Генпрокуратура РФ объявила о результатах проверки ситуации с Ленинградским шоссе, где в конце июня произошел транспортный коллапс. По заключению надзорного ведомства, за многокилометровую пробку, ставшую причиной опоздания тысяч пассажиров аэропорта Шереметьево, ответственность несут чиновники Росавтодора и московской администрации.
#{image=409942}«Прокуратурой Москвы 26 июля мэру Москвы внесено представление, которое в настоящее время находится на рассмотрении», – заявил «Интерфаксу» начальник отдела по надзору за исполнением законов о безопасности дорожного движения Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ Александр Русецкий.
«При введении ограничения движения в полном объеме не были предусмотрены мероприятия по установке информационно-указательных дорожных знаков, информированию участников дорожного движения о возможных маршрутах объезда», – отметил он.
Он сообщил, что по итогам прокурорской проверки было установлено, что правительством Москвы 11 марта 2010 года издано распоряжение о временном запрете движения грузового транспорта по названному путепроводу. Временный запрет на движение грузового транспорта предполагалось ввести с 1 апреля, однако фактически запрет был введен спустя более двух месяцев – 26 июня этого года.
В нарушение требований законодательства об автомобильных дорогах, при временном ограничении движения «органами государственной власти Москвы была нарушена процедура принятия подобных решений».
Русецкий сказал, что «до сих пор отсутствует согласованная со всеми заинтересованными органами и лицами схема организации движения».
Это, считают в надзорном ведомстве, и привело к образованию транспортных заторов и многочисленным нарушениям прав граждан, опоздавших на самолеты, вылетающие из международного аэропорта Шереметьево.
По мнению Русецкого, если бы органы власти Москвы своевременно проинформировали население и уполномоченные органы о планируемых мероприятиях по ограничению движения, то заторов можно было бы избежать. Более того, подчеркнул он, есть международный и отечественный опыт использования автодорожных временных мостов, которые возводятся в короткие сроки при строительстве новых и восстановлении разрушенных мостов на автомобильных дорогах.
Перед началом ремонтных работ устанавливается временный мост, по которому и пускают движение транспорта. Только после того как обеспечено альтернативное движение, аварийный мост закрывается на ремонт. А после окончания ремонтных работ временный мост разбирается, перевозится на другой участок, где требуется проведение ремонтных работ.
«Перед началом ремонтных работ власти города временный мост устанавливать не стали, а просто ограничили движение транспорта, сократив проезжую часть до двух полос. Это и стало причиной множественных автомобильных заторов», – заявил Русецкий.
#{image=409946}Он сообщил, что в представлении, в том числе, предложено рассмотреть вопрос об использовании временного мостового перехода на период ремонтных работ на 24-м километре Ленинградского шоссе.
Представитель прокуратуры отметил, что автомобильный путепровод, ремонт которого привел к коллапсу, перешел в собственность города незаконно.
По его словам, «в нарушение законодательства о разграничении государственной собственности, предусматривающего, что федеральные автомобильные дороги общего пользования относятся исключительно к федеральной собственности, в 2007 году на указанный путепровод было зарегистрировано право собственности Москвы».
Вопреки федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», распоряжением департамента имущества города Москвы участок автомобильной дороги с 17 по 29 км Ленинградского шоссе принят в собственность города Москвы как движимое имущество – «асфальтобетонное покрытие и элементы обустройства». Однако автомобильная дорога является недвижимым имуществом и именно как дорога должна называться и учитываться, пояснил Русецкий.
#{image=409944}Представитель надзорного ведомства рассказал также, что столичные власти в период эксплуатации путепровода не приняли достаточных мер по обеспечению сохранности и поддержанию удовлетворительного технического состояния путепровода.
«Путепровод является аварийным с 2002 года и не обеспечивает безопасность движения автотранспорта и поездов. Прокурорские проверки показали, что, несмотря на проведенные в 2007 году ремонтные работы, имевшиеся недостатки, а именно разрушение основных несущих железобетонных конструкций и асфальтобетонного покрытия, полностью устранены не были», – сказал Русецкий.
Он привел заключение ГУП «Гормост», в котором говорится, что «несущие элементы опор и пролетных строений сооружения находятся в аварийном состоянии, их износ составляет до 70%».
«Названные нарушения закона стали возможны, в том числе, из-за бездействия должностных лиц Росавтодора, что привело к неправомерному изъятию собственности Российской Федерации, не обеспечило сохранность федерального имущества и поддержание удовлетворительного технического состояния участка автомобильной дороги федерального значения», – заявил Русецкий.
В связи с этим Генпрокуратурой руководителю Федерального дорожного агентства 3 августа внесено представление.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 26 июня по постановлению московского правительства из-за проведения ремонтных работ был частично перекрыт участок на 24-м километре Ленинградского шоссе для начала ремонта путепровода. Для движения машин оставлено лишь по одной полосе вместо трех в каждую сторону. Движение грузового транспорта было запрещено.
Одновременно был закрыт съезд в направлении МКАД с Международного шоссе, идущего от аэропорта. В результате образовались многокилометровые пробки, которые парализовали не только Ленинградское шоссе, но и все пути объезда – Дмитровку, Новую Ригу, а также дороги, идущие через Куркино и Старбеево.
Заложниками этой ситуации также стали жители городов ближайшего Подмосковья – Химок, Лобни, Долгопрудного, Старбеево. Кроме того, для пассажиров Шереметьево автодорога стала фактически недоступна, поскольку в пробке можно было простоять порядка пяти часов. В период отпусков пассажиропоток Шереметьево составляет 70 тыс. человек в день.
Генеральный директор аэропорта Шереметьево Михаил Василенко в своем блоге обвинил правительство Москвы и лично мэра города Юрия Лужкова в том, что гигантская пробка была спровоцирована злонамеренно. По мнению Василенко, ремонт моста, создавший транспортный коллапс на севере Москвы, был специально организован городскими властями с целью создания конкурентных преимуществ для аэропорта Внуково.
По данным компании «Аэрофлот», только в течение одного дня из-за возникших пробок авиаперевозчик потерял 700 тыс. евро. «У нас 1,3 тыс. человек опоздали на самолет. Мы им вернули 75% стоимости авиабилетов», – сказал замгендиректора компании «Аэрофлот» по коммерции Андрей Колмыков.