Общество

5 сентября 2007, 21:10

Поезда обгоняют самолеты

Фото: Reuters

Пассажирский поезд железнодорожной сети Eurostar совершил в минувший вторник первый пассажирский рейс по новой линии, соединяющей Париж и Лондон через Евротоннель. Попутно был установлен рекорд скорости: расстояние в 492 километра от парижского Северного вокзала (Gare du Nord) до лондонского Сент-Панкрас (St Pancras) поезд преодолел за 2 часа 3 минуты 39 секунд. Это почти на полчаса быстрее прежнего рекорда.

Глава Eurostar (U.K.) Ltd Ричард Браун назвал вторник «днем, знаменующим вхождение Британии в европейский клуб скоростных поездов». Браун напоминает, что раньше Eurostar мог перемещаться с большой скоростью на территории Франции, но в Британии был вынужден ехать медленнее, так как делил пути с обычными поездами.

Рекламная кампания линии Париж – Лондон проходит под девизом «Забудь Ватерлоо

«Теперь мы можем запустить скоростные поезда от тоннеля под Ла-Маншем до Лондона, сделав путешествие между городами быстрее и удобнее».

В свою очередь французский партнер транснациональной компании президент Eurostar и директор Французских железных дорог (SNCF) Гийом Пепи заявил: «За два месяца до открытия нового вокзала в Лондоне и старта первого регулярного рейса поезда компания доказала, что сокращение пути между Парижем и Лондоном становится реальностью».

Следует напомнить, что авиаперелет между Лондоном и Парижем занимает сейчас 3,5–4 часа с учетом дороги до посадочного терминала, процесса регистрации и самого перелета (включающего ожидание в воздухе над аэродромами вылета и прибытия). Да и процесс регистрации пассажиров на железной дороге проще, быстрее и демократичнее, чем у авиаперевозчиков. К тому же вокзалы, в отличие от аэропортов, расположены практически в самом центре города.

Первыми пассажирами экспресса стали журналисты ведущих французских и британских СМИ, а также VIP-персоны. Этот рейс можно считать техническим: регулярная эксплуатация новой линии начнется 14 ноября.

Но уже сегодня компания Eurostar предлагает всем желающим (в том числе и россиянам) заказать билет с открытой датой поездки в оба конца по цене всего 94 долл. (202 доллара в бизнес-классе), что почти в два раза дешевле, чем авиабилет на рейс Орли – Хитроу.

Рекламная кампания линии Париж – Лондон проходит под девизом: «Забудь Ватерлоо», который одновременно напоминает и о знаменитом поражении Наполеона в 1815 году, и о том, что скоростные поезда отныне не будут приходить на лондонский вокзал Ватерлоо – с 14 ноября Eurostar переносит свою лондонскую штаб-квартиру со знаменитого вокзала на отреставрированный Сент-Панкрас, где построено шесть платформ для приема скоростных составов.

Запуск новой линии и перестройка вокзала в Лондоне обошлось в 5,8 млрд фунтов (около 11,6 млрд долларов), сообщает BBC.com. Высокая стоимость проекта объясняется дорогостоящими инженерными работами: новые железнодорожные пути для Eurostar прокладывали над рекой Медуэй и над Темзой.

Любопытно, что согласно заявлению представителя компании London and Continental Railways, занимавшейся инженерными работами на скоростной линии, новый маршрут Eurostar – первая железная дорога, построенная в Британии за последние 100 лет.

Идеологически, свое происхождение линии Eurostar ведут от французской скоростной железнодорожной сети TGV (train à grande vitesse – скоростной поезд). Впервые идея создания TGV возникла в 1960-е годы в ответ на строительство Японией скоростной сети Синкансэн (1959 год).

В то время французское правительство покровительствовало новым технологиям, велись исследования по созданию магнитно-левитирующих составов и даже поездов на воздушной подушке Aérotrain. Одновременно с этим SNCF начало проектирование скоростного поезда, который можно было бы использовать на обычных железных дорогах.

Первоначально планировалось, что TGV будет турбопоездом (с газотурбинным двигателем), само название расшифровывалось как turbine grande vitesse (скоростная турбина). Газовая турбина была выбрана в качестве двигателя за относительно небольшой размер, а также большую удельную и выходную мощность.

Был построен первый прототип TGV 001 с этим типом двигателя, однако дальше дело не пошло: резкое увеличение цены на нефть во время энергетического кризиса 1973 года вынудило отказаться от турбин. Топливного бака TGV 001 объёмом в 8 тыс. литров хватало только на 1100 км пути. Было решено реализовывать проект на основе электропоездов, питающихся от подвесной контактной линии. Планировалось, что электричество будет вырабатываться в достаточном количестве на новых французских атомных электростанциях.

Перевод TGV на электрическую тягу потребовал существенных изменений в композиции поезда. Создание полностью электрического прототипа под кодовым названием Zébulon было закончено в 1974, на нем были обкатаны новые двигатели, пантографы, подвеска тяговых двигателей и тормозная система.

Установка новых двигателей позволила уменьшить вес головных вагонов на 3 тонны. В ходе испытаний прототип преодолел почти миллион километров пути. В 1976 году французское правительство выделило деньги на крупномасштабную реализацию проекта TGV, и вскоре началось строительство первой скоростной линии LGV Юго-Восток.

