В пятницу Конституционный суд России огласил постановление по проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности».
Механизм реализации прав отцов в России сложен и малоприменим
Оценив, насколько в стране соблюдается равенство мужчин и женщин в деле воспитания детей, суд встал на сторону отцов, которые из-за болезни жен вынуждены уходить с работы и сидеть дома с маленьким ребенком.
Поводом для рассмотрения вопроса стала ситуация, в которую попал житель Тольятти, ведущий инженер АвтоВАЗа Михаил Ермолов, сообщается на официальном сайте Конституционного суда России.
Когда жену Ермолова положили в больницу, мужчина остался один с годовалым сыном и оформил на себя больничный лист по уходу за ребенком. Сын в это время был здоров, просто его не с кем было оставить.
По прошествии двух недель инженер вернулся на работу и предъявил руководству лист временной нетрудоспособности и справку из больницы, где лечилась жена. Однако работодатель отказался платить сотруднику за время, проведенное дома с ребенком.
Тогда Ермолов обратился к служителям Фемиды. В мировом суде Тольятти он попытался взыскать с руководства сумму в размере пособия по временной нетрудоспособности – около 8 тыс. рублей. Но и суд встал на сторону работодателя. Мировой судья отказался принимать иск к производству, объяснив тем, что выплата денег отцу по уходу за здоровым ребенком, даже если больна его мать, законом не предусмотрена.
Ермолов не сдался и обратился в суд более высокой инстанции – Автозаводский районный суд Тольятти. Там отметили, что ситуация нестандартная, решили приостановить ход дела и обратились за разъяснениями по проблеме Ермолова в Конституционный суд (КС) России. Уточнений потребовала ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». По мнению тольяттинских судей, этот закон не предусматривает права отца ухаживать за здоровым ребенком во время болезни его матери и получать за это деньги. То есть закон противоречит 38-й и 39-й статьям Конституции, гарантирующим равные права и обязанности родителей.
Юристы проштудировали проблемный вопрос и дали отцам надежду. В пятницу Конституционный суд объявил, что оспариваемая часть Федерального закона соответствует Конституции, то есть не ущемляет право отцов выходить в отпуск по уходу за детьми и получать за него полагающиеся выплаты.
Но одно дело – теория, другое – практика. Механизм реализации прав отцов в России действительно сложен и малоприменим. Конституционный суд потребовал упростить эту процедуру. Присутствующие на заседании КС в Петербурге также сочли, что одного разъяснения суда по этому поводу будет недостаточно, и сошлись на том, что необходимо четко прописать права Михаила Ермолова и его собратьев по несчастью в рамках другого федерального закона. Госдума скоро должна рассмотреть такой законопроект.
Кстати, на отпуск по уходу за ребенком до трех лет могут претендовать не только его мать или отец, но и другие члены семьи, если установлено, что именно они ухаживают за малышом.
Отметим, что в странах Скандинавии, в частности Швеции, отцы, ухаживающие за годовалыми детьми, – норма жизни. Довольно внушительная часть пап (они называются лиедиг) после рождения потомства оформляют отпуск по уходу за новорожденным и на несколько лет уходят с работы, предоставляя женам возможность работать или учиться. За это мужчинам выплачивается 80% от зарплаты.