Общество

15 февраля 2007, 21:27

Профсоюз для уважаемых людей

Фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Отечественные автовладельцы любят жаловаться на то, что они являются едва ли не самой притесняемой группой населения страны. Нельзя сказать, что их претензии беспочвенны, однако в этом вопросе есть целый ряд нюансов. Связанных не в последнюю очередь с тем, как ведут себя на дорогах сами автолюбители. Так или иначе, но в социальном плане они представляет собой весьма активную (и при этом многочисленную) прослойку населения. И этот фактор может сыграть определенную роль в наступающем электоральном сезоне.

Года три назад автору довелось посетить Киев, где он был приятно удивлен вежливостью тамошних водителей: не успеешь поставить ногу на «зебру», как все машины дружно начинают тормозить, сколь бы плотным ни был трафик. Для Москвы, да, пожалуй, и России в целом, – явление, мягко говоря, необычное.

Нервные людиНемного истории

Зато в чем нашим автолюбителям не откажешь, так это в чувстве собственного достоинства. Это еще с советских времен повелось

Есть распространенное мнение, что автомобилисты у нас народ нервный. Так это или нет – вопрос философский, но факт остается фактом: джентльменское поведение на дорогах в России пока редкость. Скажем, в умении особенно эффектно забрызгать несчастного «голосующего на обочине» – тут мы, надо полагать, тоже впереди планеты всей. Да, дороги у нас убираются совершенно омерзительно, но вот эта самая удаль «половчее забрызгать» – это наше, родное.

Слышу возмущенные крики читателей: «Это не мы!» Очень хорошо, приятно иметь дело с воспитанными, интеллигентными людьми. Скажите, пожалуйста, а взятки гаишникам (или как там они сейчас называются) – это тоже не вы даете?.. То есть вот никогда-никогда?..

На то обычно возражают, что-де гаишники у нас коррумпированные. С этим не поспоришь: берут, подлецы, и похоже, что это уже не то что не исключение, а самая натуральная система. Но штука в том, что берут все же в основном за реальные нарушения. Подчеркиваю, именно реальные: за всякую ерунду типа огнетушителя или просроченных лекарств в аптечке приставать к водителям сейчас немодно. Зачем, когда кругом нарушителей полно?..

А теперь скажу страшную крамолу. Если бы все гаишники как один вдруг перевоспитались и завязали со взятками, думаете, было бы российским водителям счастье?.. Ох, сомневаюсь... При строгом соблюдении отечественного законодательства (заметим, не то чтобы особо сурового) наши автолюбители натурально взвыли бы максимум на второй день. Не верите?.. Пообщайтесь с теми, кто пробовал водить машину во время краткого пребывания, к примеру, в Америке. Там и штрафы поразорительней, да и за решетку можно угодить достаточно легко. Причем один из самых простых способов – предложить взятку тамошнему стражу дорог: американцы к этому как-то не привыкли.

Правовой нигилизм и его последствия

Статистика смертности от автоаварий в РФ хорошо известна, повторять ее в сотый раз как-то не хочется

Впрочем, я обещал сделать весьма смелое утверждение, а пока говорю вещи банальные и достаточно известные. Что ж, извольте получить небанальное. Автомобилисты среди всех крупных групп российского общества характеризуются наибольшей долей взяткодателей. То есть можно найти и более «взяткодающие» прослойки – к примеру, бизнесмены, имеющие дело с таможенными органами. Однако такие прослойки достаточно малочисленны: тех же «внешторговцев», мягко говоря, не безумно много. А вот число личных автомобилей в России уже исчисляется десятками миллионов, и похвастаться тем, что ни разу в жизни не давали взятку гаишнику, могут лишь очень немногие. Так что тезис наших «автомобильных защитников» (таких как Вячеслав Лысаков, Леонид Ольшанский или Виктор Похмелкин) о чрезвычайной коррумпированности отечественных автоинспекторов в любом случае грешит односторонностью: почвой для коррупции являются все же именно автомобилисты.

При этом важно понимать, что развитая коррупция является лишь одним из индикаторов правового нигилизма. Правила нарушают все кому не лень. Может быть, не с такой беспримерной наглостью, как новые русские (вспомним хотя бы громкое дело г-жи Гличьян, «на ровном месте» осуществившей наезд на автоинспектора), но по мелочам – пожалуй что и большинство.

Тут можно возразить, что к законам у нас в стране пренебрежительно относятся все – и об этом еще Щедрин писал аж полтора века назад. Вот только далеко не у всех под рукой при этом «средство повышенной опасности» – а это сильно меняет ситуацию. Высокая аварийность – бич отечественного автомобилизма, и сваливать тут все на низкое качество российского автопрома – изрядное лукавство.

Скажите, а когда пьяные за руль садятся – тут тоже производители ТАЗов виноваты?.. Нет, понятно, что «на Руси веселие есть пити», вот только в случае нетрезвого автомобилиста веселье слишком часто оборачивается горем. Статистика смертности от автоаварий в РФ хорошо известна, повторять ее в сотый раз как-то не хочется. Лучше бы на общемировом фоне «ракетами и в области балета» выделяться, мне кажется.

Люди с высокой самооценкой объединяются

Зато в чем нашим автолюбителям не откажешь, так это в чувстве собственного достоинства. Это еще с советских времен повелось: «кто с машиной, тот и царь дороги». Тем более что автовладельцы, как правило, характеризуются превышающим средний по стране уровнем доходов и образования. «Социально активная» группа, представители которой очень строго следят за соблюдением своих прав и весьма болезненно реагируют на их ущемление. Об обязанностях… впрочем, см. выше.

