О создании Объединенного стратегического командования воздушно-космической обороны (ОСК ВКО) «Интерфаксу» сообщил источник в Генеральном штабе.
На этом этапе речь идет не о ликвидации КСпН, о смене его оргштатной структуры и наименования, а также расширении функций и полномочий
Планируется, что со временем под единым командованием окажутся все силы и средства, предназначенные для стратегической обороны страны как от угроз с воздуха, так и из космоса. Это вполне отвечает современной мировой тенденции слияния структур, решающих стратегические задачи, в более крупные объединения на общегосудартвенном уровне. Однако пока, судя по всему, речь идет лишь о некотором расширении функций бывшего Командования специального назначения (КСпН), на базе которого создается новая структура.
По словам собеседника агентства, новый орган военного управления создается на базе расформированного с 1 июля Командования специального назначения Московского округа ПВО, а также ряда других структур Военно-воздушных сил и Космических войск России. Формирование новой военной структуры должно завершиться до конца года.
Штаб ОСК ВКО разместится вблизи подмосковной Балашихи, где ранее находилось управление 1-го корпуса противовоздушной обороны. ОСК ВКО будет находиться под общим руководством Генштаба.
#{help=254417}
Основу подсистемы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, а также подсистемы поражения средств воздушно-космического нападения иностранных государств составят соединения и части авиации и войск ПВО ВВС и войск ракетно-космической обороны из состава космических войск, уточнил силовик.
В настоящее время ситуация такова, что комплексы противокосмической обороны Центрального промышленного района, включая стрельбовые комплексы противоракет А-36, находятся в оперативном подчинении командования Космических войск (КВ), так же, как и система раннего предупреждения о ракетных пусках (СРПРП), состоящая из сети загоризонтных радаров. Собственно, эти противоракеты и должны сбивать вражеские боеголовки как на атмосферном, так и на заатмосферном участках траектории.
Кроме того, в распоряжении КВ имеются системы слежения за орбитальными аппаратами, включающие электронно-оптические и радиолокационные станции. При этом низкоорбитальные аппараты могут быть поражены с помощью обычных межконтинентальных ракет – такие опыты проводились. Короче, задачи обнаружения и поражения баллистических целей находятся в ведении командования КВ.
Задачи противовоздушной обороны до сих пор решало Командование специального назначения, сформированное в 2002 году на базе 1-го корпуса Московского округа ПВО. Поскольку количество целей, траектории которых лежат преимущественно в границах земной атмосферы (их называют аэродинамическими – самолеты, вертолеты, крылатые ракеты – и аэробаллистическими – ракеты малого и среднего радиуса действия, оперативно-тактические ракеты и ракеты авиационного базирования), отличается большим разнообразием, то и средства контроля поражения в войсках ПВО более разнообразны. Кроме зенитных ракет разного класса дальности это и истребители-перехватчики, и даже фронтовые бомбардировщики, предназначенные для нанесения превентивных даров по позициям ракетных комплексов противника, и самолеты дальнего радиолокационного наблюдения, и даже вертолеты для перехвата малоскоростных целей.
#{weapon}
В таком разделении обязанностей есть четкий смысл. Действительно: ракета ракете рознь. Например, перехватчики системы А-36 относятся, скорее, к космической технике и ближе по конструкции к баллистическим ракетам и ракетам-носителям, поэтому логично, что их эксплуатацией занимаются именно космические войска, а не войска ПВО.
Но с другой стороны, техника, стоящая на вооружении войск ПВО, сегодня способна работать и по объектам в ближнем космосе. Это доказали американцы, сбившие терпящий аварию военный спутник ракетой SM-3, к этому стремятся и разработчики отечественного комплекса С-400: в настоящее время ведутся работы по созданию для него ракеты с досягаемостью по высоте более 100 км, способные работать и по баллистическим целям.
Таким образом, возможности различных систем сближаются. Комплексы противовоздушной обороны приобретают свойства, присущие ранее лишь стратегическим системам. Таким образом, множества целей, находящихся в ответственности КВ, и целей, находящихся в ответственности ПВО, пересекаются в некоторых областях.
Было бы логично создать структуру, более тесно координирующую действия этих систем, чем Генеральный штаб, осуществляющий общее руководство и управление войсками. Такой структурой и должно стать новое командование. При этом поддержанием всех частей войск в состоянии полной боевой готовности и своевременным исполнением подаваемых свыше команд по прежнему будут ведать прежние штабы и командования структуры: например, ВВС в случае с истребителями-перехватчиками или КВ в случае с противоракетами. Однако оперативным руководством, как и принятием решений на применение того или иного вида оружия, будет ведать Объединенное командование – в соответствии с задачами, поставленными перед ним высшим политическим руководством страны.
Однако, как пояснил газете ВЗГЛЯД источник в Министерстве обороны, в настоящее время ни одного дополнительного подразделения, кроме тех, которыми располагало до сих пор Командование специального назначения, в состав новой структуры передано не было. На этом этапе речь идет не о ликвидации КСпН, о смене его оргштатной структуры и наименования, а также расширении функций и полномочий в соответствии с новыми задачами. Процесс наращивания возможностей и сил будет происходить постепенно, пока лишь в рамках Центрального промышленного района, где проживает 30% населения страны с постепенным включением в зону ответственности Объединенного командования новых территорий, вплоть до Дальнего Востока.