно было предотвратить», – сказал он.
Бастрыкин рассказал также о ходе расследования терактов, совершенных в марте в московском метро.
«Уголовные дела по фактам взрывов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» еще расследуются. Были установлены террористки-смертницы: 28-летняя Марьям Шарипова и Джаннет Абдуллаева, ей было 18 лет. Обе родом из Дагестана, обе состояли в гражданском браке с террористами, которые были уничтожены в ходе контртеррористических операций.
Следствие установило и личность мужчины, который сопровождал Шарипову, сейчас принимаются меры к его задержанию. А Абдуллаеву до автобуса провожал Дауд Магомедов, террорист-смертник, совершивший самоподрыв в городе Кизляре весной этого года. По дороге в Москву, а также и непосредственно при совершении взрыва в метро действия Абдуллаевой контролировал 37-летний Али Исагаджиев, он был уничтожен в апреле при нападении на сотрудников ФСБ», – сообщил глава СКП.
По его словам, анализ собранных по уголовному делу доказательств дает достаточные основания утверждать, что теракты, совершенные в нынешнем году в Москве и Кизляре, были спланированы, подготовлены и совершены членами бандформирования, которое возглавлял уничтоженный недавно в ходе спецоперации главарь дагестанского бандподполья Магомедали Вагабов.
«Он обвиняется в нескольких десятках вооруженных нападений на сотрудников правоохранительных органов, многие из них были убиты. Поэтому совсем неслучайно было организовано постоянное преследование Вагабова. В конце концов он получил по заслугам. Сейчас следствием предпринимаются все необходимые меры к установлению местонахождения и задержанию конкретных организаторов этих преступлений, их исполнителей и пособников», – сказал Бастрыкин.
Ущербные выплаты
Председатель Следственного комитета затронул и другую тему, сообщив о разработанном в ведомстве законопроекте по защите прав потерпевших от преступлений. Он подчеркнул, что до 30% взрослого населения ежегодно подвергаются преступным посягательствам.
«Действующее уголовное законодательство предусматривает такие правовые формы возмещения вреда, как, например, добровольное возмещение имущественного и морального ущерба. Но этого, как вы понимаете, явно недостаточно, если виновник не хочет или не может компенсировать ущерб. Причина – в неурегулированности статуса потерпевшего», – отметил Бастрыкин.
Урегулировать этот статус, по его словам, должен законопроект «О потерпевших от преступлений», разработанный в Следственном комитете. В соответствии с документом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Для этого должен быть учрежден Национальный компенсационный фонд, которым будет управлять непосредственно правительство РФ. Фонд должен финансироваться за счет конфискованных денежных средств, полученных преступным путем, а также взимаемых штрафов, реализации арестованного имущества должников и из федерального бюджета, рассказал глава СКП.
«При этом нами учтено, что несовершеннолетние потерпевшие должны обладать дополнительными процессуальными гарантиями и мерами защиты. В связи с этим отдельная глава законопроекта посвящена особенностям защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, потерпевших от преступлений», – подчеркнул Бастрыкин.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в конце прошлого года президент Дмитрий Медведев поручил Министерству юстиции разработать законопроект о компенсациях гражданам, пострадавшим от терактов. Министр юстиции Александр Коновалов потом отчитался: при подготовке этого документа Россия будет ориентироваться на опыт Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
По словам Коновалова, первая редакция единого законопроекта сегодня проходит рассмотрение в ряде ведомств. Наиболее сложные переговоры, как говорит министр юстиции, проходят с Министерством финансов РФ.