Неблагополучные расходы
Практически не снижается число криминальных посягательств на государственное имущество и бюджетные средства
Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский в четверг констатировал, что ситуацию с тем, как расходуются выделенные на оборону бюджетные средства, «благополучной признать нельзя».
«Практически не снижается число криминальных посягательств на государственное имущество и бюджетные средства, выделенные для нужд обороны, – заявил Фридинский в четверг на коллегии главной военной прокуратуры (ГВП) по совершенствованию надзора за сохранностью бюджетных средств. – В войска продолжает поступать некачественная и некомплектная продукция, не исполняются контракты по госзаказам, должным образом не решаются другие вопросы обеспечения жизнедеятельности воинских коллективов», – приводит слова Фридинского пресс-служба надзорного ведомства.
По данным ГВП, в этом году выявлено около 30 тыс. нарушений законов в ВС РФ, более 130 незаконных правовых актов командования было отменено. По результатам проверок возбуждено 745 уголовных дел, более 4 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Для защиты экономических интересов государства заявлено более 2,5 тыс. исков.
Сумма реально возмещенного в ходе надзорных мероприятий ущерба составила свыше 1 млрд рублей, однако, подчеркнул Фридинский, это меньше половины нанесенного государству ущерба.
Отметим, в январе глава ведомства, подводя итоги работы за прошлый год, констатировал: за 2009 год ущерб от коррупции в армии удвоился и превысил 3 млрд рублей. Усилиями прокуроров государству было возвращено лишь порядка 1 миллиарда.
Следствие ведут неадекватно
По мнению главного военного прокурора, его подчиненные «с натугой» реализуют свои полномочия по возмещению причиненного государству ущерба.
«Сергей Фридинский отметил, что организация прокурорского надзора за исполнением законов в этой сфере также далека от совершенства. В ряде округов снижена эффективность работы по выявлению коррупционных правонарушений. Должным образом не реализуются полномочия для возмещения причиненного государству ущерба. Не уменьшается количество преступлений и правонарушений, посягающих на бюджетные средства», – говорится в сообщении ведомства.
Фридинский также пожаловался на военных следователей: «Нельзя признать в полной мере адекватным складывающейся ситуации и то, как для борьбы с экономической преступностью используется потенциал следственных органов, – приводит слова Фридинского РИА «Новости». – Многие уголовные дела данной категории приобрели волокитный характер. Более половины из них расследуются дольше установленного законом срока. Так, 41 уголовное дело расследовалось свыше одного года. Снизилось число оконченных следствием уголовных дел этой категории, значительно меньше дел в текущем году доведено до суда. При этом, исходя из статистики таких правонарушений и размера причиненного государству ущерба, объективных причин для такого положения нет», – посетовал прокурор.
«Мы вправе рассчитывать и на более активную роль следствия в выявлении преступлений в бюджетной сфере – все необходимые полномочия у них для этого есть», – добавил Фридинский.
Напомним, еще в прошлом году официальные лица предупреждали, что число правонарушений в Вооруженных силах растет. Особое беспокойство Сергей Фридинский выражал в связи с серьезным ростом преступлений, совершенных офицерским составом. По его словам, офицерская преступность в Российской армии достигла наивысшего за последние десять лет уровня. В ряде воинских частей и соединений этот уровень достиг уже критической отметки. «Офицерами совершается уже каждое четвертое противоправное деяние», – возмущался Фридинский.
Пример для наглядности
Мы вправе рассчитывать и на более активную роль следствия в выявлении преступлений в бюджетной сфере
Между тем в четверг Генпрокуратура РФ обнародовала результаты проверки одного из предприятий ОПК – Объединенной судостроительной корпорации, где были выявлены многочисленные нарушения.
В частности, полученные в 2008–2009 годах на реализацию лизинговой программы судостроения бюджетные 4 млрд рублей длительное время не использовались по назначению, а размещались под проценты в коммерческих банках. Одновременно простаивали приоритетные лизинговые проекты по достройке и передаче в лизинг траулеров для рыболовных компаний и др.
Выявлен случай оплаты не выполненных подрядчиком ремонтных работ на сумму более 187 тыс. рублей.
«На пиар-услуги израсходованы не предусмотренные финансовым планом 12 млн рублей», – говорится в прокурорском отчете.
Приказы о поощрении работников издавались в отсутствие установленной системы оплаты труда. В прокуратуре, однако, не раскрывают, сколько премиальных выписали себе и подчиненным работающие в ОСК руководители.
«Вопреки требованиям Федерального закона «Об акционерных обществах» и устава корпорации ее финансовый план на 2009 и 2010 годы советом директоров не утверждался. Отчет об исполнении бюджета компании президентом компании ежеквартально не направлялся», – отметили в прокуратуре.
«В ряде случаев корпорация заключала сделки при наличии личной заинтересованности ее руководства, без достаточного обоснования произведенных затрат, имели место необоснованные расходы», – говорится в сообщении.
Так, в 2010 году корпорация перечислила в адрес одной коммерческой структуры порядка 650 тыс. рублей за поставку оргтехники. Проверка показала, что оборудование приобреталось без заключения необходимых договоров, что противоречит Гражданскому кодексу РФ. Анализ цен, размещенных в Интернете, показал, что стоимость закупленной техники превышает цену системного блока других поставщиков в среднем на 5 тыс. рублей, цену ноутбука – на 14 тысяч.
«В последующем деньги за оргтехнику были направлены другой компании, одним из учредителей которой является мать президента Объединенной судостроительной корпорации», – сообщили в Генпрокуратуре.
Всего в 2010 году корпорацией у коммерческой структуры приобретена оргтехника на сумму, превышающую 1 млн рублей.
В адрес президента ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Романа Троценко и руководителя Росимущества Юрия Петрова внесены представления об устранении нарушений.