Пассажирское сообщение TGV между Парижем и Лионом было открыто 27 сентября 1981 года. Сегодня скоростные линии, основанные на технологии TGV, были построены в Бельгии, Нидерландах и Великобритании – все они соединены с французской сетью. Благодаря совместимости колеи с обычными линиями TGV обслуживают более 200 направлений во Франции и за ее пределами.

Сообщение Eurostar открылось в 1994 году, соединив континентальную Европу с Лондоном через Евротоннель. Эта линия частично использует путевую сеть LGV Северная Европа во Франции. Поезд Eurostar по существу является удлиненным TGV, приспособленным для эксплуатации в Великобритании и Евротоннеле.

В число отличий входит меньший профиль, удовлетворяющий британским габаритным стандартам, созданные в Великобритании асинхронные тяговые электродвигатели и улучшенная система пожаробезопасности на случай возгорания в тоннеле.

На этот случай составы Eurostar состоят из двух частей, несочлененных в середине, то есть при поломке или чрезвычайной ситуации в Евротоннеле половину поезда можно отцепить, чтобы та своим ходом покинула тоннель. Каждая такая половинка состава имеет свой номер.

Вообще скорость составов TGV/Eurostar ограничена только характеристиками рельсового пути, поэтому на линиях действует ограничение на минимальную скорость. Иными словами, поезда, неспособные развивать большие скорости, не должны использовать LGV, которые предназначены только для скоростного пассажирского сообщения.

Для обеспечения максимальных скоростных характеристик радиус кривых на LGV значительно больше, что позволяет поездам двигаться с большой скоростью, не создавая ощутимой для пассажиров центробежной силы. Радиус поворотов на LGV должен быть не меньше 4 километров. Новые линии проектируется с учетом радиусов в 7 километров, с перспективой на будущее увеличение максимальной скорости.

Кроме того, новые пассажирские вагоны, получившие прозвище Pendolino (от итальянского «маятник»), оснащены системой гироскопов, позволяющих на поворотах удерживать пол вагона параллельно горизонту.

Именно TGV принадлежит мировой рекорд скорости для железнодорожных составов. 4 марта этого года TGV побил мировой рекорд для пассажирских поездов, развив скорость 547,8 км/ч на прямом участке железной дороги на востоке Франции, побив предыдущий рекорд 515,3 км/ч, установленный таким же поездом в 1990 году.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Страны G7 начали отказываться от идеи изъятия российских активов
Темы дня

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Украинскую диаспору в США шокировал разговор военных на русском

Представители украинской диаспоры в Вашингтоне шокированы тем, что приглашенные бойцы ВСУ, которые проходили реабилитацию в Штатах, начали разговаривать между собой на русском языке, сообщил экс-министр экономики Украины Тимофей Милованов.

В Германии признали прорыв российских военных под Часовым Яром

Украина все еще ведет бои близ города Часов Яр, в то время как российские военные уже совершили прорыв в этом стратегически важном месте, поделился мнением корреспондент немецкого телеканала Welt Кристоф Ваннер.

В Чехии заявили о невозможности отправить украинских уклонистов на родину

Чехия поддерживает беженцев с Украины, но не уклонистов от призыва, заявил министр иностранных дел республики Ян Липавский, слова которого приводит портал novinky.cz.

В России заявили о «зашкаливающей» предвзятости МВФ

Предвзятость в аналитике Международного валютного фонда (МВФ) всегда была, но в данный момент этот уровень просто зашкаливает, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Странное свечение над Тверью объяснили запуском американской ракеты-носителя

Яркое северное сияние в небе над Тверью может быть последствием пролета запущенной Соединенными Штатами ракеты-носителя Falcon 9.

Морпехи ЧФ уничтожили украинскую ДРГ в Херсонской области

Расчет автоматического гранатомета АГС-17 «Пламя» морской пехоты Черноморского флота уничтожил диверсионно-разведывательную группу ВСУ на одном из островов в дельте Днепра, сообщили в Минобороны России.

Новая мощная вспышка произошла на Солнце

Новая мощная вспышка произошла на Солнце, велик риск попадания облаков выброшенной плазмы на Землю, сообщили в лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Российские и американские военные оказались на одной авиабазе в Нигере

Российские военнослужащие разместились на территории авиабазы 101 в Нигере, где также дислоцированы американские войска, сообщили в Пентагоне.

В украинской разведке завели речь о мирных переговорах

Киев не может выиграть вооруженный конфликт исключительно на поле боя, мирные переговоры станут условием для окончания боевых действий, заявил журналу The Economist замначальника ГУР Минобороны Украины Вадим Скибицкий.

Украинские СМИ: Макрон не присылает войска и не спешит с визитом в Киев

Французский президент Эммануэль Макрон вопреки собственным заявлениям не присылает войска на Украину, несмотря на совершаемые российскими военными успехи, пишет украинское издание «Страна».

«Грады» уничтожили пункты временной дислокации ВСУ у границы с Белгородом

Расчеты РСЗО «Град» группировки прикрытия госграницы уничтожили пункты временной дислокации (ПВД), технику и живую силу ВСУ в приграничном с Белгородской областью районе Украины, сообщили в Минобороны России.

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году

Взрывотехническая экспертиза по делу о теракте на Крымском мосту в 2022 году показала, что для подрыва использовалось самодельное взрывное устройство мощностью, эквивалентной 10 тоннам тротила.
Мнения

Сергей Худиев: Почему Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?