Следствие, с которым согласился и суд, пришло к выводу, что в аварии, произошедшей три года назад в самарском аэропорту, виноваты именно летчики, пилотировавшие Ту-134.
В тех условиях, в которые мы попали, я сильно сомневаюсь, что кто-то мог выйти с минимальными потерями
По судебному определению, которое цитирует РИА «Новости», ошибка летчиков состояла в том, что они не убедились в достаточной видимости при приближении к земле. Защита и сами летчики с этим не согласны и собираются оспорить приговор в Верховном суде.
Напомним, 17 марта 2009 года самолет Ту-134 авиакомпании «ЮТэйр», следовавший по маршруту Сургут – Самара – Белгород, приземлился за 400 метров до начала посадочной полосы, задел крылом землю и перевернулся. Вследствие крушения из 57 находившихся на борту человек шестеро погибли и 28 получили различные травмы.
«Как отмечают эксперты, к катастрофе привело неблагополучное стечение обстоятельств в работе диспетчерских служб и метеорологических. Серьезные недостатки наземных служб не позволили пилотам принять правильное решение. Так, фраза диспетчера о том, что самолет вышел за пределы взлетно-посадочной полосы, могла бы предотвратить аварийную посадку, но она не прозвучала», − отметил на судебном заседании вынесший приговор судья Евгений Калюжный. Однако окончательная вина лежит именно на пилотах, подчеркнул он.
В своем последнем слове второй пилот Андрей Лапанов заявил: «В тех условиях, в которые мы попали, я сильно сомневаюсь, что кто-то мог выйти с минимальными потерями».
Защита пилотов уже заявила о намерении обжаловать приговор: они полагают, что основная часть вины лежит на наземных службах, вовремя не предупредивших экипаж о неверной траектории захода на посадку.
В любом случае оба пилота избежали реального тюремного заключения – суд учел смягчающие обстоятельства, то есть, прежде всего, сложные метеорологические условия. Кроме того, вероятно, при вынесении приговора были учтены новые тенденции в судебной практике, которые недавно были предложены Верховным судом и поддержаны президентом Дмитрием Медведевым. В частности, российские судебная и пенитенциарная системы разнообразят виды выносимых наказаний, увеличивают процент условных тюремных сроков и вводят в распространение такой вид наказания, как «ограничение свободы» или домашний арест.
Такие тенденции связаны, во-первых, с необходимостью разгрузить тюрьмы как в физическом, так и в финансовом смысле, а во-вторых – с желанием властей не увеличивать сверх необходимого число людей, прошедших «блатные университеты». В число «условников» и «домашников», таким образом, попадают впервые осужденные за не тяжкие, неосторожные и не опасные для общества преступления.
Ранее к числу таких преступлений, безусловно, относились, например, дорожные аварии с участием частных автомобилей – за неосторожное убийство во время ДТП без отягчающих вину обстоятельств виновники уже много лет получают, в основном, условные наказания. Однако аварии в сфере общественного транспорта – особенно на железной дороге, в авиации и в судоходстве – традиционно карались в России строже. Там, где пилот, машинист или капитан потерпевшего крушение транспортного средства оставался жив, приговор чаще завершался реальным – причем многолетним – тюремным сроком.
В частности, авиадиспетчеры Жуковский и Сумской, признанные виновными в авиакатастрофе с гибелью футбольной команды «Пахтакор» в 1979 году, были осуждены на 15 лет лишения свободы каждый. На такие же сроки были осуждены капитаны потерпевших крушение в 1987 году пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев»; спустя шесть лет, правда, оба капитана были помилованы.
10 лет лишения свободы получил капитан Клейменов, командовавший речным лайнером «Александр Суворов»: в 1983 году судно потерпело крушение, снеся опору железнодорожного моста в Ульяновске. Он также получил помилование через шесть лет после начала срока, уточняет Википедия.
Между тем в странах европейской юридической традиции условные приговоры в таких случаях выносятся чаще. Так, после авиакатастрофы 2002 года над Боденским озером судебное разбирательство тянулось несколько лет, и менеджеры диспетчерской компании SkyGuide были признаны виновными. Однако наказания (приговоры были вынесены в 2006 и 2007 годах) ограничились условными сроками и денежными штрафами. Напомним, что россиянин Виталий Калоев, чьи дети погибли в катастрофе, еще до вынесения каких-либо приговоров убил авиадиспетчера Петера Нильсена, в дежурство которого и произошло крушение.