В пятницу был оглашен приговор последним трем из восьми обвиняемых по делу о «милицейской зачистке» в Благовещенске.
Были доказаны все факты: незаконные задержания, физическое насилие и дактилоскопирование
Экс-начальник благовещенского городского РОВД Ильдар Рамазанов получил 5,5 лет лишения свободы, его заместитель Олег Мирзин – четыре года, а заместитель командира первой оперативной роты ОМОН МВД Башкирии Олег Соколов – 4,5 года заключения. Все – условно, передает РИА «Новости». Все они также лишены права занимать руководящие должности в течение трех лет.
Это меньше, чем требовало обвинение, которое хотело назначить для Ильдара Рамазанова семь лет лишения свободы, Олега Соколова – шесть лет, а для Олега Мирзина – четыре года реального срока, уточнила помощник республиканского прокурора Лариса Кучина.
Отметим, что оглашение приговора изначально было назначено на 19 февраля, затем его перенесли на 2 марта, а огласили в итоге только в пятницу. Суд объясняет это большим объемом документов уголовного дела и значительным числом пострадавших и свидетелей.
Напомним, масштабная «профилактическая спецоперация по борьбе с уличной преступностью» проходила с 10-го по 13 декабря 2004 года. Милиционеры объясняли ее необходимость тем, что группа пьяных местных жителей избила сотрудников милиции.
В рамках «зачистки» в город был введен отряд ОМОНа, людей хватали прямо на улице, отвозили в отделение милиции и избивали. Пострадавшими по делу признан 341 человек.
Расследование самоуправства милиционеров длилось пять лет. «Были доказаны все факты: незаконные задержания, физическое насилие и дактилоскопирование – словом, все, что является нарушением прав граждан», – приводит «Вести.Ру» слова следователя по особо важным делам следственного отдела СКП Республики Башкортостан Дениса Ибрагимова.
В итоге на скамье подсудимых по обвинению в превышении полномочий оказались восемь сотрудников милиции, пятерых из них приговорили к условным срокам ранее, а в пятницу рассматривались дела последних трех обвиняемых. Санкции по 286-й статье предусматривают максимальное наказание до 10 лет лишения свободы, но ни один не получил даже минимального реального срока.
Сами потерпевшие уже не хотят являться на процесс, все устали от этого дела. Поэтому наши усилия бессмысленны
«Мы не удовлетворены таким приговором, потому что данные сотрудники руководили массовым жестоким обращением с гражданами. Бывший начальник РОВД непосредственно руководил так называемой профилактической операцией и создал фильтрационный пункт, командир роты ОМОНа руководил бойцами, заместитель начальника РОВД, начальник милиции общественной безопасности выносил постановления о привлечении граждан к административной ответственности», – пояснил газете ВЗГЛЯД Владислав Садыков, руководитель представительства Комитета против пыток в Республике Башкортостан, которое представляет интересы потерпевших по делу.
Тем не менее обжаловать приговор правозащитники не намерены. «В связи с тем, что процесс занимает длительное время, нужно проделать большой объем работы, – говорит Садыков, – но сами потерпевшие уже не хотят являться на процесс, все устали от этого дела. Поэтому наши усилия бессмысленны». «Я и другие сотрудники нашей организации представляют интересы потерпевших на данном процессе, и если они передумают и выскажут пожелание обжаловать, мы обязательно это сделаем», – пообещал он.
«Нас не устраивает, что дело завершилось в таком виде еще и в связи с тем, что непосредственные виновники преступления, а именно рядовые омоновцы, 17 человек, которые избивали граждан, будучи в масках, даже не привлечены к уголовной ответственности, – посетовал Владислав Садыков. – Расследование дела в отношении «неустановленных сотрудников ОМОНа» приостановлено. Они и в данный момент продолжают служить в милиции». Но отвечая на вопрос, как, на его взгляд, это соотносится с реформой МВД, которая предполагает в том числе и качественное обновление состава милиции, юрист признался: «Это вопрос к МВД, каким образом они осуществляют отбор кадров. Мы исходим из презумпции невиновности. Не доказано – значит, невиновен. В милиции, кстати, проходила служебная проверка, и они не установили, что омоновцы применяли насилие в отношении граждан».
Глава комитета отметил, что после завершения дела наметились сдвиги и в вопросе выплаты компенсации потерпевшим. «Двое потерпевших подали иски по ранее вынесенному приговору в отношении пятерых сотрудников, и их иски были удовлетворены. Первому районный суд присудил 50 тыс. рублей, а Верховный сократил сумму до 15 тыс., второй по решению местного суда должен получить 80 тыс. Верховный суд этот иск еще не прошел, – рассказал он. – Сейчас появилось желание и у других потерпевших». В то же время процесс выплаты компенсаций проходит не без труда: «Начальник благовещенского РОВД подал кассационную жалобу на эти иски и в ней указал, что нужно отказать в удовлетворении в связи с тем, что по делу проходят более 200 потерпевших, если хотя бы один иск удовлетворить, то все начнут подавать», – возмутился правозащитник.