Немецкая таможня пресекла попытку перевозки через территорию России груза, предназначенного для строительства АЭС в иранском Бушере, сообщает Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
Основные компоненты для станции в Бушере были поставлены 4-5 лет назад. Поэтому я вполне допускаю, что это может быть еще и некая провокация
По данным Israel News, подозреваемые в незаконной транспортировке этого груза граждане Германии задержаны.
Среди компонентов, закупленных более месяца назад на территории Германии, значились такие, которые правилами Европейского союза запрещены к перевозке без специальной лицензии – по той причине, что они могут быть использованы как часть атомного реактора. Впрочем, эти материалы могут быть использованы и в других, не связанных с ядерными технологиями целях, уточнили источники газеты. Таким образом, речь идет о неких товарах, которые в западных странах называют технологиями «двойного назначения».
Число задержанных немцев и характер перевозимых компонентов, а также другие подробности инцидента не сообщаются. Пресс-секретарь германского МИДа отказался отвечать на вопросы журналистов о произошедшем. Представитель России в ООН также не прокомментировал ни одного аспекта произошедшего, подчеркивает Wall Street Journal.
Отметим, что официального подтверждения этой информации до сих пор нет.
Так называемые реакторы на легкой воде, которые используются на бушерской АЭС, считаются более безопасными с точки зрения возможности производства ядерного топлива, в отличие от реакторов обычного типа, отходы от выработки энергии на котором содержат большое количество высокообогащенного плутония. Однако в Европейском союзе действуют также внутренние директивы по осуществлению мер против Ирана, которые идут несколько дальше, чем санкции ООН. ЕС считает опасным передавать в руки Ирана даже такие технологии, которые используются на бушерской АЭС. Именно нарушение таких правил и стало основанием для ареста в Германии, сообщил на условиях анонимности европейский дипломат в интервью Reuters.
«Возможно, продажа этих компонентов разрешена в соответствии с резолюциями Совбеза ООН, но она запрещена в соответствии с нормами ЕС, − сказал он. − Может быть, России не было известно об этом».
По словам источников в дипломатических кругах, российские дипломаты крайне негативно отреагировали на это известие, заявив, что международное сообщество не запрещало России помогать Ирану в строительстве АЭС в Бушере. Действующие санкции ООН против Ирана не запрещают ни строительство этого реактора на легкой воде, ни поставку материалов и технологий для такого строительства.
По мнению эксперта по ядерной безопасности Дэвида Олбрайта, бывшего инспектора ООН по вооружениям и нынешнего главы Института научной и международной безопасности, Германия, вероятно, пытается таким образом передать сообщение России, что та должна быть более агрессивной в осуществлении санкций ООН против Тегерана. «Может быть, Германию не устраивает нежелание России обеспечивать строгое соблюдение санкций в отношении технологий двойного назначения, когда речь касается Ирана», − сказал Олбрайт, слова которого приводит Mignews.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок не считает, что таким образом Запад пытается надавить на Россию по поводу ее отношения к заключенному 17 мая без участия ЕС и США соглашению между Ираном, Турцией и Бразилией. Напомним, согласно этому документу Тегеран обязался передавать свой уран для обогащения Бразилии при посредничестве Анкары.
«И Россия, и Китай уже поддержали проект резолюции Совета безопасности ООН по соглашению от 17 мая, поэтому ни о каком давлении на Россию по этому решению речи идти не может», − сказал Цыганок в интервью газете ВЗГЛЯД.
Сроки могут не только сдвинуться – реактор в Бушере вообще могут не запустить
Вместе с тем, по его мнению, возможное давление на позицию Москвы может иметь место, но в этом случае оно, скорее всего, связано с далеко идущими целями Запада в отношении Ирана. «Действительно, пытаются создать какие-то препятствия для того, чтобы Россия своевременно поддержала санкции, ограничивающие производственные мощности (иранских ядерных установок)», − сказал эксперт.
То, что задержанные немцы могли транспортировать какие-то существенные для АЭС в Бушере компоненты, представляется Цыганкову крайне сомнительным: «Дело в том, что основные компоненты для станции в Бушере были поставлены четыре−пять лет назад. Поэтому я вполне допускаю, что это может быть еще и некая провокация в отношении нашей атомной промышленности», − сказал он. В этой связи задержание некоего груза в Германии никак не может повлиять на сроки запуска первой иранской АЭС, намеченного на август этого года.
С российским экспертом, однако, не согласен венгерский атомный инженер Аладар Столмар − один из первых операторов АЭС в Паксе, получивший образование в Москве: «Сроки могут не только сдвинуться – реактор в Бушере вообще могут не запустить», − сказал Столмар в интервью газете ВЗГЛЯД.
Отметив крайнюю скудность информации о произошедшем в Германии задержании, Столмар поделился своей версией относительно возможных причин таких действий немецкой таможни. «У разных компонентов разная степень важности. В Европе существуют опасения, что там могли быть и компоненты, позволяющие обогащать уран до уровня, когда его можно использовать в военных целях, − отметил Столмар. − Все подозрения в отношении Ирана в попытке приобрести такие технологии могли бы запросто рассеяться, если бы эта страна согласилась передать процесс обогащения всего урана под международный контроль».
Отвечая на вопрос о том, почему России могло понадобиться закупать компоненты для электростанции, строящейся по сугубо российскому проекту, за рубежом, Столмар сообщил: «Ни одна страна не может производить абсолютно все компоненты для АЭC, так никогда не было. Для нашей АЭС в Паксе (1983 года постройки – прим. ред.) мы закупили много оборудования, изготовленного по спецификации СССР в Германии, Канаде и Швеции. Известно, что в некоторых компонентах, изготовлявшихся в СССР, использовались материалы из Японии. Так что атомные технологии – поистине международные».
Чуть более оптимистичный взгляд на то, как инцидент может сказаться на сроках запуска АЭС, у инженера-атомщика из Палм-Бич (Флорида) Роберта Марголиса. Он сообщил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что, по его данным, первый блок атомной электростанции в Бушере уже проходил функциональное тестирование – это значит, он запускался с рабочими температурой и давлением, однако без топлива в реакторе.
По его словам, из-за того, что не ясно, какие именно компоненты были задержаны, нельзя сказать, насколько инцидент в Германии может повлиять на изменение сроков ввода АЭС в эксплуатацию. Однако «в случае, если задержанное оборудование включало в себя контрольно-измерительную аппаратуру или другое вспомогательное оборудование, необходимое для первоначальной загрузки мощностей, тогда отсутствие такого оборудования может отсрочить загрузку топлива, а следовательно, и рабочее тестирование реактора», − сказал Марголис.
Напомним, ряд стран Евросоюза, США и Израиль крайне негативно относятся к строительству первой иранской АЭС в Бушере как к части ядерной программы Ирана, подозревая исламскую республику в попытках создать ядерное оружие. Власти Ирана эти обвинения категорически отрицают, ссылаясь на то, что как действующие малые реакторы и другие ядерные объекты, так и строящаяся АЭС нужны стране лишь для медицинских целей и выработки электроэнергии.