В четверг президент РФ Дмитрий Медведев провел совещание по проблемам безопасности дорожного движения, в ходе которого внес ряд предложений по исправлению ситуации и озвучил требования к должностным лицам.
Дело даже не в том, как мы выглядим в сравнении с другими странами, а в том, что наши дороги были и остаются опасными для граждан
Обрисовывая сложившееся положение, глава государства привел цифры: в этом году на дорогах России погибли 11 тысяч человек, 110 тысяч были ранены.
«Есть и другая сторона проблемы – экономическая, – приводит слова Медведева ИТАР-ТАСС. – За последние пять лет совокупные потери экономики страны от ДТП составили 5,5 трлн рублей. Это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период».
Глава государства напомнил, что «по сравнению с Европой в России один из самых высоких уровней риска погибнуть на дороге».
«Но дело даже не в том, как мы выглядим в сравнении с другими странами, а в том, что наши дороги были и остаются опасными для граждан», – подчеркнул он.
По мнению главы государства, это следствие проблем, которые не нашли системных решений, – трудностей с организацией движения, состояния дорог, ответственности участников движения.
Медведев напомнил, что причиной практически 85% ДТП становится человеческий фактор, то есть несоблюдение правил дорожного движения: «Нарушают правила, причем непонятно зачем; это ментальная проблема», – сказал он.
Для улучшения ситуации с безопасностью на дорогах глава государства готов пойти на решительные меры. «Мы должны будем принять ряд жестких решений, если хотите – радикальных, по нескольким направлениям, – цитирует Медведева РИА «Новости». – Вы должны будете предоставить мне в короткие сроки конкретные предложения. Правительственная комиссия должна взять все эти вопросы под контроль», – потребовал президент.
Нынешнюю работу Госавтоинспекции глава государства подверг критике, потребовав от нее заниматься предупреждением правонарушений, а не наказанием.
«По сотрудникам ГИБДД. Основная претензия, что они не стремятся предупреждать правонарушения, а наказывают за уже совершенные действия, – сказал Медведев. – На это нужно обратить самое пристальное внимание – и самой службе, и МВД», – подчеркнул он.
Еще одно требование было выдвинуто властям на местах. «Организацией дорожного движения на муниципальных и межмуниципальных дорогах фактически не занимается никто, – заметил президент. – Но именно в городах и поселках происходит две трети ДТП. Дела с капитальным и текущим ремонтом дорог тоже обстоят посредственно. Более половины субъектов Федерации не финансируют эти работы в полном объеме».
Глава государства обратился и в целом ко всем участникам дорожного движения, призвав их уважительно относиться друг к другу. Он отметил, что это особо касается пассажиров автомобилей с «мигалками».
«Мы не выбираем соседей ни по дому, ни по лестнице, тем более по дорожному вопросу, но от этого зависит наша безопасная и комфортная жизнь, – напомнил Медведев. – То, как мы себя ведем, в конечном счете, связано со степенью уважения друг к другу... В равной степени это должно относиться ко всем, кто ежедневно оказывается в общем транспортном потоке, и касаться должно всех – и тех, кто едет на обычном транспорте, и тех, кто едет на транспорте, оснащенном спецсигналом», – подчеркнул он.
Президент коснулся также проблемы подготовки водителей. Говоря о работе автошкол в России, он обратил внимание на то, что в них нет квалифицированных инструкторов, экзамены сдаются формально, а водители не получают должных навыков.
Кругом взятки. Экзамены на права сдаются абсолютно формально. Пройдя такую школу, ничего, кроме отвращения к ней, не получишь
«В автошколах сегодня нет практически никакой ответственности за поведение их выпускников на дорогах. Нет ни современной материально-технической базы, ни квалифицированных инструкторов, – посетовал Медведев. – Да и мы знаем, как права даются после этих автошкол. Кругом взятки. Экзамены на права сдаются абсолютно формально. Пройдя такую школу, ничего, кроме отвращения к ней, не получишь».
Неудивительно, отметил президент, что более трети ДТП совершают водители, которые недавно получили права, хотя, казалось бы, именно они должны быть особенно внимательны на дорогах.
Президент также заявил о необходимости усовершенствовать систему помощи пострадавшим: «Наша главная задача – существенно сократить временные рамки поступления информации о ДТП, прибытия скорой помощи к месту аварии и подготовки медицинского учреждения к поступлению пострадавших», – заявил он.
Как писала газета ВЗГЛЯД, участившиеся в последние месяцы крупные ДТП с многочисленными жертвами стали поводом для высшего государственного руководства обратить внимание на проблему с дорогами. Дмитрий Медведев совсем недавно резко высказался на эту тему после трагической аварии в Ростовской области. Тогда в результате столкновения рейсового автобуса и масловоза погиб 21 человек.
В связи со случившимся президент РФ Дмитрий Медведев раскритиковал состояние российских дорог и безответственность многих водителей, призвав правоохранительные органы навести порядок.
«Это просто преступление. В этом смысле я считаю, что и Госавтоинспекция, и другие правоохранительные структуры должны предпринять все необходимое для того, чтобы навести на дорогах порядок. Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс управления дорожным движением», – подчеркнул Медведев.
По официальным данным ГИБДД, которые были подготовлены к прошедшему в четверг совещанию, число погибших на дорогах России в 3–5 раз превышает соответствующие показатели в развитых странах. На 100 тысяч населения гибнут 20 человек.
Причем по вине водителей маршруток происходит до 75% всех ДТП на общественном пассажирском транспорте в России. В первую очередь это объясняется низкой инструктивной безопасностью микроавтобусов марки ГАЗ, отмечает «Интерфакс».
Тем не менее положительная динамика в дорожной статистике все же прослеживается. Так, в 2008 году в России на 6,6% снизилось количество ДТП, число погибших уменьшилось на 10%, а раненых – на 7,3%.
«Позитивная тенденция сохраняется и в текущем году», – отмечают в ГИБДД.
Главными факторами, препятствующими повышению безопасности дорожного движения в России, называются пробелы в законодательной базе, а также плачевное состояние уличной дорожной сети.