Неудивительно, что появление «самовыдвигающихся» лидеров встречает в среде автомобилистов одобрение: эта среда, вообще говоря, весьма склонна к социальной самоорганизации. Люди с высокой самооценкой считают вполне естественным, что и их права подлежат защите (что до обязанностей… ах, ну да…). Как вариант – в форме своего рода профессионального союза. Или, если угодно, своеобразного лобби.

Все это на первый взгляд действительно вполне логично. Более того, некоторые совместные действия автомобилистов можно назвать бесспорно полезными для общества.

Немного смущает еще вот что. Как некий институт гражданского общества объединение автомобилистов выглядит, со всеми приведенными оговорками, вполне привлекательно.

Но вот когда наблюдаются очевидные элементы политизированности – тут ощущения, честно говоря, уже несколько иные. А ведь чтобы далеко не ходить, та же долгоиграющая акция «Нет – мигалкам!» – это все же именно политика. Что с учетом начала электорального сезона выглядит по меньшей мере уже не столь благородно. Особенно с учетом того, что «народные защитники автомобилистов» уже сейчас часто вступают в альянсы с публичными политиками. Не хочется произносить слово «популизм», но чем-то подобным от подобных симбиозов действительно зачастую отдает.

А так – ну что, гильдия как гильдия. Автомобилисты беспокоятся за свои права и встают на их защиту. От кого?.. Впрочем, это уже совсем философский вопрос…

P.S.: Автор статьи не водит машину и, соответственно, личным автотранспортом в собственности не располагает.

Текст: Сергей Ильин

Вам может быть интересно

На Украине решили отправить воевать больных раком и ВИЧ
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Политолог сказал, какие страны Европы могут депортировать украинских уклонистов

Премьер Грузии выразил Госдепу США разочарование из-за попыток устроить в стране революцию

Ивлеева прокомментировала «голую вечеринку» словами «не в то время, не в том месте»

Новости

В Кремле назвали прямой эскалацией слова Кэмерона об ударах Украины по России

Слова главы МИД Великобритании о праве Украины наносить удары по территории России с помощью британского оружия являются прямой эскалацией, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В Германии признали прорыв российских военных под Часовым Яром

Украина все еще ведет бои близ города Часов Яр, в то время как российские военные уже совершили прорыв в этом стратегически важном месте, поделился мнением корреспондент немецкого телеканала Welt Кристоф Ваннер.

Медведев нашел тройную пользу для России от швейцарской «мирной конференции»

Запланированная в Швейцарии «мирная конференция» принесет России тройную пользу, выразил мнение зампред Совбеза Дмитрий Медведев.

В Совфеде отреагировали на данные об отказе G7 от полной конфискации российских активов

Политики «Большой семерки» выдвигают резонансные идеи об использовании российских активов для поддержки Украины. Но когда к обсуждению подключаются банкиры и юристы, то те «жмут на тормоза», поскольку все риски становятся очевидными, сказал газете ВЗГЛЯД сенатор Андрей Климов. Ранее FT сообщила об отказе стран G7 от идеи полной конфискации замороженных активов РФ.

Грузия напомнила Парижу о «брутальных» действиях французского спецназа на митингах

Позиция МИД Франции по последним событиям в Грузии «лишена объективности», заявило грузинское внешнеполитическое ведомство в пятницу, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ уничтожила прибывшего в Россию из Литвы диверсанта военной разведки Украины

ФСБ ликвидировала прибывшего из Литвы диверсанта Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР МО), который планировал совершить серию терактов на военных и энергообъектах в Московском регионе и Ленинградской области, сообщили в ЦОС ФСБ.

СК начал проверку сообщения о выселении мигрантом семьи пропавшего на СВО бойца

Продолжается проверка по сообщению о нарушении прав жительницы в местном поселке в Ростовской области, по предварительным данным, ее и ее 14-летнюю дочь выселил из дома мигрант, сообщили в региональном следственном управлении СК.

Парады 9 Мая пройдут в 25 городах России

На 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне парады пройдут в семи городах-героях и в 18 городах, где размещены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании.

Изъятое огнестрельное оружие, подлежащее утилизации, решили передавать на нужды СВО

Рабочая группа по СВО внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность передачи на нужны спецоперации на Украине изъятого и конфискованного оружия, сообщил глава группы, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Шойгу: ВСУ в апреле теряли до 1 тыс. человек ежесуточно

Украинская армия в апреле теряла до тысячи военнослужащих в сутки, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом ВС России.

Эксперты поспорили о сроках выхода американского контингента из Нигера

Вывод войск США из Нигера займет примерно два-три месяца. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказала африканист Тамара Андреева. Она напомнила, что в такой срок уложились французы, покинувшие африканскую страну ранее. Несколько иную позицию высказал африканист Андрей Маслов. По его мнению, Пентагон будет всячески затягивать этот процесс. Ранее российские и американские военные оказались на одной базе в Нигере.

Ряд военных атташе посетили выставку трофеев на Поклонной горе

Аккредитованные в Москве военные атташе нескольких стран посетили выставку захваченной в ходе спецоперации боевой техники ВСУ с образцами из стран НАТО на Поклонной горе.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?