Официальное открытие IV Международного военно-морского салона в Петербурге состоится утром в четверг. Взоры участников торжественной церемонии будут услаждать фигуры высшего пилотажа в исполнении пилотов знаменитых отрядов «Русские витязи» и «Стрижи».
Как бы события ни развивались, планируем наращивать строительство
Но работа салона фактически началась уже в среду. На территории выставочного комплекса «Ленэкспо», где проходят основные события МВМС-2009, много народа. Причем не только специалистов – конструкторов, представителей судостроительных заводов, людей в морской форме; много здесь и обычных горожан. Салон открыт для всех. Петербуржцы приходят сюда целыми семьями, мамы с колясками позируют на фоне морских фрегатов и корветов. Самые смелые забираются по трапу на борт и просят мужчин вернуть их на землю.
Непосредственно у «Ленэкспо» можно увидеть российские военные корабли: фрегат «Ярослав Мудрый», корвет «Стерегущий», десантный корабль на воздушной подушке «Мордовия», а также несколько иностранных. Во вторник в городе пришвартовался английский фрегат St. Albans, в среду – французские тральщики Sagittaire и Pegase, в четверг ожидается прибытие десантного транспорт-дока ВМС Нидерландов «Йохан де Витт».
Источником главных новостей на салоне стал главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. Выступая на пресс-конференции, он заверил собравшихся, что Россия будет наращивать строительство новых военных кораблей.
«Как бы события ни развивались, планируем наращивать строительство», – заявил он.
Дальше еще интереснее – главком не исключил возможности покупки кораблей и за рубежом, если такая необходимость возникнет. Отметим, что наша страна не закупала военные корабли за границей уже около двух десятков лет, со времен распада Советского Союза. До этого в составе ВМФ СССР был ряд кораблей, построенных в других странах соцлагеря.
Также Высоцкий пообещал, что российский флот в скором времени начнет более активно участвовать в международных военно-морских выставках в других странах. Пока эта практика у нас не очень развита, признал главком, но на то были объективные причины. Перед военным флотом России в последние годы стояли несколько другие задачи: например, упор делался на интенсивные дальние переходы и возвращение присутствия нашей страны в дальних морях и океанах.
Теперь руки у моряков должны дойти и до выставок.
«Мы не возражаем против участия наших кораблей в иностранных военных салонах, – заметил Высоцкий и пообещал, что уже в 2011 году Россия будет готова продемонстрировать всему миру свои достижения. – Этот год должен стать в этом отношении переломным».
Главком сохранил интригу и не стал уточнять, чем именно российский ВМФ собирается удивлять иностранцев, заметив лишь, что «мы покажем за границей то, чего еще не показывали».
Помимо ВМФ большую активность на военно-морском направлении развил Рособоронэкспорт. В 2010 году компания поставит во Вьетнам два военных фрегата «Гепард». А до 2015 года оборонщики собираются продать за рубеж не менее 30 современных российских подводных лодок. Упор будет делаться на дизельные подлодки четвертого поколения, которые могут развивать высокую скорость и совершать дальние переходы.
Как отмечалось выше, у причала рядом с выставочным комплексом встретились боевые корабли России и ряда западноевропейских государств. Интересно, что военные моряки уже успели договориться о совместных действиях против пиратов. Как рассказал на пресс-конференции на борту английского фрегата St. Albans атташе по военно-морским делам посольства Великобритании в России Гарри Ньютон, принято решение о том, что военные корабли двух стран будут совместно патрулировать побережье Сомали в Аденском заливе уже этой осенью.
Международный военно-морской салон (МВМС), проходящий в Петербурге в четвертый раз, – это один из трех крупнейших в мире военно-морских салонов наряду с французским «Евронавалем» и сингапурским Imdex. МВМС проводится раз в два года.
Главный организатор МВМС-2009 – Роспром, непосредственное отношение к салону имеют Минобороны, МИД и Рособоронэкспорт. Глава оргкомитета салона – вице-премьер Сергей Иванов.
В этом году в его работе принимают участие около 350 предприятий из 28 стран мира. Среди участников – Объединенная судостроительная корпорация, Рособоронэкспорт, Объединенная промышленная корпорация, «ЦКБ МТ «Рубин», MAN Ferrostaal АG, Marlog и многие другие.
Тематика салона охватывает все этапы создания кораблей и морской техники в комплексе, сообщают представители пресс-службы салона. Это кораблестроение и судостроение, энергетические установки, оружие и вооружение, морская авиация, системы навигации и управления, инфраструктура обеспечения, новые материалы и технологии.
Интересно, что в одном из павильонов «Ленэкспо» выделили место даже для нескольких музеев – по соседству со стендами конструкторов расположились «выездные филиалы» Центрального военно-морского музея и… Музея политической истории. Посетители с интересом разглядывают модели современных и старинных кораблей и смотрят на форму и знаки отличия моряков разных эпох.